Академические степени

Михаил Васильевич Ломоносов

Ломоносов сделал множество открытий в различных областях: он считается первым, кто открыл закон сохранения массы и был автором молекулярно-кинетической теории тепла, а также совершил открытия в химии минералов и стекла.

Ломоносов является основателем первого в России классического университета МГУ.

Он был действительно разносторонним ученым. Как астроном, Ломоносов открыл атмосферу на Венере. Как приборостроитель, он является автором множества приборов, таких как: оптический ботоскоп, анемометр, продвинутой модификации телескопа, перископа, барометра, часов, весов и многих других. Кроме того, он был замечательным географом и картографом. Именно Ломоносова считают основателем экономической географии. Металлурги всего мира считают Михаила Васильевича прекрасным горняком, геологом и металлургом.

Кроме того, Ломоносов прославился в таких областях, как поэзия, история, изобразительное искусство, генеалогия и филология.

2

Вселяет надежду

И раз уж мы говорим о талантливых ученых, вспомним одного из безусловных гениев нашего времени Стивена Хокинга. Хотите вдохновиться примером его жизни? И мы сейчас говорим не о его невероятной силе духа в борьбе с болезнью. В детстве Стивен, бывший обычным мальчиком и посещавший совершенно обычную школу, отличался… весьма обычной успеваемостью. Особенных успехов он не демонстрировал и до 8 лет даже не умел читать. И вообще посещал школу для девочек, так как родители не могли отдать его в смешанную. Так что, если ваш ребенок приносит домой плохие оценки, подождите ругать его – может быть, через 2-3 года перед ним откроется будущее большого ученого.

Чем занимается

А теперь разберем все то, чем занимается ученый. Хотелось бы уточнить, что здесь все будет зависеть от того, в каком направлении трудится этот специалист.

Здесь мы представляем основные функциональные обязанности, которые будут актуальны практически для всех видов деятельности.

  • Проведение подготовительных работ. Это тот случай, когда ученый только планирует какое-то исследование, занимается сбором информации, ищет недостающие данные.
  • Проведение исследовательских работ. Это и есть общность всех мероприятий по изучению чего либо;
  • Аналитика. Каждый специалист проводит аналитические исследования своих работ, работ коллег, проводит анализ, делает дополнительные выводы;
  • Педагогическая деятельность. Это те профессионалы, которые ведут преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях. В их обязанности входит передача своих навыков и опыта студентам.

Помимо этого, стоит помнить, что основная работа ученого состоит в работе с документами. Сюда входит и поиск темы, и собственные исследования, написание отчетов и так далее.

Эндрю Ын

Основатель системы онлайн-образования Coursera.

Об образовании. «Наша система образования учит людей выполнять рутинные задания. Когда у нас появились машины, мы стали учить людей работать на заводах. А вот что у нас никогда толком не получалось, так это учить людей творчеству. Я же уверен в том, что творчеству, созданию новых решений можно и нужно учить. Это просто навык, который улучшается по мере тренировки».

Об опасности искусственного интеллекта. «Через сотни лет люди могут создать технологию, о которой мы пока не имеем никакого представления, и на свет появится злой компьютер. Но я не переживаю о том, что компьютер может стать угрозой — по той же причине, по которой не беспокоюсь о перенаселении Марса. Будущее туманно. Я даже не знаю, чего ждать в ближайшие пять лет».

Гурман поневоле

Пивоварня Carlsberg отметила заслуги Нильса Бора, а вот какая организация отметила бы достижения Чарльза Дарвина? Фонд защиты природы? Не торопитесь с ответом. Известный ученый, создатель теории происхождения видов, немало способствовал… уничтожению этих самых видов. Каким образом? Все просто. Мы знаем о приверженности англичан различным клубам. Так вот Дарвин, еще будучи студентом, вступил в так называемый «Клуб обжор», члены которого были обязаны попробовать как можно больше необычных блюд. Мистер Дарвин ел и броненосцев, и слоновых черепах, и агути, и пуму… Странное увлечение для большого ученого, неправда ли?

Что такое ученая степень

Ученую степень соискатели получают в высших учебных заведениях и НИИ (Научно-исследовательский институт). Окончательное решение о присвоении степени или об отказе принимает диссертационный совет.

Степень является титулом, который не зависит от должности кандидата, ее целью служит определение научного ранга. Ее наличие существенно влияет на авторитет ученого и признание его заслуг в научной среде, также способствует карьерному росту.

Титулы сохраняются на всю жизнь и меняются только в случае получения более высокой степени или дисквалификации. В нашей стране утверждены степени: кандидат наук и доктор наук. Эта система была заимствована у Германии и применялась еще в дореволюционный период.

Во многих странах, которые примкнули к Болонскому процессу, сегодня применяется степень доктора философии, вручаемая после окончания вуза. Российская Федерация также подписывала Болонскую конвенцию, поэтому есть основания предполагать, что нашу систему образования ожидают серьезные изменения.

Причина 7: гибкий график

Ученые в значительной степени освобождены от жесткого рабочего графика. Приход в лабораторию не диктуется, например, открытием фондового рынка. Также в любое удобное время можно сделать перерыв на обед, а не обедать в строго отведенные для этого часы. Таким образом, свой рабочий день, неделю, месяц можно планировать самостоятельно. Что же касается рабочего места — зачастую кафе или даже пляж являются более благоприятным местом для работы над рукописью, чем офис, где постоянно на что-то нужно отвлекаться.

Однако важно понимать, что такое на самом деле гибкий график: это вовсе не означает, что можно мало работать и редко приходить в лабораторию. Все как раз наоборот

Из-за того что научная работа требует неограниченного времени, ученые чаще всего трудоголики, а не лентяи. Они работают и по утрам, и по вечерам, и по выходным. Если ученый говорит: «Я буду дома через 30 минут», это обычно означает, что ждать его следует через час, а то и позже. Но преимуществом такого графика является то, что можно самим определять удобное время для отдыха или для выполнения необходимых семейных дел. Это ваше время, и вы сами им управляете до тех пор, пока вы заслуживаете этой гибкости, будучи ответственным и продуктивным в своих исследованиях.

Кстати, свободный стиль работы также предполагает свободный стиль и в одежде. Что также не может не радовать.

О молодёжи в науке

Сейчас наука набирает популярность, и это хорошо. СМИ рассказывают о научных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится в науку из-за моды

Чаще всего учёными становятся те, кому это действительно интересно и важно, по зову сердца или под влиянием родителей-учёных

Идти учиться в вуз, где готовят учёных — не значит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. С хорошим фундаментальным образованием можно работать и в прикладных областях — технологии, аналитике, экологии, в продажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек с хорошим образованием и головой на плечах не останется без работы.

Если есть интерес к науке — обязательно нужно поступать, учиться, и в процессе станет ясно, хочется вам идти в науку или нет

Хорошее образование в любом случае пригодится, неважно, займётесь вы наукой, прикладными вопросами или уйдёте в смежную сферу

Ричард Докинз

Почетный профессор Нового колледжа (Оксфордский университет), бывший преподаватель Калифорнийского университета в Беркли. Активный критик религиозности. Автор ряда академических и научно-популярных книг, а также эволюционных концепций «эгоистичного гена», «расширенного фенотипа» и «мемов».

О вере. «Атеист — это тот, кто воспринимает Яхве так же, как достойный христианин воспринимает Тора, или Ваала, или золотого тельца… Все мы атеисты по отношению к подавляющему большинству богов, в которых когда-либо верили люди. Просто некоторые ушли на одного бога дальше».

О карьере. «Для физики я недостаточно умен».

О социал-дарвинизме. «Считаю ненужным использовать дарвинистскую терминологию чересчур широко. Завоевание одного народа другим слишком далеко от дарвинизма, чтобы объясняться такими представлениями».

Заочное и дистанционное обучение

При заочной форме обучение проходит по единому плану, студент присутствует в учебном заведении только в период проведения сессии. Занятия посещаются два раза в год.

Дистанционная форма основана на связи с учебным заведением путем использования почтовой, курьерской связи или электронных технологий. Составляются индивидуальные графики и планы учебного процесса.

Сколько лет учатся в вузе в этом случае, зависит от нескольких факторов:

  • сложности программ;
  • имеющегося уровня образования;
  • политики учреждения.

Чем выше рейтинг университета, тем насыщеннее программа. По общему правилу сроки обучения увеличиваются на 5 или 6 месяцев, может предусматриваться увеличение на иные отрезки времени. Учитываются специфика предметов и подходы к формированию образовательных программ.

Если абитуриент ранее получил высшее образование или имеет диплом техникума или колледжа, разрешается поступить на второй или третий курс. Некоторые заведения не допускают этого. Однако отдельные преподаватели готовы учитывать зачеты и результаты экзаменов, полученные ранее, по предыдущему месту обучения.

В современных условиях стала возможной дистанционная учеба или приобретение знаний на расстоянии. Предлагаются стандартные программы, рассчитанные на пятилетний срок. Наличие диплома вуза, колледжа или техникума дает право сократить период обучения. Кроме того, дистанционной форме свойственны сокращенные формы и для тех, у кого нет ничего, за исключением школьного аттестата.

Чтобы привлечь дополнительных клиентов, предлагаются профессиональные курсы. Слушатели проходят фактически часть вузовской программы за более короткое время. Человек приобретает знания в узкой сфере деятельности, о чем выдается при завершении обучения соответствующий документ.

Таким образом, сколько учатся в вузе, зависит от целей студентов, сферы, в которой они планируют строить свою карьеру.

Тим Бернерс-Ли

Британский компьютерный инженер и создатель Всемирной паутины. Благодаря работам Бернерса-Ли интернет превратился из сети для обмена файлами и сообщениями в мультимедиа-среду, объединенную гиперссылками. То есть стал интернетом в обычном понимании.

О своем вкладе. «Самым главным для меня стала идея единого указателя ресурса (URI или URL). Любой фрагмент информации в Сети должен иметь свой адрес, по которому каждый сможет эту информацию получить».

О богатых и бедных. «Неграмотное городское население бедных государств постепенно лишается перспектив, и есть опасность, что оно просто останется за бортом цивилизации. Появление интернета стало еще одним фактором, разобщающим передовой мир и мир развивающийся. Нам следует начать говорить о праве на подключение к Сети, как о части прав человека на всей планете».

Кто такой ученый?

Ученый – собирательное название специалистов из разных областей знаний, применяющих в своей работе научный метод исследований. Только те, кто внес вклад в развитие науки и получил признание научного сообщества, могут считаться учеными.

Первыми носителями знаний в древности были религиозные деятели, а сама наука носила сакральный характер. Наука начала отделяться от религии в Древней Греции и Риме, когда заинтересованность в ней начали проявлять философы. Наиболее известными учеными периода античности стали Архимед, Евклид, Пифагор, Гиппократ, Геродот и другие мыслители, внесшие большой вклад в научную деятельность.

В эпоху Средневековья в Европе появились первые университеты и разделения по системе научных степеней. В университетах можно было получить не только юридическое, но и медицинское образование. Большое влияние на средневековую систему образования оказывала церковь, которая контролировала научную деятельность.

На рубеже XVIII-XIX веков произошло полное отделение науки от философии, началось создание сложной системы научных дисциплин и направлений. Известными российскими учеными этого периода являются М. Ломоносов, Д. Менделеев и др.

В это же время выделяется отдельная профессия – ученый, которого в СССР относили к социальной прослойке интеллигенции. Начиная с 19 столетия и по сегодняшний день, стремительное развитие науки не останавливается.

Сфера исследовательской деятельности определяет особенности работы ученого. Существует большое количество научных областей, в которых он может быть занят:

  • исторические науки: исследования в области значимых исторических событий, дат, людей;
  • изобретения и механические науки: различные системы, оборудования, техника, такие как канализации, автомобили и т.д.;
  • естественные науки: медицина, биология и все, что может относиться к живым организмам и жизненным циклам;
  • информационные технологии: развитие интернета и других передовых технологий.

Сфера деятельности определяет и задачи, которыми должен заниматься научный работник. Несмотря на существующие различия, деятельность ученого можно разделить на этапы:

  • Подготовительный этап предполагает планирование исследования, включающее поиск темы и продумывание способов проверки. В него также входит сбор данных, поиск оборудования и образцов.
  • Исследовательский этап – проведение самого исследования для проверки имеющихся данных и выявления полезных свойств. На этом этапе ставятся различные опыты, результаты которых фиксируются.
  • Аналитический этап подразумевает анализ полученных данных, подведение итогов и составление отчетов.

Значимой частью работы ученого является преподавательская деятельность (кстати, возможность преподавания в ВУЗе во многом означает признание работы научного сотрудника).

Степень ассоциата — Associate’s degree

Степень АссоциатаAssociate’s degreeСШАГонконгаЮжной КореиАвстралииКанадыНидерландовмуниципальных колледжахtwo-yearcommunity collegesAssociate’s degree

  • Сэкономить на обучении в вузе в течение первых двух лет обучения, а затем перевестись в университет на третий курс бакалавриата;
  • Облегчить поступление в престижный университет тем студентам, которые не набрали достаточного количества баллов по результатам SAT или другого вступительного экзамена сразу после школы;
  • Подтянуть английский до уровня, необходимого для учебы в университете.

вузами СШАРазновидностиПримеры эквивалентов

  • Великобритания: Foundation degree, Certificate of Higher Education (CertHE), Diploma of Higher Education (DipHE);
  • Франция: French Diplôme Universitaire de Technologie (DUT), Brevet de Technicien Supérieur (BTS);
  • Россия: диплом о среднем профессиональном образовании (колледж, техникум).

Foundation degree
Исключительно британская квалификация, в чем-то схожая с Associate’s degree. Эквивалентна двум годам обучения на бакалавриате, при этом объединяет академическое и профессиональное образование. Согласно Болонскому процессу, Foundation degree принадлежит группе программ short cycle, которые являются частью первого цикла или коррелируют с ним. Часто реализуются на таких направлениях, как педагогика, медицина, социальная работа, сестринское дело, спорт, туризм, транспорт, бизнес, менеджмент, сельское хозяйство, театральное искусство, дизайн.
Foundation degree:

  • Дает доступ к трудоустройству по специальности;
  • Позволяет продолжить обучение на 3 курсе бакалавриата (a top-up course) и получить степень бакалавра с отличием (Bachelor’s degree with honours) в том же или партнерском вузе.

Срок обучения — 2 года (full-time) или 4 года (part-time). Программы реализуются в колледжах и университетах. По статистике, 61,5% выпускников трудоустраиваются сразу после окончания программы, 55.9% отправляются за степенью бакалавра и всего 1.8 остаются безработными.
Разновидности: FDA, FDEd, FDEng, FDS.

Недостатки профессии ученый

Одним из самых больших препятствий на пути к получению профессии – тяжелое и долгое обучение. Если в большинстве других специальностей студенты ВУЗов достаточно быстро трудоустраиваются и имеют относительно ясные перспективы, то будущие ученые долгое время живут в неопределенности. Так, получить высшую степень им удается не ранее чем к 35 годам.

Еще одним камнем преткновения является необходимость оплачивать публикации своих статей в научных изданиях, без которых нельзя получить степень. То есть, при отсутствии возможности получать высокую зарплату, будущему ученому нужно тратить собственные средства, ради признания его труда научным сообществом.

За последние годы престижность профессии значительно снизилась. Несмотря на то, что стране по-прежнему нужны ученые, немногие готовы посвятить свою жизнь науке. Отчасти это объясняется плохими условиями труда. Работа в НИИ и других государственных учреждениях не приносит большого дохода. Кроме того, для проведения исследований требуется финансирование, с получением которого всегда возникают сложности.

Причина 6: плечом к плечу

Рисунок 3. Брайан Грин окончил Гарвардский университет, а диссертацию защитил в Оксфорде. В 1990 г. начал работать на физическом факультете Корнелльского университета. С 1996 г. — профессор физики и математики в Колумбийском университете. Грин читал лекции в более чем в двадцати странах, выступая как перед специалистами, так и перед широкой аудиторией. Его имя широко известно за ряд фундаментальных открытий в теории суперструн.

«Брайан ГРИН»

В сознании многих людей сложился такой стереотип ученого — это человек, который проводит малопонятные эксперименты, пребывая в глубокой задумчивости под сенью стеллажей с пробирками в пыльной лаборатории. Однако в таком представлении многое не совсем верно! Прежде всего, сегодня ученые редко используют традиционные стеклянные пробирки. Но важнее то, что научная деятельность содержит мощный социальный фактор. Работа в хорошей исследовательской лаборатории не только результативна в смысле науки, но дает также ощущение второй семьи. Это и совместные обеды, и перерывы на кофе, и празднование дней рождения, и вечеринки, и пикники с прогулками. Именно во время таких неформальных встреч часто рождаются самые интересные идеи.

Работа в лаборатории способствует установлению дружеских отношений, и отсутствие жесткой иерархии, характерное для научного сообщества, лишь стимулирует этот процесс. Научная работа дает ощущение вечной молодости, поскольку исследованиями занимаются преимущественно молодые люди: студенты, аспиранты, молодые ученые . А профессора выступают в роли маститых консультантов, учителей, наставников, — и зачастую узнают последние новинки научного мира от своих подчиненных.

По сведениям из первых рук, во многих российских НИИ возрастная структура несколько отличается от описываемой. — Ред.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Стивен Пинкер

Канадско-американский психолингвист. Известен своей теорией о том, что человеческая речь эволюционно развилась как биологическая адаптация, то есть стала фактором приспособления к изменяющейся среде, а не побочным продуктом эволюции.

О душе. «Якобы существующая нематериальная душа может рассекаться ножом, изменяться с помощью химии, заводиться и останавливаться электричеством а также прекращать существование от сильного удара или недостатка кислорода».

О языке. «Язык — это окно в природу человека, но также и свищ, посредством которого мы открыты инфекциям из окружающего мира».

В каких случаях и какие документы о неполном образовании выдаются

Статус вашего прервавшегося образования определяется в зависимости от того, в каком году вы прекратили обучение в ВУЗе:

  1. До 2007 нормативные акты гласили следующее: вы имели право на диплом о неполном высшем образовании, если ваше обучение составило не менее двух лет и вы успешно прошли промежуточную аттестацию (сдали экзамены и зачеты). В остальных случаях вы могли получить академическую справку, содержащую сведения о вашем обучении в данном ВУЗе;
  2. С 2007 года понятие неполного высшего образования было упразднено, и вплоть до 2013 года ВУЗы выдавали академическую справку о незаконченном высшем образовании, подтверждающую факт обучения;
  3. В 2013 году вступили в силу новые юридические акты. В обновленном законе «Об образовании» вообще нет понятия «неполное высшее образование» или «незаконченное высшее образование». Закон лишь упоминает, что студенты, не завершившие образовательную программу, могут получить справку о пройденном обучении по форме ВУЗа.

О финансировании науки и зарплатах учёных

Доходы большинства учёных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, к сожалению, пока не достигли достойного уровня. Ставка младшего научного сотрудника НИИ — в среднем 12–13 тысяч рублей. Это деньги, которые вы гарантированно получаете при полном рабочем дне. Всё, что можно получить свыше этого — результат вашего труда — надбавки за учёную степень, за публикации; деньги, полученные за участие в проектах и грантах.

Чтобы стимулировать развитие науки, регулярно объявляются конкурсы работ среди молодых учёных, конкурсы на гранты РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и международных научных фондов. Министерства тоже периодически проводит конкурсы научных работ. Если тема, которой вы занимаетесь, близка к теме конкурса, можно подать заявку на участие. Если ваша тема выиграла конкурс — с лабораторией подписывается государственный контракт и выделяется финансирование.

Кроме того, существует система надбавок. Их суммы зависят от того, какой темой занимается учёный, какую должность занимает, есть ли у него научная степень, в какой лаборатории он трудится и насколько его работа важна и значима для института и лаборатории.

Таким образом, уровень доходов учёного определяется его статусом; тем, насколько перспективными и актуальными исследованиями он занимается и тем, насколько правильно подаёт свою работу на конкурсы. Важны коммуникативные навыки — человека, который умеет общаться и сотрудничать, скорее позовут работать в хорошую лабораторию, которая регулярно получает гранты и где люди зарабатывают нормальные деньги.

Современный учёный — это не тот рассеянный профессор, которых изображают в книгах и фильмах. Он должен быть ориентирован на практику, разбираться в том, какое направление сейчас наиболее актуально и уметь себя подать.

Выводы

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что очень важно любить свою работу по-настоящему. Ведь далеко не каждый человек искренне может сказать: «Да, я люблю свою работу»

Многие люди в разных профессиях просто день за днем выполняют свои обязанности и с нетерпением ожидают выхода на пенсию. А ведь так важно, чтобы работа приносила истинное удовольствие — такое же, как и отпуск с семьей, прогулки с детьми, походы в рестораны и театр. Все это делает жизнь прекрасной и удивительной, — такой, которой хочется наслаждаться, а не ждать пенсии.

Адаптированный перевод эссе Рональда Вейла .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector