Словарь абитуриента

Направления, специальности, укрупненные группы

Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.

В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.

Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):

  • 45.03.01 Филология.
  • 45.03.02 Лингвистика.
  • 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика.
  • 45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.

Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки ).

Укрупненные группы объединены в области образования.

Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.  

Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:

  • 01 – код укрупненной группы (Математика и механика)
  • 03 – уровень образования, бакалавриат
  • 01 – код конкретной специальности в группе.

Коды уровней высшего образования:

  • 03 – бакалавриат;
  • 04 – магистратура;
  • 05 – специалитет;
  • 06 – аспирантура;
  • 07 – адъюнктура;
  • 08 – ординатура;
  • 09 – ассистентура-стажировка.

Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.

Связанные идеи

Идею Арнисона об открытых публикациях можно сравнить с точкой зрения Эрика С. Реймонда в дебатах о сравнении программного обеспечения с открытым исходным кодом и свободного программного обеспечения . Учитывая достаточно большую аудиторию коллег, читателей и / или комментаторов, сторонники открытой публикации надеются или ожидают, что почти весь проблемный контент будет быстро замечен, выделен и исправлен. В этом контексте закон Линуса можно было бы описать как закон Арнисона, перефразированный следующим образом: «При достаточном количестве глазных яблок проблемное содержание поверхностно».

Термин «открытая публикация» призван быть гораздо более открытым, чем более ограниченная идея публикации с открытым доступом , при которой публикация материалов организована таким образом, что для читателя нет финансовых или иных препятствий, но нет требование прозрачности в методах и процедурах публикации. Другими словами, открытая публикация — это открытый доступ , но публикация в открытом доступе лишь иногда бывает «открытой публикацией».

Как проходит

Для абитуриентов многопрофильный конкурс – это что-то вроде игры в русскую рулетку или покупки кота в мешке. Фактически поступающих лишают права выбирать, на какую именно программу подавать документы, – они могут участвовать в конкурсе только сразу на несколько специальностей (направлений). О том, куда именно поступил, абитуриент узнает, когда будет писать заявление с согласием на зачисление. Вуз сам распределит поступающих по программам, будущим студентам остается или согласиться с навязанным выбором, или забрать документы.

Чтобы было понятнее, что такое многопрофильный конкурс, конкретный пример. Абитуриент поступает в бакалавриат на укрупненное направление «Промышленная экология и биотехнологии» 19.00.00. Это значит, что, как и все остальные участвующие в многопрофильном конкурсе, он может не по своей воле, а по решению вуза пройти на одну из программ совершенно разных направлений:

  • 19.03.01 «Биотехнология» с программами «Медицинская биотехнология»; «Биоинжиниринг и бионанотехнологии»; «Микробные и клеточные технологии»; «Разработка, производство и сертификация лекарственных средств и биологически активных препаратов и изделий медицинского назначения»; «Ветеринарная биотехнология»; «Пищевая биотехнология» и еще с десяток возможных вариантов программ.
  • 19.03.02 «Продукты питания из растительного сырья» с одноименной программой и узкоспециализированными «Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов»; «Технология производства и экспорт зерна и зернопродуктов»; «Технология спирта, ликероводочных изделий и виноделие»; Технология организации ресторанного дела» и еще с двумя десятками программ.
  • 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения» с программами «Технология мяса и мясных продуктов»; «Технология молока и молочных продуктов»; «Технология рыбы и рыбных продуктов» и еще 5 профилей.
  • 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» с программами «Международный ресторанный бизнес»; «Технология продуктов общественного питания», «Технология и организация индустриального производства кулинарной продукции и кондитерских изделий» и еще 9 программ.

А теперь представьте ужас убежденного вегетарианца, собиравшегося изучать производство продуктов из растительного сырья, но зачисленного вузом на программу «Технология мясных продуктов»… Или разочарование абитуриента, который хотел посвятить себя международному ресторанному делу, а ему предложили в будущем заняться микробными или ветеринарными технологиями… 

В общем, при многопрофильном конкурсе не абитуриенту решать, будет ли он после окончания вуза биотехнологом или менеджером ресторанного бизнеса.

Конкурс

Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной). 

Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.

Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз. 

Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема. 

Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.  

Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.

Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.

Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.

Экзамены

Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.

Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.

Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.

Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.

Ситуация с переводным плагиатом в России

В результате проверки среди российских ученых было обнаружено свыше 1100 человек, оказавшихся причастными к незаконному переводному заимствованию. Из них более 30 ученых занимают руководящие посты в высших учебных заведениях. В целом свыше 23700 статей с участием российских авторов признано заимствованными.

Больше всего недобросовестных авторов выявлено в следующих учебных заведениях нашей страны:

  1. Российский экономический университет им. Плеханова – 18 сотрудников, в том числе ректор, 37 присвоенных соавторов.
  2. Казанский федеральный университет – 11 человек, включая руководителя ВУЗа, 26 соавторств.
  3. Финансовый университет при правительстве РФ – 16 участников, 20 случаев соавторства.
  4. Российский государственный социальный университет – ректор и 2 сотрудника, 15 соавторств.
  5. Российский университет дружбы народов – 10 человек, 16 хищнических публикаций.

В этом «рейтинге» Россию превосходит только Индия. Ниже представлен график количества выявленных хищнических статей в исследуемых журналах, включенных в базу Scopus, в зависимости от страны автора:

Повышенный спрос на публикацию российских ученых в иностранных журналах, индексируемых в Scopus и WoS, вызван, вероятнее всего, указом президента РФ №559 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В документе идет речь о намерениях увеличить интернационализацию учебных заведений России за счет:

  • повышения числа публикаций российских ученых в международных изданиях базы данных Web of Science;
  • попадания как минимум пяти вузов России в первую сотню мирового рейтинга ведущих университетов.

И действительно, в середине 2010-х годов количество статей российских авторов в иностранных изданиях резко возросло, что наглядно видно на графике, представленном ниже. При этом учитывается лишь сам факт наличия публикации, но никто не говорит о качестве публикуемых работ.

Первыми выявленными журналами-хищниками, которые и послужили толчком для проведения исследований по поиску переводного плагиата, стали:

— Asian Social Science,

— World Applied Sciences Journal,

— Middle East Journal of Scientific Research,

— Life Science Journal и

— Mediterranean Journal of Social Sciences.

В чем состоит проблема?

Страдает в этой ситуации бюджет нашей страны и наука, которая не может полноценно развиваться из-за наличия недостоверных источников информации. Также от деятельности хищнических журналов страдают добросовестные ученые, которые заметно проигрывают «авторам» переводного плагиата в борьбе за размещение публикаций.

Помимо этого, недобросовестные ученые обращаются к услугам посреднических организаций не только ради материальной выгоды, но и для повышения цитирования своих статей и увеличения индекса Хирша. Благодаря завышенным показателям ученые успешно проходят аттестации и намного быстрее движутся вверх по карьерной лестнице.

В большинстве случаев хищнические журналы индексируются в Scopus и WoS непродолжительное время, буквально несколько лет, после чего их исключают из международных баз. Поэтому издания стремятся заработать как можно больше за короткий срок, действуя в ущерб этическим нормам.

История

Цель открытой публикации, описанная Мэтью Арнисоном, заключалась в том, чтобы любой мог внести свой вклад в историю и увидеть, как она мгновенно появляется в общедоступном пуле рассказов. Эти истории фильтруются как можно реже, чтобы читатели могли найти те истории, которые им нужны. Читатели могут видеть редакционные решения, принимаемые другими. Они могут увидеть, как принять участие и помочь в принятии редакционных решений. Если они смогут придумать лучший способ для программного обеспечения, которое поможет формировать редакционные решения, они могут скопировать программное обеспечение, потому что оно бесплатное и с открытым исходным кодом, чтобы изменить его и создать свой собственный сайт. Если они хотят распространять новости, они могут это сделать, желательно на открытом издательском сайте.

Интернет-сайты, работающие на основе открытого программного обеспечения для публикации, позволяют любому, у кого есть доступ в Интернет, посещать сайт и загружать контент напрямую, без необходимости проникать через фильтры традиционных средств массовой информации. Некоторые фундаментальные принципы, как правило, используются организациями и сайтами, посвященными открытым публикациям, хотя и в разной степени. Эти принципы включают отсутствие иерархии, участие общественности, минимальный редакторский контроль и прозрачность.

Структура ОКСО

По сути ОКСО – это сборник кодов, включающих в себя:

  • объект классификации;
  • наименование объекта классификации;
  • иные признаки объекта.

Кодовое обозначение каждого объекта разделяется на ряд кодовых блоков, включающих в себя:

  • идентификационное обозначение;
  • наименование;
  • иные признаки конкретного объекта.

В свою очередь идентификационные блоки делятся на общие группы специальностей и направлений и раздельные группы специальностей и направлений подготовки. Общие группы представляют собой широкую область образования, а специализированные – более узкое направление образования либо конкретную профессиональную отрасль.

Структура кода состоит из шести цифр ряда от 0 до 9, где:

  • первая пара цифр – общая группа специальностей и направлений;
  • вторая пара цифр – направление подготовки;
  • третья пара цифр – специальности.

Блок дополнительных сведений включает в себя информацию, касающуюся квалификации, полученной по результатам обучения.

Графа один блока дополнительной информации включает в себя код, а графа вторая – квалификацию по двум разрядам. Сами разряды, в свою очередь, диверсифицируются по ряду признаков, с присвоением каждому признаку собственного цифрового обозначения квалификации специалиста.

Так, разряд 1 имеет следующие квалификации:

  • 5 – среднее профессиональное образование;
  • 6 – высшее профессиональное образование.

Разряд 2 конкретизирует квалификации разряда 1, то есть указывает уровни каждой квалификации.

Так, для среднего профессионального образования предусмотрены следующие уровни:

  • 1 – базовый уровень подготовки;
  • 2 – повышенный.

Для высшего образования предусмотрены следующие уровни:

  • 2 – бакалавр;
  • 5 – специалист с дипломом;
  • 8 – магистр.

При необходимости дополнительного кодирования используется 8-значный код, который присоединяется к шестизначному коду.

В качестве примера приведены коды, относящиеся к специалистам, получившим высшее образование на факультете геодезии и землеустройства:

  • общая группа – наименование «геодезия и землеустройство», код 120000;
  • раздельная группа – направление подготовки «геодезия», код 120100;
  • квалификация по направлению – «бакалавр техники» код 62, из которых цифра 6 – это высшее образование, а цифра 2 – бакалавр;
  • квалификация по направлению 2 разряд «магистр техники», код 68, где 6 – высшее образование, а 8 – магистр.

Итак, специалист с кодом 12010062 – это бакалавр техники по направлению «Геодезия», а специалист с кодом 12010068 – магистр техники по направлению «геодезия».

Если развить пример с геодезией дальше, то в соответствии с ОКСО код 120101 – это специальность «Прикладная геодезия». Соответственно:

  • специалист с кодом 12010165 – это инженер по специальности «прикладная геодезия», где 6 – это высшее образование, а 5 – специалист с дипломом;
  • специалист с кодом 12010151 – это техник по специальности «прикладная геодезия», где 5 – это среднее профессиональное образование, а 1 – базовый уровень подготовки.

Зачисление

Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.

Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.

Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.

Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты. 

Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.

Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.

Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.

Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:

  • победители олимпиад – зачисление без экзаменов, 100 баллов за соответствующий профилю олимпиады предмет;
  • поступающие по целевой и особой квотам – зачисление по отдельному конкурсу на специально выделенные места;
  • сироты, инвалиды, ветераны боевых действий и некоторые другие поступающие – преимущественное право (приоритет) зачисления.

Подробнее о льготных категориях.

Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление. 

Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику

Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.  

Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.

Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.

Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.   

Информация о Московском государственном гуманитарно-экономическом университете — МГГЭУ

Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ) – уникальное высшее образовательное учреждение. По данным Минздравсоцразвития, сегодня в России около 2 млн. инвалидов нуждается в специализированных образовательных учреждениях. И университет, адаптированный для инвалидов, предоставляет им эту возможность.

Главная цель университета — оказание социальной помощи людям с ограниченными возможностями, создание условий для их адаптации и активной жизнедеятельности в обществе. Он – для тех, кто не смотря на трудности, стремится найти свое место в мире. В университете студенты находятся на государственном обеспечении (обучение, проживание, питание, медицинское обслуживание), размер стипендии студентам установлен на 25 % выше по сравнению с общепринятыми стипендиями других вузов.

У учебного заведения большая история. В начале 1988 года сотрудник института ядерной физики МГУ, профессор, инвалид с детства Л.А. Саркисян выдвинул предложение о создании в Москве высшего учебного заведения — интерната для инвалидов-опорников. 11 октября 1990 года было принято постановление Совета Министров СССР об организации Московского института-интерната для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. В ноябре того же года Л.А. Саркисян был назначен ректором института. Таким образом, в России впервые было создано высшее учебное заведение нового типа для людей с ограниченными возможностями.

В трудный для страны 92 год в институте открылось подготовительное отделение, на котором обучалось 48 слушателей, 10 из них были «колясочниками». К 1993 году было создано пять факультетов: экономический, юридический, иностранных языков, прикладной математики и информатики и факультет книгоиздания и редактирования. С 2001 по 2006 годы институт возглавлял профессор Н.А. Корягин. В этот период благодаря слаженной работе коллектива было продолжено развитие института.

С 2006 года и по настоящее время ректором института является доктор социологических наук, профессор Вагиф Дейрушевич Байрамов. На сегодняшний день в структуре МГГЭИ – 7 факультетов, 9 специальностей, 19 специализаций. В институте создана безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями. Студентам бюджетной формы обучения предоставляется бесплатное обучение, трехразовое питание, качественное медицинское обслуживание, для иногородних студентов предоставляется общежитие, выплачивается повышенная стипендия с 25 % надбавкой. За период существования института с 1990 по 2010 годы нами подготовлено 734 дипломированных специалиста.

Институт состоит из 3-х корпусов с лифтами и пандусами, а так же 2-х общежитий и столовой. Кроме того, работают секции по футболу, теннису, баскетболу на колясках, открыты туристический, шахматно-шашечный и компьютерный клубы, кружок эстрадных и народных танцев, поэтический клуб «Библион». Наши студенты ежегодно участвуют во всероссийских и международных спортивных соревнованиях, фестивалях и конкурсах студенческого творчества, являются лауреатами и дипломантами. Руководство института делает акцент на физическом и нравственно-патриотическом воспитании молодежи, стремится повысить их культурный и морально-психологический уровень.

В мае 2011 года приказом Министра Образования и науки наш институт МГСГИ переименовывается в Московский государственный гуманитарно-экономический институт (МГГЭИ) и присоединяет к себе три филиала: Волгоградский (ВКЭПК), Челябинский (ЧППК) и Калмыкский (КГФЭК).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 июня 2014 года № 638 ФГБОУ ВПО для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный гуманитарно-экономический институт» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет».

Что такое «переводной плагиат»?

В 2013 году начался резкий рост числа российских публикаций в иностранных журналах, а в 2015 году такие журналы стали исключать из баз данных Scopus и Web of Science. В составах редколлегий были обнаружены представители, которые имели отношение к защите некачественных диссертаций, выступая в роли научных руководителей, оппонентов или консультантов. Еще десяток журналов принял в печать статьи, переведенные с русского на английский язык автоматическим переводчиком.

Все эти факторы объединяют понятием переводной плагиат, а издания, замеченные в подобных нарушениях, называют хищническими журналами. Помимо этого, к переводному плагиату относят:

  • переведенные онлайн-программами тексты, которые ранее были опубликованы в российских источниках;
  • приписное соавторство, когда «новая статья» получается в результате машинного перевода уже опубликованной ранее научной работы, написанной соавторами;
  • исправление уже выпущенных статей добавлением в текст новых литературных источников с целью скрытия факта незаконного заимствования.

Чаще всего переводной плагиат замечается в изданиях, у которых не присвоен квартиль и не рассчитывается импакт-фактор. Такие журналы индексируются по ESCI (Индекс цитирования новых источников), это так называемая младшая база данных Web of Science.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector