Кем и где может работать социолог: список профессий, связанных с социологией

Выпускники-социологи на рынке труда

Навыки проектно-аналитической деятельности востребованы работодателями коммерческого и некоммерческого сектора и органов власти. Работодатели признают наличие у выпускников-социологов компетенций маркетологов, аналитиков, исследователей. Больше половины наших выпускников заняты именно в сфере маркетинга и рекламы. Как и выпускники, работающие в области управления и развития персонала (Human Relations – HR) или связей с общественностью (PR), или же занятые в различных исследовательских структурах, выпускники социологи отличаются навыками предпроектной работы, организации и ведения проектов, переговоров, систематизации и анализа информации, экспертного анализа ситуаций в сферах социальной и корпоративной политики, сбора и обработки полевых данных, проведения кабинетных исследований, формирования и управления рабочей группой, оценки эффективности, подготовки презентаций и отчетов для разных аудиторий, ведения диалога с разными аудиториями, выстраивания взаимодействия индивидов и групп с гражданским обществом, органами власти и бизнес-сообществом.

 

Где можно работать с дипломом социолога

Какую работу может найти дипломированный социолог после вуза? На самом деле выбор довольно широк.

Те, кто выбирает научную карьеру, могут работать в таких организациях, как:

  • исследовательские институты;
  • академии наук;
  • колледжи и университеты.

А те, кто хочет непосредственно участвовать в бытовых исследованиях и собирать данные, могут попробовать применить свои знания в таких местах, как:

  • правительственные организации;
  • консалтинговые компании;
  • маркетинговые агентства.

Мы рассмотрели, какие предметы изучают на факультете социологии, как туда поступить и кем работать после. Надеемся, эта статья помогла вам лучше понять, кто такие социологи и стоит ли выбирать этот профиль для себя.

А если понадобится помощь в написании рефератов, курсовых или дипломных по социологии и не только, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.

Возможно ли социологу организовать свой бизнес

Социологу можно создать свой бизнес, поскольку после получения этой профессии он обладает практическими всеми качествами руководителя и большими знаниями во многих сферах деятельности, навыками в управлении людьми, хорошими организаторскими способностями.

Собираясь открыть свое дело, можно обратить внимание на социальную направленность деятельности, например, помогать людям пожилого возраста. Основная цель здесь будет заключаться в оказании услуг пенсионерам – психологическая помощь, ремонт и т.п

Бизнес может быть связан с обучением профессии социолога и психолога на различных курсах, в т. ч. можно организовать занятия по обучению личностному росту или достижению успеха. В этом случае, кроме получения дохода для себя, можно оказывать и неоспоримую помощь обществу.



Институционализация

Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.

Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.

Институт социологии (ИС РАН)

Основные этапы развития

В 1968 г. Институт социологии открылся и работал под названием Институт конкретных социальных исследований АН СССР.

Руководство

Высший орган — Ученый совет
Директор: Горшков Михаил Константинович, академик РАН, доктор философских наук
Первый заместитель директора: Козырева Полина Михайловна, доктор социологических наук
Заместители директора по научной работе:

Голенкова Зинаида Тихоновна, доктор философских наук

Тихонова Наталья Евгеньевна, доктор социологических наук

Малышев Михаил Львович, доктор социологических наук
Заместитель директора по международным связям: Мансуров Валерий Андреевич, доктор философских наук
Заместитель директора по общим вопросам: Мурышкин Валерий Фёдорович
Заместитель директора по финансовой деятельности: Найденко Ирина Валентиновна
Ученый секретарь: Ключарев Григорий Артурович, доктор философских наук

Основные направления исследований и проектной деятельности

1. История социологии и общей социологической теории.

2. Методология и методы социологических и политологических исследований.

3. Трансформация социальной структуры российского общества и социальная мобильность.

4. Трансформация социальных институтов и формирование гражданского общества.

5. Динамика ценностей российского общества.

6. Политическая и социокультурная модернизация российского общества.

7. Сравнительные исследования социальных и политических систем.

8. Социология политических отношений и электоральных процессов.

9. Формирование новых идентичностей и процессы интеграции и дифференциации российского общества.

10. Трансформация семьи и гендерных отношений.

11. Социология управления.

12. Социокультурные функции религии в современной России.

Периодические издания

Институт является учредителем и соучредителем журналов: «Социс (Социологические исследования)», «Социологический журнал», «Полис (Политические исследования)», «Социология: 4М», «Власть», «ИНТЕР», «История и современность», «Социологическое обозрение», «Sociologos». В 2010 году вышел первый номер нового научного электронного журнала «Вестник Института социологии», учрежденный Институтом социологии Российской академии наук.

Структура института

В структуре Института 11 исследовательских Центров, Центр социологического и политологического образования и два Филиала (Южнороссийский в Ростове-на-Дону и Приволжский в Нижнем Новгороде). Международной проблематикой в Институте занимаются Центр исследования межнациональных отношений и Центр политологии и политической социологии.

Информационная база исследований

Библиотека Института социологии РАН была создана в 1969 году и располагает уникальным фондом литературы по социологии, насчитывающим более 58 000 томов и единиц журнального фонда(в том числе: книги и брошюры 40 400 единиц, журналы — 17 000, диссертации — 600). Ценность этого собрания заключается в том, что оно является единственным в России, где имеется полный комплект отечественных изданий, начиная с 1969 года (то есть с момента возобновления социологических исследований после длительного перерыва с 1930-х гг.), изданий отечественных социологов дооктябрьского периода, а также около 4000 томов иностранной литературы. В Институте есть кабинет научной литературы и научный архив.

Банк социологических данных

Институт социологии РАН располагает уникальным архивом эмпирических данных. Архив содержит результаты более чем 700 социологических исследований, проведенных Институтом социологии РАН и другими социологическими центрами страны.

Образовательная деятельность

На базе Института социологии РАН работает Факультет социологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).
Декан: Ядов Владимир Александрович, доктор философских наук, профессор
Направления деятельности: современные социологические теории, общая социология и отраслевые социологические дисциплины, методология, история мировой и российской социологии, количественные и качественные методы исследований, психология личности, социальная психология, социология труда, основы менеджмента, социология организаций, социология культуры, социология религии, социология семьи, этносоциология, инвайронментальная социология, PR-технологии, маркетинг и др.

В рамках Института действуют три диссертационных совета Д 002.011.01, Д 002.011.02, Д 002.011.03.

Истории успеха социологов

Ермакова Валентина, 43 года

Окончила НГТУ, очную форму обучения, специальность “социология”, работаю в ООО БиСиГрупп социологом. Профессионального успеха достигла благодаря в первую очередь своему образованию. В университете получила достаточно сильную теоретическую базу, которая пригодилась и на практике.

Из своей работы я извлекаю опыт и знания, которые помогают и в жизни. О выбранной профессии не жалею, рада, что приношу пользу нашему обществу. По работе имею возможность ездить по различным регионам, изучать жизнь людей и социальные проблемы, помогать населению в их решении.

Карта компетенций

39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (профиль: Социология социальной жизни)

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами;

  • Умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций;
  • Способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб;
  • Способностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук в аналитической работе. Консультировании и экспертизе в рамках производственно-прикладной деятельности;
  • Способностью использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;
  • Способностью разрабатывать основанные на результатах проведенных исследований предложения и рекомендации по решению социальных проблем, по согласованию интересов социальных групп и общностей;
  • Способностью использовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности;
  • Способностью обосновывать практическую целесообразность исследований, направленных на изучение различного рода социальных явлений, планировать и осуществлять исследование общественного мнения с использованием методов сбора и анализа социологической информации.

39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (профили: Социология цифрового общества; Социология культуры;)

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями: 

способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения;

  • способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;
  • способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования;
  • способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории;
  • способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем магистратуры);
  • способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности;
  • способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии).

Примеры социальных институтов

Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:

  • Семья. Это важнейший институт, с которым в своей жизни сталкивается каждый из нас. У семьи есть несколько функций: репродуктивная (рождение детей), воспитательная (совместное воспитание детей, формирование у них основных ценностей, норм и принципов поведения), экономическая (совместное использование ресурсов, ведение общего хозяйства).
  • Государство. Данный институт решает большое количество задач, направленных на обеспечение безопасности, стабильности и развития, а также на реализацию базовых потребностей каждого члена общества. Государство регулирует экономику, обеспечивает медицинское обслуживание и образование, строит и поддерживает инфраструктуру, защищает население от преступности, обороняет страну от внешних опасностей.
  • Право. Это система обязательных норм поведения, направленная на обеспечение стабильности и общего благополучия. В отличие от норм морали, правовые нормы являются общеобязательными и регулируются государством. Основные функции права – это определение правил поведения, полезных для общества, и обеспечение их выполнения.
  • Образование. Задача этого института заключается в том, чтобы передавать подрастающим поколениям накопленный опыт, знания и навыки, необходимые для продуктивной работы. К функциям образования относятся адаптация молодых людей к будущей самостоятельной жизни информирование у них профессиональных навыков, социализация.
  • Наука. Задача этого института заключается в том, чтобы добывать объективные знания, накапливать и интерпретировать их. К функциям науки относятся познание мира, определение взглядов на мир, интерпретация знаний, интеллектуальное и техническое развитие.
  • Церковь. Этот институт формируется на основе веры. К функциям церкви относятся формирование мировоззрения, объединение верующих, выработка моральных и нравственных норм.
  • СМИ. Это институт, обеспечивающий публичную передачу информации с помощью доступных технических средств. Функции СМИ включают сбор, анализ, упорядочивание и распространение информации.

Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь

Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право)

↑ Виды социальных институтов

Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:

  • политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);
  • экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения,  материальное производство, биржи и т.д.);
  • институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);
  • институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);
  • духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).

Внутри фундаментальных институтов общества существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Семья

Государство — основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.

Церковь — социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов.

Наука — особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке.

Право — социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

↑ Понятие «социальный институт»

Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Во всех сферах жизни общества задействованы различные социальные институты («institutum» — «устройство»).

Словосочетание «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях:

  • исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей;
  • система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей;
  • совокупность лиц, учреждений, выполняющих определенную социальную функцию;
  • система норм, социальных ролей и стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

Социальный институт — это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.

Социальные институты призваны регулировать общественные отношения в различных сферах жизни общества.

Для примера рассмотрим социальный институт брака. Брак рассматривается здесь не только как союз молодоженов, а как определенная система норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Каждый человек, входящий в тот или иной социальный институт должен выполнять соответствующие требования. Если же он не выполняет предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника — занимаемой должности и т.д.).

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций:

  • воспроизводственная (закрепление и воспроизводство норм и правил общественных отношений);
  • регулятивная (организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах жизни);
  • социализация (передача социального опыта предшествующих поколений);
  • интегративная (объединение, взаимодействие и взаимоответственность членов общества);
  • коммуникативная (распространение информации внутри института, поддержание взаимосвязи с другими институтами).

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения — роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.Козырев Г. И. Основы социологии и политологии.

признаки социального института

  • наличие социальных ролей (руководитель, подчиненный);
  • наличие определенных норм и правил поведения;
  • наличие функции, выполняемой в обществе;
  • наличие сети учреждений.

Где можно получить профессию социолог?

Для того чтобы работать в данной сфере, необходимо получить среднее специальное или высшее образование по направлению «Социология». Также можно пройти курсы профессиональной переподготовки.

Стоит отметить, что работодатели, как правило, отдают предпочтение соискателям, которые окончили высшее учебное заведение. Кроме того, ВУЗы во время обучения обеспечивают практику в крупных компаниях, и студенты, которые хорошо проявили себя, нередко получают хорошую должность сразу же после окончания обучения.

На сегодняшний день, лучшие факультеты социологии предлагают следующие ВУЗы России:

  • НИУ ВШЭ;
  • МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • СПбГУ;
  • МГТУ Н. Э. Баумана;
  • НГУ.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 516 000,00 ₽

Московский гуманитарный университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 80 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 189 130,00 ₽

Национальный университет «Высшая школа экономики»

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 300 000,00 ₽

Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 260 000,00 ₽

Тюменский государственный университет

Тюмень

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 250 000,00 ₽

Финансовый университет при Правительстве РФ

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 243 000,00 ₽

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽

Российский университет дружбы народов

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 132 000,00 ₽

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Москва

Плюсы и минусы профессии

Как и в любой профессии, в работе социолога существуют свои достоинства и недостатки.
Положительные моменты:

  1. Поскольку работа тесно связана с постоянным общением, это позволит научиться работать с людьми, получать полезную информацию, а умение справиться с человеческим фактором может пригодиться в других сферах и в различных жизненных ситуациях.
  2. Профессия социолога является востребованной на рынке труда и социально значимой.
  3. Позволяет работать в различных исследовательских сферах.

Отрицательные стороны:

  1. Сейчас профессия недооценивается.
  2. Недостаточно высокий уровень подготовки специалистов в отечественных учебных заведениях.
  3. Необходимость в изучении большого количества других сфер, таких как экономика, психология, философия, математика.

При некоторых заболеваниях сердца работа социологом противопоказана.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector