Профессия «авиадиспетчер»

Описание и характеристика профессии

В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  • пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  • пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.

Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.

В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.

Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная». Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.

Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.

Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.

Диспетчер

Принято считать, что специалистам, специфика работы которых предполагает прямые контакты с потребителем товаров или услуг, необходимо лично встречаться с клиентами.

Но, как известно, в каждом правиле есть исключения. И ярким примером тому может послужить профессия диспетчера, представители которой напрямую контактируют с потребителем, но никогда не встречаются с ним лично.

А все потому, что задачи этой профессии кардинально отличаются от задач всех других специальностей. ы ничего не продают, не проводят социологических опросов, не рекламируют товары и услуги.

Они просто стараются сделать нашу жизнь более комфортной, упорядоченной и безопасной. Чем же занимаются эти специалисты?

В чем заключается особенности этой профессии, и какими личностными качествами нужно обладать, чтобы ее получить? К каким сложностям в работе нужно быть готовым будущим специалистам, и в каких учебных заведениях обучают премудростям данной профессии?

Ответы на все эти вопросы вы сможете найти здесь и сейчас. – должностное лицо, обеспечивающее координацию и оптимизацию производственного процесса в определенной сфере деятельности посредством использования различных видов вычислительной техники, а также средств коммуникации и связи. Название профессии произошло от английского dispatch (отсылать, отправлять), что прямо указывает на основную задачу любого диспетчера – структурировать и перерабатывать поступающую к нему информацию, и отправлять ее в нужном направлении.

Профессия относится к разряду «молодых», поскольку ее образование стало возможным только на стыке 19-20 веков, когда появилась вычислительная техника и различные средства связи, а также возникла необходимость в людях, способных координировать деятельность транспортных и специальных служб.

Профессия «авиадиспетчер»

Авиадиспетчер – это специалист, обеспечивающий диспетчерское управление воздушным движением (УВД) с целью обеспечения безопасного, энергоэффективного, регулярного и упорядоченного движения воздушных судов. Что именно входит в круг профессиональных обязанностей и как стать авиадиспетчером, мы рассмотрим в статье.

Средняя заработная плата: 63000 рублей в месяц Рейтинг профессии Востребованность 70% Оплачиваемость 80% Конкуренция 75% Входной барьер 80% Перспективы 60% Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ.

IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой.

Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира. В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  1. пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  2. пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ).

Трудоустройство и карьера

Прежде чем обучаться профессии, нужно понять, сколько зарабатывает специалист и где может трудоустроиться. В большинстве случаев авиадиспетчер находит работу в аэропорту или УВД (управлении воздушным движением). Иногда специалист выбирает образовательное направление и идёт работать преподавателем в профильное учебное заведение.

Авиадиспетчеры редко жалуются на свою зарплату. В большинстве случаев размер оклада составляет от 80 до 160 тыс. рублей. В наиболее загруженных аэропортах доход специалиста может превышать 200 тыс. рублей в месяц.

Молодой специалист начинает свою карьеру с должности помощника авиадиспетчера. Он выполняет простую и наименее ответственную работу. Набравшись опыта, молодой сотрудник может занять место авиадиспетчера и начать самостоятельно управлять полётами. Следующей ступенью карьерной лестницы станет должность старшего авиадиспетчера. Если специалист будет хорошо справляться со своими обязанностями, тогда он сможет рассчитывать на место руководителя полётов.

Перспективы профессии

В научной фантастике и футурологии теме замены роботами людей в профессиях пилота и диспетчера посвящен целый ряд произведений (например, книга Станислава Лема «Дознание»). Деятельность авиадиспетчера, действительно, автоматизируется очень быстро. Однако контроль над работой приборов и вынесение окончательного решения в случае чрезвычайной ситуации остаётся за человеком. А значит, эта профессия еще долго будет востребована.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия авиадиспетчер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

На вышке

«Азур,
занимайте эшелон 70», «Взлет разрешаю»,
«Приступайте к снижению, эшелон 30, разрешаю», — обычные
переговоры в небольшой комнате.
Заместитель начальника ЦОВД — начальник
службы движения Павел Праско привел
нас на «Вышку», где находится аэродромный диспетчерский центр.

С
высоты в 30 метров из больших окон
открывается круговая панорама на весь
аэродром. Здесь смена из 10-15 человек управляют
самолетами, летящими в радиусе 120
километров, до момента, когда судно
набирает высоту 5,7 тысячи метров.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Выпускают
в небо и принимают лайнер на посадку четыре
диспетчера — руления, вышки, круга и
подхода. Диспетчер руления разрешает
запуск двигателей самолета, руководит
движением по рулежным дорожкам и дает
команду выруливать на предварительный
старт перед взлетно-посадочной полосой.
Диспетчер вышки разрешает взлет или
посадку воздушному судну, может «увести» его на второй круг при наличии угрозы безопасности полета.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Праско
показывает рабочее место диспетчера, оборудование которого называется длинно —
комплекс средств автоматизации управления
воздушным движением «Альфа». 

Здесь
монитор, где отображаются самолеты, их
характеристики и расписание движения воздушных судов, пульт связи со службами аэропорта,
у диспетчера «Вышки» — экран, где обозначены сигнальные огни взлетно-посадочной
полосы. Также на АДЦ есть и обыкновенный
бинокль, чтобы в случае необходимости
осматривать полосу.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

В
Центре ОВД планомерно происходит замена оборудования на
более современное, новое поколение «Альфы» —
с более комфортными для глаз мониторами
и бесшумными водяными системами охлаждения
процессоров.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Аэродром Толмачёво имеет две пересекающихся взлетно-посадочных полосы, что позволяет значительно увеличить пропускную способность аэропорта, повысить уровень безопасности полетов и при наличии соответствующих метеоусловий исключить заход на посадку над городом. Толмачёво
— аэродром совместного базирования. В
график движения гражданских воздушных судов могут вмешаться военные. Так и
происходит. Три МиГ-31 вылетают на тренировку, и авиадиспетчеры корректируют заход на посадку и вылет других самолетов.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Какие предметы и экзамены нужно сдавать на авиадиспетчера?

Для поступления в высшее учебное заведение по специальности «авиадиспетчер» выпускнику школы очень важно сосредоточиться на  ГИА-11 и ЕГЭ. Как известно, выпускника школы на ЕГЭ ждут обязательные экзамены и предметы по выбору.. Обязательные экзамены на авиадиспетчера, да и вообще по любой другой специальности в России – это русский язык и математика

А профильным предметом для авиадиспетчера станет физика. Важно отметить, что математику нужно будет сдавать также профильную, базовая не подойдет.

Обязательные экзамены на авиадиспетчера, да и вообще по любой другой специальности в России – это русский язык и математика. А профильным предметом для авиадиспетчера станет физика

Важно отметить, что математику нужно будет сдавать также профильную, базовая не подойдет.

Что еще надо сдавать на диспетчера?

При поступлении абитуриента может ждать собеседование, где приемная комиссия выявит истинное желание учиться профессии, оценит, насколько потенциальный диспетчер готов к данной работе.

Чтобы поступить в высшее учебное заведение, особенно если речь идет об авиационных вузах, от студента может потребоваться также сдать физические нормативы (отжимание, подтягивания, бег), пройти медицинский осмотр, психолога и психиатра.

По своей сути процесс поступления может быть схож с обучением по авиационным профессиям, где от абитуриента требуется показать интеллект, математические знания и быть физически развитым.

Также несмотря на то, что английский язык не является профильным при поступлении, а на экзаменах авиадиспетчеры его сдают лишь ближе к выпуску из вуза, помнить о нем стоит с самого первого курса. За годы учебы студент должен будет освоить иностранный язык как родной, поэтому лучше начать изучать его заранее.

Специфика профессии такова, что работать авиадиспетчером только закончив какие-либо курсы не представляется возможным. Правда работающие диспетчеры каждые 3 года проходят курсы обучения по программам повышения квалификации. Но это уже совсем другое — повысить можно лишь ту квалификацию, что уже есть.

А если ее нет, то получить специализации можно лишь, если пойти учиться на авиадиспетчера с нуля. То есть поступив учиться в учебное заведение, где на него учат, сдав после 11 класса вступительные экзамены и пройдя вузовскую программу обучения от начала и до конца. Только так можно стать авиадиспетчером в России.

Краткое описание

В современном мире, когда практически ежемесячно приходят сообщения об авиационных катастрофах в разных частях света, особую значимость приобретают профессии, от которых напрямую или косвенно зависит безопасность полетов. Кроме профессионализма пилотов и технической службы гарантией безопасности полетов являются и другие составляющие. Среди наземной технической службы существует такая уникальная профессия как диспетчер по центровке самолетов, которая играет неоценимую роль в обеспечении безопасности.

Любой самолет, поднявшийся в воздух, кроме высоких летно-тактических данных должен быть  уравновешенным, устойчивым и управляемым. В оптимальном сочетании этих трех факторов основную роль играют:

  1. Положение центра тяжести самолёта
  2. Центровка самолёта

Центр тяжести — это основной показатель центровки самолета. Местоположение центра тяжести самолета  определяет балансировку, устойчивость и управляемость самолета на земле и особенно в воздухе, то есть степень БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА.

Вес самолета складывается из весов пустого самолета, топлива, пассажиров, грузов, экипажа и т. д. Центр тяжести самолета — это равнодействующая сил весов всех составляющих (рис. 1).

Центровка самолета (англ. Center of Gravity (CG) position) — это положение центра тяжести, измеряемое в процентах длины средней аэродинамической хорды САХ (Mean Aerodynamic Chord, MAC). Хорда — отрезок прямой, соединяющий переднюю и заднюю кромку профиля крыла (рис. 2).

При изменении количества пассажиров и груза или при уменьшении полетного веса самолета в результате выгорания топлива, меняется положение центра тяжести, вследствие чего изменяется и центровка самолета. При размещении грузов в носовой части самолета центровка становится предельно передней, и наоборот, размещение грузов в хвостовой части смещает центровку назад, делая ее предельно задней. Предельно передняя центровка грозит тем, что самолет начинает клевать носом и плохо поддается управлению, возникают проблемы с общей топливной неэффективностью. Предельно задняя центровка задирает нос самолета, он летит нестабильно, нарушается его устойчивость в полёте.

При взлете опасна предельно задняя центровка, а во время посадки — предельно передняя.

Недостатки профессии диспетчера

Несмотря на явные преимущества и кажущуюся легкость профессиональных обязанностей (ведь со стороны кажется, что ничего сложного в координации действий других сотрудников нет), недостатков у профессии диспетчера немало. И, прежде всего это большая вероятность общения с неадекватными людьми. Особенно часто подобные ситуации встречаются в работе диспетчеров такси и служб экстренного реагирования.

Еще одним недостатком данной профессии можно назвать невысокую заработную плату, что, принимая во внимание требования к образованию и опыту работы, вполне прогнозируемо. На сегодняшний день среднемесячная зарплата диспетчеров в России составляет порядка 15-30 тысяч рублей.. Не стоит забывать также и о том, что нередко в работе диспетчера встречаются стрессовые ситуации

Например, в случае аварии или катастрофы на диспетчеров возлагается огромная ответственность за координацию действия спасательных служб, что негативно сказывается на психо-эмоциональном состоянии специалиста.

Не стоит забывать также и о том, что нередко в работе диспетчера встречаются стрессовые ситуации. Например, в случае аварии или катастрофы на диспетчеров возлагается огромная ответственность за координацию действия спасательных служб, что негативно сказывается на психо-эмоциональном состоянии специалиста.

Лучшие вузы для обучения

К числу наиболее престижных ВУЗов для получения профильного образования относятся:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
  • Московский государственный технический университет гражданской авиации.
  • МАИ – Московский авиационный институт.
  • Южно-Уральский государственный университет (Челябинск).

Однако обучение после окончания учебного заведения не заканчивается. Диспетчеру нужно раз в 3 года проходить повышение квалификации и, в зависимости от классности, раз в 1-3 года подтверждать действующее свидетельство авиадиспетчера: третий класс подтверждается ежегодно, второй – раз в 2 года, первый – раз в 3 года.

Выход на пенсию

Один из важнейших плюсов профессии – это право на досрочную пенсию. Авиадиспетчеры мужчины могут претендовать на пенсию с 50 лет, а женщины с 45 лет, при условии работы в службе управления полетами воздушного транспорта не менее 12,5 лет.

Пенсии воздушных диспетчеров невысоки, так в среднем по стране размер месячного пенсионного обеспечения около 20 тыс. руб. Авиадиспетчера заработавшие пенсию на Севере могут рассчитывать на 25 тыс. в месяц.

При списании сотрудника воздушной диспетчерской службы по состоянию здоровья до наступления пенсионного возраста положена компенсация в размере 6 среднемесячных оплат труда.

По сравнению с работниками других специальностей, специалисты-аэронавигаторы получают достойную зарплату за свой тяжелый труд. Специалисты этого направления востребованы на современном рынке труда. Авиадиспетчеров готовят гражданские вузы — институты гражданской авиации в Москве и Ульяновске и высшие военные училища в Краснодаре и Ейске.

We use cookies and other similar technologies to help provide our Services, to advertise to you and to analyse how you use our Services and whether advertisements are being viewed. We also allow third parties to use tracking technologies for similar purposes. If you are using our Services via a browser you can restrict, block or remove cookies through your web browser settings. The Help menu on the menu bar of most browsers also tells you how to prevent your browser from accepting new cookies, how to delete old cookies, how to have the browser notify you when you receive a new cookie and how to disable cookies altogether. To learn more, .

Essential Cookies

These cookies are necessary for the website to function and cannot be switched off in our systems. They are usually only set in response to actions made by you which amount to a request for services, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms. You can set your browser to block or alert you about these cookies, but some parts of the site may not work then.

Sessions
Cookie lawinfo
Mailerlite
Google services (Youtube, Google maps)

Functional Cookies

These cookies allow the provision of enhance functionality and personalization, such as videos and live chats. They may be set by us or by third party providers whose services we have added to our pages. If you do not allow these cookies, then some or all of these functionalities may not function properly.

Live Chats support

Performance Cookies

These cookies allow us to count visits and traffic sources, so we can measure and improve the performance of our site. They help us know which pages are the most and least popular and see how visitors move around the site. All information these cookies collect is aggregated and therefore anonymous. If you do not allow these cookies, we will not know when you have visited our site.

Google Tag Manager
Google Analytics

Targeting Cookies

These cookies are set through our site by our advertising partners. They may be used by those companies to build a profile of your interests and show you relevant ads on other sites. They work by uniquely identifying your browser and device. If you do not allow these cookies, you will not experience our targeted advertising across different websites.

Facebook pixel
Google Adwords
Google DoubleClick

Авиадиспетчер — это сотрудник авиации, который осуществляет контроль и обслуживание воздушного движения со своего рабочего места в диспетчерском пункте. Его главная задача — обеспечение безопасного и упорядоченного движения различных воздушных судов.

По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера считается одной из самых ответственных и опасных, ведь данный специалист отвечает за сохранность не только техники, но и человеческих жизней.

Требования к авиадиспетчеру

К авиадиспетчеру, как к профессионалу и к кандидату на должность предъявляют очень высокие требования.

Феноменальная стрессоустойчивость в совокупности с хорошо развитой внимательностью, чтобы успевать следить за всеми приборами одновременно.
Ответственность и умение четко реагировать согласно имеющимся протоколам, отличное знание международного языка общения, английского языка, иметь четкую дикцию, хорошо поставленную речь и произношение.
Немаловажное условие отличное психологическое и физическое здоровье.
Четкое знание наизусть всех протоколов действия при той или иной ситуации.
Знать строение и работу самолетов, чтобы в случае опасности дать необходимые рекомендации пилоту, не говоря уже о знании оборудования, находящегося в диспетчерской.
Ну и диплом о высшем специальном образовании, без которого ваша кандидатура даже не будет рассматриваться на вакансию авиадиспетчера.

Дополнительные бонусы

Условия работы авиадиспетчера сложные. Диспетчерская служба работает круглосуточно без перерывов и выходных. Поэтому работаю специалисты по управлению воздушным транспортом сменами.

Типичный график — смена с 14.00 до 22.00, отдых в профилактории, следующая смена 8.00 до 14.30. Разбор полетов и изучение полетной документации с 14.30 до 16.30. Ночное дежурство с 21.30 до 8.30. Каждые два часа работы чередуются 20-ти минутным перерывом, если же работа высокой интенсивности 10-ти минутные перерывы делаются через каждый час. Между сменами трое суток выходных. В неделю рабочее время авиадиспетчера не более 36 часов.

Работникам, обеспечивающим безопасность полетов, авиакомпании предоставляют дополнительные льготные программы и бонусы, например:

  • молодые специалисты могут рассчитывать на денежную компенсацию первоначального взноса для покупки квартиры, размеры компенсаций в некоторых авиакомпаниях могут достигать 1,9 млн. руб.;
  • единовременная материальная помощь положена молодым специалистам, приступившим к работе в авиакомпании;
  • специалисты, не имеющие своего жилья, имеют право на 50% компенсацию на аренду жилья;
  • после пяти лет работы, предоставляется право раз в год полететь в любую точку мира бесплатно;
  • билеты для супругов и детей, путешествующих вместе с родителями-авиодиспетчерами, обойдутся им в половину стоимости;
  • есть возможность бесплатного посещения спортивных и тренажерных залов, бассейнов;
  • ежегодно предоставляются бесплатные путевки в санатории и профилактории;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск 67 дней.

Зарплата диспетчера в аэропорту

Большинство россиян, выбирая профессию, заранее интересуются, какой доход будет приносить им специальность.

Зарплата авиадиспетчера нередко становится привлекательным фактором для тех, кто хочет получать за работу достойные деньги. Но не стоит забывать, что, беря на себя какие-либо функции, вместе с правом на вознаграждение вы получаете набор обязанностей.

Быть диспетчером аэрофлота – большая ответственность.

К людям, выбравшим специальность, предъявляются высокие требования.

Профессия «авиадиспетчер» очень ответственная. От того, как специалист выполнит свою работу, зависит безопасность гражданских и военных полётов Начнём с того, что престижно, где бы вы ни жили, в России, Америке или Европе. Даже наименее уважаемые профессии здесь котируются выше, чем в среднем по стране .

Что касается диспетчеров, то это привилегированный класс. Кого попало на такую должность не примут.

Специалист должен обладать рядом важных личностных качеств.

В обязанности авиационных диспетчеров входит:

  1. обеспечение эффективности использования воздушного пространства;
  2. оказание помощи пилотам при возникновении нештатных ситуаций и т. д.
  3. упорядочение движения воздушных судов;
  4. обеспечение безопасности этого движения;

В авиакомпаниях требовательно относятся к оснастке диспетчерских и их расположению. Приобретается инновационное электронное оборудование, чтобы диспетчеры могли чётко выполнять поставленные перед ними задачи.

Открытые вакансии «диспетчер» в разных городах Считается, что диспетчер – одна из самых сложных профессий в мире.

Люди, выбравшие её, дважды в году обязаны подтверждать проф. пригодность и регулярно проходить полный медосмотр. Проверяется как физическая, так и психическая форма.

Диспетчерам ежедневно приходится испытывать большие психические нагрузки. Людям со слабой нервной системой лучше не рассматривать профессию как вариант будущего трудоустройства.

Багаж знаний авиадиспетчера зависит от того, какую специализацию он выбрал.

Плюсы и минусы

Особенно тяжела в плане эмоциональной нагрузки работа диспетчера «Подхода».

Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет

Диспетчерская служба работает круглосуточно, и диспетчеры несут свою вахту посменно. Это, как и нервное напряжение, можно отнести к недостаткам профессии.  Однако эти трудности компенсирует чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание собственной незаменимости.

Среди бонусов профессии – право на досрочную пенсию. Для мужчин – с 50 лет, для женщин – с 45 лет, если они проработали в службах непосредственного управления полётами  не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет. (п.14 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 — ФЗ)

Провожатые самолетов

Михаил Деревяго

На всем пути от подготовки к взлету до «парковки» самолета после посадки борт ведет беспрерывная цепочка диспетчеров, каждый из которых отвечает за свой участок работы.

Диспетчер руления
должен контролировать обстановку, которая складывается на перроне. Именно у него просят разрешение на буксировку к запуск, он же контролирует, чтобы в то же время там же не проруливал другой борт. Он также проверяет, есть ли у экипажа самолета обновленная метеорологическая информация. Если все отлично, он «доводит» самолет до полосы и передает своеобразную эстафету диспетчеру старта.

Диспетчер старта
отвечает за движение самолета по ВПП, за взлет и посадку, за движение самолета по предпосадочной прямой.

– Если ухудшается погода – безусловно, напряжение растет,
– рассказывает Михаил Деревяго. — На случай, если диспетчер не может увидеть полосу ни просто в окно, ни в бинокль — есть отработанные процедуры. Все знают четко, что делать, но напряжение, конечно, выше в таких ситуациях. Диспетчер переживает за исход посадки, ведь самолет он может увидеть только на экране. И только когда экипаж доложил, что посадку произвел, диспетчер вздыхает с облегчением
.

Сам Михаил имеет допуск к работе на всех диспетчерских участках, поэтому может описать особенности каждого из них. Так, диспетчеры руления и старта имеют дело с меньшим количеством бортов одновременно, но решения из-за крайне ограниченного пространства должны принимать очень быстро. Диспетчеры подхода и диспетчеры круга, которые сидят в другом зале, имеют чуть больше времени для размышления из-за большего пространства для маневров, но одновременно имеют дело с большим количеством самолетов. Выходит, что у каждого из них свои сложности.

Для того, чтобы «видеть» и «вести» самолет, диспетчеры используют множество инструментов. Начиная от бинокля, который помогает видеть самолеты на полосе в непогоду и заканчивая более сложными системами. У каждого на столе монитор с картой Беларуси, которую можно масштабировать. Там видны все пролетающие воздушные судна, скорость их движения, высота, на которой они находятся. Сюда же поступают обновленные метеоданные. Диспетчеры используют интегрированную систему связи ICS 200/60. С ее помощью диспетчер может связаться с любым абонентом, который ему нужен, будь то экипаж в воздухе или аэропортовые службы на земле. Есть и резервные средства связи: телефон и дополнительная радиостанция. Здесь же – пульт управления светосистемами на рулежной дорожке и ВПП, и многое другое.

Диспетчер подхода
Диспетчер круга

Выполнять указания диспетчеров – обязанность пилотов, которой они следуют неукоснительно. Один из собеседников объясняет, почему.

– Дело в том, что на контроле у диспетчера круга может находиться одновременно пять-шесть самолетов. Три из них заходят на посадку, а два — взлетают. Экипаж слышит, что на связи много бортов, но не знает их взаимного расположения. А диспетчер всю информацию анализирует, следит за тем, чтобы соблюдались интервалы движения и дает команду пилотам. Пилот обязан выполнять команды, потому что здесь уже главный – диспетчер. За безопасность отвечает он.

По правилам безопасности самолеты должны находиться друг от друга на определенных расстояниях, которые диспетчеры называют интервалами. К примеру, диспетчер подхода должен обеспечить интервал в десять километров, если воздушные суда летят друг за другом.

– Ближе – уже условия безопасности выполнены не будут. Как правило, и до десяти стараемся не доводить. А вот по высоте интервал – минимум 300 метров,
– рассказывает Виктор Чепуленок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector