Анкетирование

Плюсы и минусы

Среди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть:

  • Практичность и доступность. Это один из самых недорогих методов социологических и маркетинговых исследований.
  • Большой объем информации. Анкетирование может охватывать десятки тысяч человек, причем дистанцированных друг от друга.
  • Широкая сфера применения. Темы могут быть самыми разными, а, результаты в обобщенном виде пригодны для решения необозримого спектра задач.
  • Анонимность. Участники могут быть уверены в конфиденциальности личных данных. Результаты используются в обобщенном виде, без привязки к личности респондента.
  • Простая стандартизация. Анкетеры (организаторы опроса) уверены, что участники отвечают на идентичные вопросы, что значительно упрощает анализ результатов.

Наиболее весомым недостатком этого метода является большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Ну и непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь также нельзя сбрасывать со счетов.

Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?

Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.

Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.

Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.

Пример:

А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.

При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.

Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.

Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.

Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.

Коррекция работы учебного заведения

Заботящиеся о своем реноме вузы и колледжи нередко прибегают к опросам первокурсников с целью скорректировать (в лучшую сторону, естественно) организацию вступительной кампании, выявив откровенно слабые или недостаточно продуманные ее места. Еще один «тайный смысл» заполнения своего рода имиджевых анкет первокурсниками – сбор материала для разработки стратегии продвижения учебного заведения, особенно если оно не входит в число топовых вузов-брендов или популярных ссузов, но имеет все предпосылки для прорыва.

Хорошо это или плохо, но с тех пор, как высшее и среднее профобразование (да и школьное тоже) стало «услугой», вузы и колледжи живут по законам рынка и ведут нешуточную борьбу за внимание и благосклонность абитуриентов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что учебным заведениям всех уровней приходится использовать некоторые бизнес-приемы построения политики здоровой саморекламы

Сведения, почерпнутые из анкет первокурсников, помогают университетам, техникумам и колледжам определить, как говорят предприниматели, свою целевую аудиторию, чтобы выработать максимально результативную тактику привлечения абитуриентов.

Нередко вузы и ссузы не разделяют две основные задачи опросов своих «новобранцев», поэтому обычно анкета первокурсника содержит блоки, на первый взгляд, слабо связанных между собой вопросов вроде:

  • «Какую школу Вы окончили?»;
  • «Откуда узнали о нашем учебном заведении?»;
  • «Почему выбрали именно ту специальность, на которую поступили/наш университет (колледж, техникум)?»;
  • «Если бы посещение занятий было свободным, какой процент лекций Вы выбрали бы для прослушивания?»;
  • «В каких дополнительных секциях Вы хотели бы заниматься?» и т. д.

На самом деле все взаимосвязано, и с помощью ответов на эти вопросы учебное заведение сможет составить целостный план действий выхода в группу лидеров рынка образовательных услуг. Будет понятно, в каком направлении двигаться, чтобы улучшать качество образования, где именно проводить профориентационные мероприятия, подготовку по каким специальностям развивать и как помочь первокурсникам быстрее найти себя.

Примеры анкет:

  1. Образец анкеты первокурсника – имиджевый вариант.
  2. Анкета студента-первокурсника – образец комплексного подхода к опросу.

Анкетные вопросы и ответы — классификация

Виды вопросов в анкете бывают нескольких типов и отличаются по содержанию:

  1. Сбор информации о личности опрашиваемого. Сюда входят вопросы о поле, возрасте, семейном положении и бюджете, образовании, роде занятий, профессии и увлечениях.
  2. Вопросы, касающиеся конкретных мнений, взглядов, планов, оценок и ожиданий респондента по поводу заданной темы. Любое мнение носит субъективный характер, так как имеет личностное оценочное суждение.
  3. Факты, относительно реальных действий, поступков и результатов деятельности участника опроса.

Форма ответов в анкете может быть трех видов:

  1. Открытая. В этом случае дается вопрос и нет вариантов ответов, а респондент сам должен написать ответ в отведенных для этого строчках.
  2. Закрытая. При такой форме из предлагаемых вариантов ответов нужно выбрать и выделить какой-то один или несколько пунктов.
  3. Полузакрытая. Даются варианты ответов на выбор и вместе с ними присутствует пункт, предполагающий развернутый ответ респондента. Например, варианты ответов: “другое” или “свой вариант”.

Благодаря открытым ответам, можно получить более полную информацию по интересующему вопросу, но при этом повышается сложность обработки и анализа ответов.Варианты ответов в закрытой форме могут быть следующими:

  1. Дихотомическая форма. Варианты ответов противоположны друг другу, типа “Да-Нет”, “Верно-Неверно” и т.д. Например: “Ходите ли вы в кино?” — Варианты ответов: “да”, “нет”.
  2. Поливариантная форма. Включает в себя несколько вариантов ответов, из которых нужно выделить подходящий или несколько. Например: “Как часто вы посещаете кинотеатр?” — Варианты ответов: “каждую неделю”, “1-2 раза в месяц”, “несколько раз в полугодие”, “несколько раз в год”.
  3. Шкальная форма. Выглядит как шкала интенсивности, и необходима для того, чтобы наиболее точно узнать отношение опрашиваемого по определенному вопросу. Например: “Понравился ли вам последний просмотренный вами в кинотеатре фильм?” — Варианты ответов: “понравился”, “очень понравился”, “не понравился”, “совсем не понравился”.

Рис. 3. Виды анкетированияПо цели исследования вопросы делятся на 3 вида:

  1. Основные. Чтобы собрать всю необходимую информацию с учетом основной задачи исследователя.
  2. Контрольные. Для проверки искренности респондента и честности его ответов. В контрольных вопросах часто используются уже заданные вопросы, но в иной формулировке, чтобы выявить последовательность и непротиворечивость ответов.
  3. Фильтрующие. Служат для того, чтобы выявить некоторые данные о респонденте, например, насколько он компетентен в определенной теме. Исходя из ответов, можно разделить группу опрашиваемых на несколько частей, и выделить, к примеру, ту, которой можно задавать дальнейшие вопросы, касающиеся этой темы.

Также формулировка вопроса может быть выражена по-разному, в зависимости от целей конкретного исследования:

  1. Прямо. Прямой вопрос, предполагающий прямой ответ. Но стоит учитывать, что многие не готовы отвечать честно на слишком личные или откровенные вопросы.
  2. Косвенно. Замаскированный вопрос, позволяющий респонденту думать, что он не рассказывает что-то личное, а просто выражает мнение по определенному вопросу.

Анкетирование – это важная часть социологических исследований для выявления мнений, интересов, положения, ценностей различных слоев общества

Поэтому так важно, чтобы анкетер при разработке анкеты соблюдал все правила конструирования и руководствовался требованиями, повышающими ее обоснованность и надежность

Официальный документ HE до 2016 г.

По данным Национального союза студентов, результаты заставили учреждения и колледжи более серьезно относиться к отзывам студентов, побуждая их вносить изменения в такие области, как получение качественных отзывов о работе, лучший доступ к личным репетиторам, улучшение практики оценивания и увеличение инвестиций. в ресурсах, оборудовании и учебных помещениях.

В первые годы опроса противостояли студенческие союзы Оксфорда , Кембриджа и Уорика . Поскольку эти университеты не смогли достичь необходимого порогового уровня в 50%, они были исключены из первых результатов опроса.

Наиболее широко освещался бойкот Союза студентов Кембриджского университета (CUSU), который назвал его «пустой тратой государственных денег» и «не имеющим отношения к опыту Кембриджа» и устроил поджог футболок и плакатов. КУрГУ также возражал против неоднократных попыток Ipsos MORI связаться со студентами.

Ряд организаций, в том числе Отборочный комитет общин по вопросам образования и навыков и Национальный союз студентов, ответили на бойкоты, обвинив эти студенческие союзы в «элитарности» и поощрении исключительности.

Университет Warwick Студенческого Союза теперь дал свою поддержку исследования, равно как и Оксфордский университет Студенческого союза , говоря , что OUSU „считает , что Национальный опрос студентов полезен для выделения общих вопросов потенциального беспокойства в университете“ и является « ценный инструмент, когда дело доходит до кампании по студенческим вопросам ». Таким образом, КУрГУ стал единственным студенческим союзом, активно выступающим против исследования.

С 2008 года все вузы, включая Кембридж, Оксфорд и Уорик, получили более 50% ответов, поэтому они включены в национальные результаты.

Ли Харви , бывший директор по исследованиям и оценке Академии высшего образования (HEA), раскритиковал NSS в письмах, опубликованных в Times Higher Education, назвав его «безнадежно неадекватным инструментом улучшения». По всей видимости, из-за письма от марта 2008 г. он был отстранен от должности в HEA, а впоследствии ушел в отставку.

Были утверждения о том, что некоторые университеты (например, Кингстонский университет ) советуют студентам искусственно завышать оценки, которые они дают в опросе, в интересах повышения статуса университета в рейтингах, полученных на его основе. Один лектор посоветовал своим студентам дать Кингстону хорошие оценки, потому что «если Кингстон упадет на дно … никто не захочет нанять вас, потому что они сочтут вашу степень дерьмом». После расследования обвинений Совет по финансированию высшего образования Англии (HEFCE) приказал удалить факультет психологии Кингстонского университета из таблиц рейтингов 2008-09.

Недавние исследования также показали, что этническая принадлежность преподавателей также влияет на результаты. Анализ показывает, что «в целом студенты менее довольны, когда преподают преимущественно представители других этнических групп».

Типичные ошибки при составлении опроса

Нелогичность вопросов (ответов). Данная ошибка часто встречается в анкетах — вопросы (или ответы) содержат смысловые логические нестыковки и противоречия. В итоге такие анкеты трудно анализировать, а результаты исследования будут недостоверными.

Вот пример полузакрытого вопроса с лишним ответом (последний), который может поставить респондента в тупик на некоторое время:

Наличие нескольких тем опроса. Чтобы не отвлекать респондента от вопросов, не стоит впихивать в один вопрос сразу две темы. В противном случае результаты могут потерять свою информативность (искажение информации). Вот пример вопроса анкеты с несколькими темами для обсуждения:

Отсутствие равнозначного выбора. Бывает, что вопрос анкеты разделяет мнение респондента на противоположные половинки. Мало того, что он не может выбрать нормальный вариант ответа, так еще и заставляет перенапрягать его мозг. Вот пример такого вопроса:

Наличие специфических вопросов, требующих специальных знаний. Я недавно отвечал на одну анкету популярного в Рунете инфобизнесмена по поводу его рассылки. Многие вопросы  его анкетного опроса содержали специфические термины. Пришлось лазить по Яндексу в поисках расшифровки мудреных фраз.

Очень сложные вопросы. Простота — залог успеха в любом деле. Правило тут простое — чем проще вопрос, тем адекватнее будет результат. Вот пример одного вопроса о растворимом кофе, после которого желание отвечать может убавиться:

Как составить анкетный опрос

Как я уже говорил, в методе анкетирования самым важным и сложным вопросом является момент создания анкеты. Интервьюеру необходимо не только разбираться в теме исследования, но и еще правильно составить опросный лист. Ниже Вы увидите ряд рекомендаций и мою план-схему проведения анкетного опроса.

Правила составления анкеты для опроса

  1. Формирование задач исследования. Перед тем, как создавать анкетный лист, необходимо продумать задачи опроса. Для этого необходимо составить только такие вопросы, ответы на которые дадут оценку исследования.
  2. Краткость — не только сестра таланта, но и успех опроса. Свои вопросы формулируйте кратко и емко — не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
  3. Логичность вопросов. Завуалированные и бессмысленные фразы уведут оппонента от настоящего ответа. Это может запутать отвечающего в причинно-следственной связи вопроса, что негативно скажется на результатах исследования.
  4. Последовательность вопросов. Следите за порядком анкетных вопросов. Если в опросе будет неправильная их последовательность, на выходе интервьюер получит искаженную информацию по исследованию. Для недопущения этого часто используют простой прием — сначала показывают простые вопросы, а затем степень их сложности увеличивают.
  5. Один вопрос — одна тема. Лучше у респондента спрашивать в одном вопросе только один ответ. Тогда он будет считаться единственно важным. Иначе при наличии нескольких тем акцент на первичный вопрос может уйти другому.
  6. Никаких подсказок. В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным — его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
  7. Использование открытых вопросов. Давая респонденту возможность самому дать свой ответ, не выбирая из предложенных, исследование получиться более точным и полноценным (обхватывает разные стороны).

Процедура проведения анкетного опроса

Продумав тему исследования и составив в голове или на бумаге перечень нужных вопросов, можно переходить к этапу создания анкеты. Вот моя схема, по которой я провожу свои анкорные опросы:

Данный план используется только для анонимных опросов. Если же для анкетирования требуется фиксирование реквизитов участников исследования, то появляется еще один пункт «Регистрация». Он идет сразу после пункта «Приветствие».

Также для создания успешной анкеты я руководствуюсь следующими рекомендациями:

  • анкетный опрос не должен содержать орфографических ошибок. В противном случае доверие респондентов к интервьюеру падает, что может отразиться на качестве результатов исследования.
  • на каждый вопрос даю все возможные варианты ответов. Если необходимо, добавляю поле для личного ответа респондента.
  • перед публикацией тестирую созданный опрос. Обычно я читаю вслух все, что написано в анкете. А также отвечаю на вопросы так называемого листа для пилотажа:

Тестирование анкетного опроса

Ошибки в резюме студента

Зачастую резюме студента – образец проявления неуверенности в себе, особенно если человек ищет работу впервые.

Нервы и страх отказа мешают мыслить хладнокровно.

Получается замкнутый круг: соискатель боится совершить ошибку и совершает две из-за переживаний.

Как из него выйти?

Мы подготовили для вас 7 самых распространенных ошибок, которые допускают студенты, когда составляют резюме.

  1. Грамматика и орфография. Возможно, виной волнение, которое преследует молодых специалистов.

Если вы сомневаетесь в правильном написании слов, доверьте проверку текстовому редактору.

Отдельно упомянем неуместный английский. Одно лишь слово «myresume» ежемесячно пишут с ошибкой до 100 тыс. человек.

  1. Отсутствие конкретики. У вас и так нет опыта работы, и если вы не замените его достижениями, личными качествами и скиллами, вас просто не смогут оценить.

Согласитесь, какой смысл работодателю брать человека, который не умеет ничего? Если, конечно, это не сын директора.

  1. Слишком высокие зарплатные ожидания. Несмотря на все ваши навыки, поумерьте пыл.

Уровень вашей зарплаты, по крайней мере, на начальном этапе не может быть выше, чем у сотрудника с опытом.

  1. Логические ошибки и некорректные фразы. Формулировка «Достойная заработная плата» встречается настолько часто, насколько она непонятна.

Представления о зарплате у всех разные, поэтому такие расплывчатые фразы только сбивают с толку.

  1. Неполная контактная информация. Во времена интернета легко забыть указать телефон.

Перед отправкой резюме проверьте, что указали все доступные способы связи с вами, в том числе, мессенджеры и социальные сети.

  1. Форматирование. Четкая структура, единый стиль оформления и деловая речь – вот три основных правила для большинства официальных документов.
  1. Резюме-перевертыш. «Требуется работа, график с понедельника по четверг с 10 до 17 часов без задержек, з/п от 50 тыс. р., адекватный начальник…» – и это в разделе «О себе»!

Сконцентрируйтесь на пользе, которую вы принесете фирме, а не личных предпочтениях.

В чём специфика составления резюме студента без опыта работы

Пример резюме на работу для студента имеет особенности.

Встреча с высокой конкуренцией без трудового стажа похожа на прыжок в клетку со львами.

Однако, не все так ужасно, как может показаться.

За неимением профессионального опыта, пользуйтесь другими способами показать себя идеальным кандидатом.

Мы говорим о неисчерпаемой мотивации, лояльности, драйве и желании развиваться в профессии, а не просиживать штаны с 9 до 6.

Для начала давайте пройдемся по блокам, чтобы вы поняли, о чем мы говорим:

  1. Раздел о профессиональном опыте все еще важен. Например, если вы заочник и работали во время обучения во фрилансе, упомяните об этом.

Указывайте только специальное или высшее образование. Необязательно описывать обучение в школе, даже если на бланке осталось много места. Лучше заполните его достижениями и скиллами.

Ваш выбор – блок «цели в резюме». Выстраивайте всю анкету вокруг него.

Если у вас степень магистра, не забывайте похвастаться корочкой.

Максимальный акцент на мотивации работать и навыках. Нет, это не значит, что великое и ужасное «целеустремленный, обучаемый, способный» вам подходит. Каждое качество по-прежнему придется подкрепить фактами. Без этого ваша кандидатура не будет иметь веса.

В разделе «Достижения» пишите о личных успехах.

Зачем нужно знать все эти особенности?

Давайте сравним на примере резюме на работу для студента и для профессионала с опытом.

Так выглядит раздел «Цель поиска» среднестатистического кандидата.
«Мечтаю работать в компании Х главой отдела маркетинга, хочу развиваться в этой области, работая с крупнобюджетными рекламными кампаниями. Кроме этого, я крайне впечатлен тимбилдинговыми мероприятиями в «Myresume.ru» и хочу работать в дружном коллективе отдела по работе с клиентами».

Если студент напишет так же, рекрутер задаст резонный вопрос – о каком опыте работы и развитии речь, если вы еще учитесь или только что закончили ВУЗ?

Естественно, спросит он себя, а не вас на собеседовании, так как вы на него попросту не попадёте.

Для вас, как для студента, уместным будет только последнее предложение.

Покажите, что интересуетесь жизнью фирмы, это всегда работает.

«Было любопытно, что на самом деле думают студенты»

dev.by связался с Даниилом Борисевичем, организатором исследования, студентом 3-го курса БГУИР. Он рассказал, что опрос проводили с помощью Google Forms, распространяя форму по чатам учебных групп и пабликам, где общаются студенты БГУИР.

Какие выводы о мотивации и удовлетворённости студентов вы сделали для себя?

Ещё до начала опроса у нас было много предположений, но полученные цифры всё равно удивили. Было забавно узнать, что каждый второй студент хочет уехать из страны и что только 10%  уезжать не собираются.

В среднем 85% людей чувствуют нехватку возможности иметь хоть какой-то выбор в своей учебной программе, а 60% преподаваемых предметов и вовсе кажутся бесполезными.

Больше всего меня поразили ответы на вопрос о выборе между учёбой и дипломом. Исключите все факторы, кроме знаний — армию, «корочку» о высшем и общежитие — и 6 из 10 студентов заберут свой диплом и уйдут прямо сейчас, не доучиваясь. Если честно, я ожидал, что будет перекос в сторону студентов последнего курса: они уже получили от университета почти всё. Но что могло произойти за год со студентами первого курса, что почти 50% из них готовы уйти уже сейчас?

Мы изначально старались сделать исследование максимально нейтральным, без каких-либо заключений: в конце концов выводы каждый может сделать сам. Однако когда читаешь те анонимные отзывы, что люди оставляли в конце опроса (все они есть в репозитории с данными), задаёшься вопросом: «Так и вправду должно быть?»

А какую реакцию вуза вам бы хотелось увидеть?

Я точно не хочу увидеть закручивание гаек и ужесточение правил — этим ничего не добьёшься.

Боязнь за собственную репутацию мешает людям признавать свои ошибки, всегда проще во всём обвинить студентов. Но 6 из 10 хотят уйти не потому, что их не интересуют знания. Многие просто считают, что сейчас у них есть лучшие способы их получить.

Руководство наверняка знает, что пространство для улучшений есть. Если им кажется, что его нет, пусть скажут, и я уверен, что при должной анонимности им подкинут идей. Но тут не всё зависит от вуза, так что вопрос сложный.

Я тоже могу ошибаться в своих суждениях. Но если этот вопрос вообще игнорировать, то будут появляться такие данные, которые появляются.

Расскажите о сообществе Imagine.

Мы — группа энтузиастов, которые интересуются искусственным интеллектом, анализом данных и смежными областями. У нас есть беседа, где мы общаемся, пару раз собирались на тематические «митапы», были поездки на соревнования и попытки организовать что-то вроде курсов при университете. То есть мы просто маленькая группа людей, которые занимаются тем, что им интересно.

Классификация вопросов

Попробуем разобраться в классификации вопросов. Итак, первая типология вопросов – по содержанию. Существуют вопросы, касающиеся фактов и событий, то есть, объективные. Например, «Бывали ли вы за границей за последние пять лет?», «Есть ли у вас высшее образование?» – только факты и ничего более.

Им противопоставляются вопросы, касающиеся мнений, суждений, предпочтений, то есть, субъективные. Например, «В какой стране вы хотели бы побывать больше всего?», «Планируете ли вы получить высшее образование?».

Переходим к классификации вопросов по функциям:

  • Основные. Эта группа вопросов касается преимущественно фактов и четких суждений. Зачастую они же выполняют функцию фильтра, отсеивая нецелевых информантов. «Есть ли у вас домашние животные?» – при отрицательном ответе вопросы, касающиеся условий содержания и кормов будут явно бессмысленными.
  • Контрольные. Они обычно располагаются между основными и выполняют функцию «детекторов лжи». С их помощью проверяется степень искренности респондента. Вопрос «Любите ли вы своего супруга?» – основной, а «Хотели бы вы развестись?» – созданный специально для него контрольный.
  • Буферные. Эти вопросы обычно располагают между смысловыми блоками. Их цель – помочь переключиться с одной темы на другую.
  • Контактные. Их цель – установить атмосферу доверия, открытости и доброжелательности.
  • Ловушки. В принципе, это те же контрольные вопросы, призванные проверить искренность информанта, но сформулированные в весьма завуалированной форме.

И, наконец, еще одна типология – по структуре. Согласно этой классификации, вопросы принято дифференцировать на:

  • Открытые. Информант самостоятельно формулирует ответ своими словами. Такие вопросы зачастую остаются без ответов либо респонденты относятся к ним крайне поверхностно. Это понятно: писать развернутый ответ гораздо сложнее, чем сделать выборку из предложенных вариантов. К сожалению, и обрабатывать открытые вопросы значительно сложнее: свободная информация плохо поддается систематизации. Но иногда попросту невозможно сделать вопрос закрытым. «Перечислите последние три прочитанные вами книги», «Если бы вы начинали сначала, какую профессию бы избрали?» – ну что тут закроешь, правда?
  • Закрытые. Это вопросы по образцу тестовых: респондент должен выбрать ответ из предложенных вариантов. Закрытые вопросы в свою очередь делятся на дихотомические (да/нет), альтернативные (предлагается выбрать один вариант), вопросы-меню (можно выбрать несколько вариантов). К этой же категории можно отнести и матричные либо масштабные вопросы, когда что-то нужно выставить в порядке приоритетности либо оценить по предложенной шкале.
  • Полузакрытые. Это очень хороший вариант, когда охватить все варианты в закрытом вопросе попросту невозможно. Информанту предлагаются не только готовые варианты ответов, но и альтернатива – можно вписать вручную свой вариант. Правда, практика показывает, что большинство респондентов этой альтернативой не пользуется, предпочитая отмечать готовые варианты.

Кроме того, можно дифференцировать вопросы на прямые и косвенные. Прямые обращены непосредственно к респонденту и требуют высказывания личного мнения. Это щекотливый момент, особенно если суждение информанта отличается от общественного мнения или каких-то моральных догм.

Поэтому особо щекотливые вопросы лучше задавать в косвенной, то есть условной или обезличенной форме, причем максимально деликатно. А вообще чрезвычайно полярных (резко положительных или отрицательных), смущающих и откровенно гипотетических (не предполагающих четкого ответа) вопросов лучше по возможности избегать.

Правила составления анкет

При составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов:

Тема опроса определяется четко

Если какие-то вопросы выбиваются из общей тематики, внимание респондента рассредотачивается, что крайне нежелательно. Исключения могут быть, но при условии, что составитель опросника четко понимает, зачем это нужно.
Вопросы следует расположить логично и последовательно

Это поможет респонденту сохранить интерес до конца заполнения опросного листа.
Вопросы должны быть четкими и не допускать двоякого толкования. Поэтому только простые фразы, грамотный русский язык, лаконичные формулировки!
Один пункт должен соответствовать только одному вопросу. Если в пункте перечислено несколько вопросов, возникает проблема: как обработать результаты максимально корректно?
Нежелательно менять слова. Это не сочинение или художественная литература, играть синонимами крайне нежелательно. Если в одном пункте вы сказали «собака», в другом скажите так же, не заменяя это слово на «пес» или другие лексические аналоги.
Не стоит давать респонденту подсказок. Если информант прочтет подсказку, он может на автомате дать ответ, не соответствующий истине или его взглядам. Картина исследования будет искажена. Однако сложные вопросы и специфичные формулировки можно и даже нужно разъяснять.
Если в анкете используются закрытые вопросы, желательно предусмотреть возможность своего варианта ответа. Закрытые вопросы предусматривают выбор из нескольких готовых вариантов по типу теста. Впрочем, об этом мы поговорим чуть позднее.

== Часто задаваемые вопросы по теме статьи (FAQ) ==

Для каких целей создаются анкетные опросы?

— получение поисковой информации по теме;— получение данных для конкретной ситуации;— сбор статической информации по вопросу.

Как проводятся опросы с респондентом?

— анкетирование на бумажном носителе;— электронный опрос на PC/mobile;— устный опрос в живой встрече;— интервью респондента по телефону.

Какие правила есть по вопросам опросника?

1. Логичность и последовательность ответов.2. Отсутствие двойственности в вопросах.3. Добавить все возможные варианты ответов.4. Отсутствие орфографических ошибок.Более детально о правилах .

Как можно разместить анкетный опрос на сайте?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector