10 знаменитых режиссеров-художников, которых нужно знать

Совет от самого Герасимова

Несмотря на трудные военные годы, люди посещали кинотеатры. Вениамин Агафонов понимал, каким важным делом он занят, ему хотелось учиться, чтобы рисовать афиши лучше. Однажды он решился написать письмо известному кинорежиссеру Сергею Герасимову. И получил ответ! В нем были не только ответы на вопросы пытливого мальчишки, но и совет после окончания войны поступать в Московский университет киноискусства.

Юноша так и сделал: в 1948 году в возрасте 17 лет поступил на заочное отделение. Кроме того, Вениамин Петрович получил высшее образование по специальности «Журналистика» в КазГУ, и даже успешно работал литсотрудником в областной газете «Ленинское знамя». Но кинорекламу он ни на что променять не мог.

Инструменты VFX-художника

Чтобы создавать эффекты, нужно владеть инструментами анимации, моушн-дизайна и 3D-редакторами.

Композеры используют самые разные программы для разных задач: Nuke, Fusion, Natron, Flame. Nuke — индустриальный стандарт композа в больших студиях. Fusion — аналог Nuke. Он практически бесплатный и может почти все, что умеет стандартная программа, но не настолько гибкий, поэтому его не выбирают большие студии в промышленных масштабах.

Специалисты VFX общего профиля обычно используют программу Houdini.

Для моушн-графики берут Adobe After Effects — программу для моушн-дизайна, которая позволяет выполнять и некоторые композные задачи.

Работа Данилы Криворучко, VFX-художник, Нью-Йорк

Процесс создания видео в Houdini

Художественное кино и анимация

Разница в работе художника в кино и анимации, конечно, есть. Касательно специфики работы, кино намного интересней за счет того, что сам процесс разнообразнее, динамичнее. Есть предварительный период, подготовительный, включающий строительство декораций, отбор локейшнов, реквизита. Есть сами съемки. И есть постпродакшн, работа с компьютерной графикой, спецэффектами. В анимации все то же самое происходит в виртуальном пространстве. То есть все производство фильма осуществляется сидя на стуле — три года сидишь и делаешь один мультик. Причем, первые полтора года ты результата вообще не видишь.

 Он начинает появляться только под конец, потому что цепочка производственная так построена, что сначала идет работа-работа-работа, и только через какое-то время начинаются просчеты, рендер и уже появляется какой-то результат. В кино же все сразу — придумали, сняли, увидели, причесали, доработали и вот готово. Но, конечно, анимация дает больше свободы. Там можно делать все что угодно. В кино ты как-никак в рамках законов физики, реальности. В мультфильме же можно придумывать какие угодно фантастические миры. То есть, вот такая полярная ситуация.

Знания и навыки

Знания, требуемые для работы, будут отличаться в различных областях. Пройдемся по основным:

  • знание материалов, умение с ними работать;
  • основы живописи, рисунка, работы с цветом, композицией;
  • знание теории и истории искусства, терминологии;
  • понимание современных тенденций;
  • владение несколькими техниками творчества;
  • понимание основ анатомии человека и животных;
  • представление о теории графического дизайна;
  • понимание базовых принципов восприятия человеком визуальной информации;
  • собственный авторский стиль, нужно уметь отходить от него, если того требует проект;
  • умение рисовать как от руки, так и с помощью графического планшета, потребуются навыки работы с растровой и векторной графикой в специализированных программах: Adobe CC, Adobe Photoshop, CorelDraw, Krita и т. д.

Права

3.1. Художник-постановщик имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Художник-постановщик имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Художник-постановщик имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Художник-постановщик имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Художник-постановщик имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Художник-постановщик имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Художник-постановщик имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Художник-постановщик имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Художник-постановщик имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук кадр из фильма «Судьба человека»

Актер по образованию и главный советский режиссер, мастер батальных сцен и лауреат премии «Оскар» профессиональным художником не был. Однако о страсти режиссера к живописи его вдова Ирина Скобцева может рассказывать часами. Сложно представить, как один из самых загруженных советских режиссеров просыпается в шесть утра, чтобы нарисовать очередную картину.

Первые его опыты практически полностью были посвящены религиозным сюжетам. Но большая часть работ Бондарчука — это портреты, напоминающие иконы, или изображения его жены и детей. Не обходилось и без исторических персонажей, к которым питал явную страсть Бондарчук-режиссер. Несмотря на то, что в распоряжении главного советского постановщика была огромная съемочная группа, эскизы для той же «Войны и мира» он писал сам. И выглядели они как настоящие картины — не схематичные, а именно концептуальные и полноценные произведения живописи, передающие драматургию и характеры будущих кинематографических сцен, получивших известность не только внутри страны, но и за ее пределами.

Эскиз к фильму «Борис Годунов»

Фрагмент иконы «Жены-мироносицы»

Автопортрет в костюме Бориса Годунова | Портрет Ирины Скобцевой

Эскиз к фильму «Война и мир»

Фрагмент иконы | «Федя и Алена»

Особенности профессии

Художник-постановщик – участник творческой группы, работающей над фильмом. По существу, он переводит сценарий (литературную основу фильма) в изобразительный ряд. Он разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает при составлении сметы, в выборе мест для натурных съёмок, в изготовлении декораций. Когда фильм снят, участвует в отборе дублей, в создании графического оформления фильма (титры, заставка и пр.).

Декорации, реквизит, их расположение на съёмочной площадке – из всего этого складывается предметная реальность, в которой будет разворачиваться действие. От мастерства художника зависит эмоциональный строй фильма, а также доверие или недоверие зрителей. Например, чтобы снять фильм о юном Петре I, нужно передать атмосферу царских хором XVII века, воссоздать предметы быта. И чем больше художник знает, чем больше предметов того времени он видел, тем достовернее будет созданный им мир.

Приступая к работе над картиной, художник-постановщик сначала читает сценарий, беседует с режиссёром, и в это время вырисовывается концепция будущего оформления. Не всегда художник отталкивается от эпохи, в которой разворачивается действие, в некоторых случаях он полагается на свою фантазию и фантазию режиссёра-постановщика. Например, эскиз пепелаца для фильма «Кин-дза-дза» (вышел на экраны в 1986 г.) нарисовал режиссёр Георгий Данелия, еще когда вместе с Резо Габриадзе работал над сценарием. Однако переводили этот эскиз в чертежи и готовую конструкцию художники-постановщики Теодор Тэжик и Александр Самулекин. Папелац соорудили из частей самолёта Ту-104, найденных на свалке.

Но даже работая над историческим фильмом, не всегда можно представить, как выглядела ушедшая эпоха. Что можно сказать о жизни в IV веке? Какими предметами пользовались люди? Какую одежду они носили? Из исторических свидетельств можно найти черепки глиняной посуды в музее, а всё остальное художнику приходится додумывать самому.

Художник-постановщик работает под руководством режиссёра и второго режиссёра. В работе ему помогают ассистенты. Также в группу художника-постановщика входят декораторы, бутафоры, реквизиторы, художники по костюмам, художники-гримёры. В некоторых случаях, художник-декоратор сам выполняет многие функции: занимается и декорациями, и костюмами, и поиском реквизита. Единственный, кого он не может заменить на профессиональном уровне, – художник-гримёр.

После института молодой специалист работает сначала в качестве ассистента, позже, набравшись опыта, может претендовать на самостоятельную работу в качестве художника-постановщика.

Профессия художника-постановщика считается мужской, потому что требует физической выносливости: приходится работать с тяжелыми декорациями, ездить в съёмочные экспедиции, выдерживать ненормированный рабочий день. Однако женщины в этой профессии всё же есть.

Что на заборах пишется

Огромная сила и возможности кинематографа потрясли Вениамина, и мальчику захотелось приоткрыть двери в этот чудесный мир как можно большему числу людей. Ему едва исполнилось 12, когда в городе появилась его первая реклама — на заборе: мальчишка приглашал прохожих на киносеансы в «Ударник». Мел, сажа, битый кирпич стали его подручным материалом. Рядом со своими афишами подросток писал о новостях, которые поступали с фронта. В скором времени администрация кинотеатра заметила талантливого подростка и поддержала его инициативу: вместо заборов Вениамин теперь мог использовать рекламные щиты.

К концу войны рисунки стали цветными, все в городе уже знали, что они принадлежат кисти талантливого мальчишки. 

«Насчет красок Вениамину подсказали друзья, — вспоминает вдова художника. — Мальчишки — народ вездесущий. Они увидели, что, когда правый берег Ишима обваливается, оголяются древние пласты глины, причем цветовая гамма у них очень разнообразная — розовый, голубой, оранжевый. Вся Подгора была оранжевой, и люди красили свои домики этой глиной. Эти краски Вениамин и стал использовать».

Особенности профессии

Профессия очень интересная, ведь художник-технолог является полноправным участником творческого процесса. В его обязанности входит решение разных задач, рассмотрим основные (зависят от профиля подготовки и места работы):

  • разработка документации тех. проекта, направленной на реализацию идей художника по костюмам и постановщика. В документацию включается информация об элементах материального оформления, финансовых, технических средствах и т. д.;
  • разработка рекомендаций по расстановке и монтажу декораций, осветительных приборов и т. д.;
  • контроль состояния оборудования и элементов оформления, внесение рекомендаций по их ремонту или замене;
  • участие в создании декораций, работа со спецэффектами и освещением, монтировочные репетиции, гастрольные варианты оформления;
  • внедрение новейших технологий, направленных на повышение качества и зрелищность постановки.

Художники-технологи обладают богатыми знаниями в сфере театрально-сценической/технической графики, безупречно разбираются в вопросах световых решений, а также грима, костюмов, декораций и прочих аспектов. Они умеют рисовать от руки, хорошо чувствуют цвет, заботятся о безопасности.

Акира Куросава

Акира Куросава на съемках фильма «Ран»

Культовый японский режиссер, который обратился к кинематографу после занятий живописью. Писать картины он начал в детстве, и именно с этим хотел связать свою дальнейшую жизнь. В четырнадцать лет Куросава учился в школе западной живописи Doshusha и собирался продолжать обучение, однако в Токийскую художественную школу его не приняли. Тем не менее уже в восемнадцать его картина «Сэйбуцу» была представлена на престижной выставке «Ника-тен», а через год Куросава вошел в Японскую ассоциацию пролетарского искусства, созданную под влиянием идей марксизма. Политика, впрочем, впоследствии и оттолкнула Куросаву от ассоциации, да и вообще от профессиональной живописи. Впрочем, совсем рисовать он не бросил и в свободное от кино время брал в руки кисть или карандаш. Его картины и графика и при жизни выставлялись в музеях, а в международных издательствах вышло и несколько альбомов.

«Сны Акиры Куросавы», 1990

«Сны Акиры Куросавы», 1990

«Кагемуся: Тень воина», 1980

«Кагемуся: Тень воина», 1980

«Ран», 1985

Для чего нужны декорации?

Декорации решают множество задач: можно воссоздать локацию, которую сложно или затратно найти. Или создать нужную атмосферу. Они позволяют вывести эстетическую составляющую на новый уровень. Художник-постановщик организует пространство. Даже минимальная его работа становится заметной на экране.

Элементы декора, составляющие общую картину видеоролика

Например, в проекте Microsoft, художник-постановщик Ксюша Цель организовала ноутбуки, канцелярские принадлежности, плакаты на стенах. Они практически не были видны в кадре, но создавали атмосферу обжитости пространства.

Для ролика Bpay мы отдельно печатали элементы, используемые затем в видео. Какие-то из них художник-постановщик отдельно разрабатывал вручную, какие-то покупал. В итоге весь реквизит выглядел гармонично и сохранял единый стиль.

Другой интересный пример с точки зрения работы художника-постановщика — Наш рекламный ролик для Fazer. На видео с бэкстейджа видно, что  декорации были созданы  не целиком, а только выразительный для камеры передний план. Фон за актёром был наложен позднее, на этапе постпродакшна. При этом интересно, что для роликов была сконструирована специальная лавка-трансформер, которая легко менялась в другую декорацию в течение 3 часов.

Художником-постановщиком обычно становится очень творческий человек. У него высокое эстетическое чувство, он старается видеть мир чуть ярче, чем он есть на самом деле. С другой стороны, художник-постановщик отлично разбирается в строительных материалах, может руководить рабочими и инженерами. Так что его работа близка к дизайну интерьеров и архитектуре.

Направление: Творческие профессии

Костюмер – специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п.

Это по преимуществу женская профессия, но встречаются в ней и мужчины.Костюмер работает в костюмерном цеху. Он следит за чистотой костюмов, их сохранностью.В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр.Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера.Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.  Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов – это тоже забота костюмера.

Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.

Для работы костюмера достаточно среднего общего образования.

Специальности:

Искусство костюма и текстиля
Квалификация: Магистратура

Что изучают: изучение производства новых моделей и их дизайна; умение разбираться в материале, стиле, выкройках; изучение текстильно-прикладного творче…

Искусство костюма и текстиля
Квалификация: Бакалавриат

Что изучают: проектирование художественного костюма; проектирование художественных текстильных изделий; художественная разработка ткани; история моды; п…

Дэвид Линч

Дэвид Линч рисует картину «Маленький мальчик в своей комнате», 2009  Pennsylvania Academy of the Fine Arts

За шесть лет до того, как снять свой дебютный фильм «Голова-ластик», и задолго до того, как стать главным независимым режиссером Америки и создателем легендарного «Твин Пикс», Линч посещал Пенсильванскую академию искусств, где изучал живопись, скульптуру и фотографию. Живопись хоть и осталась для режиссера, скорее, хобби, в котором он черпает вдохновение для своих кинематографических работ (о чем, кстати, он говорил в недавнем документальном фильме о себе «Жизнь в искусстве»), но явно наложила отпечаток на его особый режиссерский почерк, который не спутаешь ни с одним другим. Занятия в академии искусств привлекли взгляд молодого Линча к анимации — его первой режиссерской работой стал именно мультфильм «Шестеро заболевают». Приверженность к анимационной перекладке, как и странных почти мультипликационных персонажей, можно увидеть и в фильмах Линча — особенно ярким примером здесь является, пожалуй, «Внутренняя империя».

На счету режиссера помимо таких культовых лент, как «Дикие сердцем», «Синий бархат» и «Малхолланд-драйв», еще и пятьсот художественных работ, в которых прослеживается явная связь с Линчем-кинематографистом. Художнику-режиссеру свойственна приверженность к черному, красному, охре, страсть к изображению вырывающихся демонов из человекообразных персонажей, отсылающих к образам Оскара Кокошки — одному из линчевских фаворитов.  Первая ретроспектива картин Линча прошла, кстати, всего три года назад — в той самой Пенсильванской академии, где он когда-то учился. Однако еще в 2009 году некоторые из его работ привозили на выставку в московский Мультимедиа Арт Музей.

«I Burn Pinecone and Throw In Your House», 2009, Galerie Karl Pfefferle 

«Rock with Seven Eyes», 1996

«Man With Thought», 2009

«Woman’s Dream», 2013

Где учиться на специалиста по визуальным эффектам

Обучение на художника по визуальным эффектам должно включать в себя как самообразование, так и посещение учебных заведений. В случае, если удалось поступить в ВУЗ за границей, то хватит лишь его, но для обучения в странах СНГ обязателен комплексный подход. Чтобы стать специалистом среднего уровня, нужно потратить на обучение от двух лет.

ВУЗы

В России есть ВУЗЫ, где изучают визуальные эффекты. Поступив на них, освоить профессию будет значительно легче, и времени это займет меньше.

Список некоторых ВУЗов с профессиями VFX:

  • Московский финансово-промышленный университет “Синергия”;
  • МосГУ;
  • МИСиС;
  • МЭИ;
  • Институте бизнеса и дизайна;
  • РГСУ;
  • Южно-Уральский государственный университет.

С полным списком можно ознакомиться на сайте Postupi.

Также в России есть частные школы, где обучают визуальным эффектам:

  • Школа компьютерной графики Realtime;
  • Школа кино и телевидения “Индустрия”;
  • Британская высшая школа дизайна (на русском языке).

Онлайн-курсы по VFX

Онлайн-курсы по VFX углубленно изучают профессию, и помимо знаний и навыков, у ученика появятся проекты в портфолио. Также на таких курсах помогают с трудоустройством, и самое главное, предоставляют актуальный материал для обучения

Для специальности художника по визуальным эффектам это важно, потому что новое программное обеспечение выходит часто, а старое регулярно обновляется

Рекомендуем 3 качественных онлайн-курса:

1. Онлайн-курс по программному обеспечению Houdini FX от XYZ School

Курс по созданию спецэффектов и процедурных ассетов в Houdini с нуля. Эта программа активно используется в играх, киноиндустрии и motion-дизайне. Программа обучения длится 4 месяца, и плюс один месяц на дополнительную проверку домашних заданий.

Ссылка на образовательный курс: https://www.school-xyz.com/houdini

Тем, кто хочет развиваться в сфере разработки игр и уметь взаимодействовать со спецэффектами, которые обязательны в VFX, стоит пройти обучение именно в школе XYZ, потому что она специализируется на геймдеве. Ссылка на школу: https://www.school-xyz.com/

2. Годичная программа обучения в Skillbox

Помимо работы в Autodesk Maya и Houdini, обучение затрагивает создание скриптов на языке программирования Python.

Ссылка на курс и подробная информация об обучении: https://skillbox.ru/course/special-effects/

3. Моушн-дизайнер в 2D и 3D от Нетологии

Курс создан совместно с рекламным агентством Mag Creative. Ученик освоит работу с движущимися объектами в трехмерном и 2D-пространстве. Во время обучения студент выполнит первые проекты от реальных заказчиков.

Ссылка на курс и подробная информация об обучении: https://netology.ru/programs/vfx

Udemy

Если обучение в онлайн-школах для Вас слишком длительное и дорогое, то Вы можете приобрести недорогие курсы на платформе Udemy. Здесь есть множество различных курсов по теме в основном на английском языке, но на русском тоже встречаются (пользуйтесь фильтром).

Ссылка на платформу Udemy с курсами по VFX: https://www.udemy.com/courses/search/?q=vfx&sort=relevance&src=ukw

Самообразование

В профессии дизайнера по визуальным эффектам самообразование должно подкреплять основное обучение. Конечно, можно попробовать научиться самому от начала и до конца, не потратив ни копейки, но найти материалы будет сложно, и что хуже всего, такое обучение будет хаотичным. Для новичков очень важна систематика в изучении специальности.

Несколько полезных материалов для самообучения:

  • Видеоуроки по VFX, большинство из которых дают бесплатный доступ к первым видеоматериалам;
  • 304 платных курса на платформе Udemy;
  • Видеоуроки по Adobe After Effects на YouTube;
  • Целый сайт VideoSmile, посвященный визуальным эффектам и моушн-дизайну;
  • Видеоуроки по Mol3D на YouTube;
  • Книги The Filmmaker’s Guide to Visual Effects, Grid Systems in Graphic Design, The VES Handbook of Visual Effects, The Art and Science of Digital Compositing, Digital Compositing for Film and Video;
  • Книга “VFX своими руками”;
  • Документация каждой программы, в которой будет вестись работа.

Художник-постановщик Илья Подкопаев рассказал, с чего начинается для него работа над спектаклем

В фойе Белорусского государственного академического музыкального театра обращает на себя внимание персональная выставка художника-постановщика театра Ильи Подкопаева «ХРОНО 2.0_2.1». Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с художником о его творчестве и узнала, с чего начинается для него работа над спектаклем

— Прежде всего позвольте узнать: что хотите сказать зрителям при помощи картин?

— Они мое размышление на тему пространства, времени человека, его места в мире. XX век запомнился кровопролитными войнами и революциями, на стыке XXI века в мире тоже неспокойно, поэтому в триптихе на эту тему преобладает холодно-стальная гамма.

— А с чего для вас начинается работа над спектаклем?

— Как правило, режиссер-постановщик приходит к художнику-постановщику и дает пьесу для ознакомления. Начинаешь читать и понимаешь, близок тебе материал или нет. Бывает, сразу начинают появляться образы и задумки, а порой только в процессе долгой работы над спектаклем. Представьте, как это завораживает, когда нужно создавать все с нуля, когда на сцене подняты кулисы и ничего нет, кроме пространства…

После появления творческих задумок начинаются обсуждения с режиссером, что хотелось бы видеть на сцене. Случаются и споры, но всегда приходим к общему мнению. Порой режиссер пишет план, где указывает, что нужно на сцене. А я начинаю рисовать, искать образ, который станет центральным, от него проще отталкиваться, создавать декорации и располагать на сцене реквизит. Под сценографией, как правило, понимают создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники.

— В работе вы ограничены канвой спектакля, временем, когда происходит его действие, пожеланиями режиссера и актеров, но с другой стороны — есть и творческая свобода. Насколько она велика?

— Бывает по-разному. Например, к декорациям спектакля «О, милый друг!» режиссера-постановщика заслуженной артистки Республики Беларусь Зинаиды Вержбицкой я сделал три эскиза декораций.

Первый — занавес, намекающий на то, что мир — театр, а люди в нем актеры. Но этот символ непрост. Зрителей можно запутать, и они подумают: а что делает этот занавес на протяжении всего спектакля?

Второй — вокзал, отражающий передвижение героя, который приспосабливается к любой ситуации, старается быть там, где выгодно, и с теми, кто ему полезен. Но это тоже непростой образ, который может отвлекать от происходящего на сцене.

А вот третий — Эйфелева башня — оказался наиболее логичным

Узнаваемый символ Парижа отражает конец XIX — начало XX века и не оттягивает на себя внимание

— Когда спектакль уходит из репертуара театра и декорации становятся не нужны, не возникает ли чувство сожаления, ведь, например, картина могла бы жить дольше?

— Мы делаем спектакль, а он создает нас. Некоторые идеи, мысли и мечты останутся со мной, а какие-то приемы смогу и дальше использовать как цветовое, композиционное или геометрическое решение в новом произведении. Представьте, вы создали спектакль, он живет вечно, и этим вы вошли в историю. Это неинтересно

Неважно, где будет находиться твое произведение, важно, что почувствуют люди, взглянув на него. По прошествии времени уже забудутся детали, но эмоции всплывут в памяти

— А что вас привлекает в профессии и что происходит после окончания работы над спектаклем?

— Художником-сценографом быть замечательно — он создает пространство, в котором ни разу не был… Мне интересно играть с координатами пространства и времени. Но не во всех спектаклях декорации столь важны. Например, в спектакле «Жизнь и смерть Янки Купалы» за поэтом темное пространство, что, на мой взгляд, еще больше подчеркивает масштаб его личности. А в «Комедии» не обойтись без выделения окна в деревенском доме, которое не только несет привычные функции, но и символизирует, что в сельской местности жизнь протекает на виду у соседей, наблюдающих за всем. А яблоня — аллегория на райский сад и плод, с которого началось грехопадение.

Уверен, прежде всего в спектакле должно быть удобно актерам, узнаваемо — зрителям, четко и понятно — всем. Придерживаюсь философского мнения о том, что в спектакле нужны образ, знак, символ. Человека пытаешься погрузить в пространство. Время символизма и образа остается всегда актуальным, ускорился темп жизни, люди стали избалованными событиями, многое видели. Ранее даже трехактная опера могла проходить в одном пространстве, а сейчас это уже почти не встречается.

После окончания работы над спектаклем появляются новые мысли, идеи, эмоции, ведь пространство для жизни создаем мы сами.

Фото Евгении Спруть

Общие положения

1.1. Должность «Ведущий художник» относится к категории «Профессионалы».

1.2. Квалификационные требования — полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист) и повышение квалификации. Стаж работы по профессии художника I категории не менее 3 лет. 

1.3. Знает и применяет в деятельности:      — способы выполнения живописных и графических работ;      — законы композиции;      — основы профессионального мастерства художника-декоратора и художника-постановщика;      — основы живописи, рисунка и черчения, музыкального и звукового (языкового) оформление фильма;      — технику и технологию производства кинодекорационных сооружений;      — оптические изменения цветов и их сочетания на расстоянии;      — свойства красок;      — технику и технологию изготовления скульптурных работ;      — методы проектирования и художественного конструирования;      — фотографические процессы и ретушь;      — стили и виды шрифтов;      — технологию их изготовления;      — элементы графики, техники рисования, иллюстрации и пантомимы;      — основы режиссерской, актерской, кинооператорской профессии;      — технологию обработки черно-белой и цветной пленки и слайды фотографии;      — фотоаппаратуру;      — основы экономики, организации и технологии фильмопроизводства;      — историю изобразительного искусства, архитектуры, быта, стилей;      — историю национальной и мировой кинематографии;      — правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.4. Ведущий художник назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Ведущий художник подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Ведущий художник руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Ведущий художник во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Режиссер и сценарист

Не всегда режиссер является автором произведения, но даже в таком случае часто к проекту присоединяются сторонние сценаристы. Они доводят историю до приемлемого вида и создают рабочий документ для дальнейшей работы

На этапе разработки сценария режиссеру важно находиться со сценаристом в постоянном диалоге, делиться с ним своими мыслями, говорить о темах, которые его волнуют, чтобы усилить потенциал истории

Это не коммуникация «начальник-подчиненный», а именно разговор двух творческих единиц, преследующих общую цель — затронуть чувства зрителя, провести его сквозь перипетии событий и оставить под впечатлением. Режиссер, если это прописано в контракте, вправе что-то менять и что-то дорабатывать в сценарии, подходя к съемочному процессу. Но все это будет идти легче и исключит конфликты в будущем, если до всех этих доработок будет допущен сценарист. К примеру, Аарон Соркин всегда присутствует на съемочной площадке своих проектов, и даже такой именитый режиссер, как Дэвид Финчер, активно обсуждает с ним «можно ли в данной сцене переиграть так или иначе». Здесь лучше задавать вопрос «что ты думаешь?», чем тупо ставить перед фактом — «мы все поменяли, смирись». Иначе можно встретить сценариста с контрактом, как у Соркина, — в нем будет прописано, что ни одну реплику без согласования поменять нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector