20+ лучших тестов на профориентацию для всех желающих

Содержание:

Информационно-справочные просветительские методы

Информационно-справочные просветительские методы подразделяются на профессиограммы, справочную литературу и информационно-поисковые системы.

Профессиограммы

Профессиограммы представляют собой краткие описания профессий. Как правило, они описывают:

  • Характеристики производственных процессов
  • Характеристики профессиональных задач
  • Медико-физиологические и санитарные характеристики условий труда, включающие списки показаний и противопоказаний
  • Требования профессий к индивидуальным особенностям людей

Однако проблема с профессиограммами состоит в том, что обычно они не оказывают должного эффекта на школьников, и подходят, в большей степени, для взрослых людей. Поэтому для профориентации молодёжи чаще используются другие методики.

Справочная литература

Справочная литература – это специальные издания, в которых в более краткой и понятной, нежели в профессиограммах, форме даются характеристики профессий. Но такую литературу следует использовать только в том случае, если есть уверенность в достоверности представленной в ней информации.

Информационно-поисковые системы

Информационно-поисковые системы (ИПС) позволяют оптимизировать поиск профессий, учебных заведений и мест работы.

ИПС подразделяются на:

  • Ручные ИПС: всевозможные бланки, карточки и т.п.
  • Компьютерные ИПС: электронные базы данных
  • Профессиональную агитацию и рекламу
  • Экскурсии в учебные заведения и на предприятия
  • Встречи с профессиональными специалистами по конкретным профессиям
  • Просветительские и познавательные лекции на тему проблем самоопределения
  • Профессиональные занятия в школах
  • Обучающие фильмы
  • Предоставление информации посредством СМИ
  • «Ярмарки» профессий

Любой из этих методов способен помочь разобраться в тонкостях профессий и подобрать наиболее подходящую для человека. Не будет лишним также отметить, что в настоящее время лидирующие позиции занимает, конечно же, использование с целями профориентации Интернета.

Теперь же давайте поговорим о том, как происходит профессиональная психодиагностика, ведь чтобы выбрать профессию правильно, нужно иметь представление о личностных особенностях.

Интерактивные методы профориентации

Одним из современных методов оказания помощи при выборе профессии является интерактивный метод. Он подразумевает под собой некую взаимную деятельность. Такие методы представляют собой моделирование самых различных жизненных ситуаций с дальнейшим совместным решением проблем. Благодаря им можно создать атмосферу сотрудничества, выработать определенные ценности у подростков, а также сформировать некие навыки и умения.

К интерактивным методам относятся деловые игры, различные тренинги по данной тематике. Также к ним можно отнести проект по профориентации и т.д. Именно они позволяют современному подростку более полно узнать о профессиях и, к тому же, с помощью игровой формы узнать обо всех нюансах и тонкостях той или иной профессиональной деятельности.

Профориентационный тренинг

Это один из самых эффективных активных методов профессиональной работы со школьниками. Помимо того, что  сего помощью учащийся может получить всю необходимую информацию по теме, он также позволяет на месте выявить проблемные стороны в процессе выбора, найти пути и решения, а также просто развить коммуникативные навыки.

Профориентационный тренинг представляет собой использование совокупности самых разных, но наиболее эффективных методов, среди которых психотерапевтический, обучающий и психокоррекционный. Такой тренинг направлен на самопознание, на развитие профессиональных навыков и коммуникативных умений.

Тест Голомштока на интересы

Что определяет: интересы

Количество вопросов: 168

Время прохождения: 20 минут

Результаты: на консультации с психологом-профориентологом

Методика Голомштока «Карта интересов» предназначена для изучения интересов и склонностей к различным сферам деятельности. Опросник использовался ещё в школах СССР, но мы его переработали и сделали актуальным современному поколению школьников, студентов и взрослых (каждый из тестов могут пройти и взрослые, которые задумались о смене профессии). Результаты прохождения теста можно будет получить на индивидуальной консультации с психологом-профориентологом.

Эффективные тесты на профориентацию.

Когда человек уже имеет представление об основных видах деятельности, о главных направлениях, наиболее полезно ему будет пройти тесты, которые помогут с выбором будущей профессии.
 
На нашем сайте можно пройти онлайн тест на профориентацию, который поможет определить профессию, деятельность по которой будет успешной и приносящей удовольствие.
 
Также этот тест поможет:

Увидеть свой характер, его слабые и сильные стороны.
 
Узнать о скрытых талантах, о которых вы можете даже не подозревать.
 
И даже взглянуть на себя со стороны, чтобы получить представление о том, как вас видят окружающие.

Успешного выбора!
 
 

«Фоксфорд»

При выборе подростком будущей профессии важен комплексный подход. Определиться со сферой деятельности можно и самостоятельно, но часто нужна помощь, чтобы правильно сформулировать цель и найти оптимальный и интересный путь к ней. 

 Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» предлагает пройти бесплатный и красочный онлайн-тест на профориентацию для школьников из трёх этапов: предстоит выбрать самую интересную сферу и вид деятельности, предпочтительную работу из нескольких пар по методике Дж. Голланда и оценить собственные способности. 

Результат покажет тип личности и распишет все сильные стороны и предпочтения. Ещё тест подберёт профессии будущего и подробно расскажет про них. Можно узнать, чем занимается продюсер смыслового поля или science-художник. 

Учащимся «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» профориентационное тестирование помогает в составлении индивидуального образовательного маршрута. Студенты сами или с помощью специалиста школы интерпретируют результаты теста и выбирают курсы для углублённого изучения. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно не только пройти тестирование и определиться с будущей профессией, но и сразу же развиваться в выбранном направлении. Индивидуальные маршруты обучения помогают идти к намеченной образовательной цели, целенаправленно готовиться к поступлению в вузы и участию в олимпиадах.

Профориентация в школе

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

История возникновения понятия.

Можно сказать, что предыстория профессиональной ориентации началась еще в древние времена. Тогда перед началом работы на определенной должности человек подвергался различным испытаниям на пригодность. Это касалось труда писцов, чиновников, воинов, которые проходили разные тесты в соответствии с будущими обязанностями.
 
В целом же необходимость выбора специальности на протяжении веков, а то и тысячелетий практически полностью отсутствовала, так как сын наследовал дело отца, и так оно передавалось из поколения в поколение. Личные склонности преемника при этом совершенно не учитывались.
 
Время шло, развивались наука и техника, и становилось ясно, что все люди обладают разными способностями, и будет правильнее изначально их выяснять и затем готовить человека в соответствии с его физическими и психологическими качествами.
 
Так в начале ХХ-го века в Америке появились первые агентства, которые занимались профориентацией рабочей молодежи. Мировые войны дали еще большее развитие этой деятельности. Будущие солдаты проходили различные тесты для определения рода войск, в котором они будут успешнее сражаться. Также эти исследования личности помогали понять, кого можно ставить на руководящие должности, а кого не стоит.
 
С середины ХХ-го века появляются методологические основания, выпускаются пособия, и профориентация становится обязательной составляющей образовательного процесса.
Сейчас есть множество возможностей и самостоятельно сделать вклад в выбор будущего рода деятельности, пройдя тесты на профориентацию онлайн.

Основные методы профориентации школьников

  1. Информационный. К такому методу можно отнести профессиограмму, представляющую собой краткие описания различных профессий. Однако трудно назвать такой метод успешным, ведь он с трудом воспринимается учениками и требует поиска все же более компактного и увлекательного описания.
  2. Реклама и агитация. Такой метод может быть успешным в том случае, ели реклама будет достаточно привлекательной для школьников, а информация, предоставленная в ней – полностью достоверной. В таком случае именно реклама может помочь зародить интерес к определенному высшему учебному заведению, показать реальную актуальность данной профессии, а также заставить ученика заняться самоанализом и саморазвитием с целью поступить туда, куда он задумал.
  3. Экскурсии на предприятия. Это самый наглядный способ ознакомления с будущей профессией. Но даже здесь есть свои нюансы: экскурсии могут быть эффективными лишь при условии подбора действительно квалифицированного экскурсовода или ведущего, который сможет пояснить детям все детали и нюансы того или иного производства.
  4. Справочная литература и познавательные лекции. Второе имеет более сильное влияние, нежели первое. Но литература также должна находиться в школе в достаточном количестве.
  5. Использование СМИ. Это может быть достаточно эффективным методом, но при условии учета специфики средств массовой информации.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Вопросы наугад

Предложенные ниже вопросы записываются на карточках, которые прячутся в конверт. Участники по очереди наугад достают вопросы и отвечают на них.

  • Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
  • Зачем учиться после школы, если можно просто найти работу?
  • Кем вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими важными для вас пожеланиями – личными, семейными, связанными с хобби? Нет ли противоречий между вашей мечтой и этими желаниями?
  • Какие 3–5 основных этапов вы можете выделить на пути к вашей профессиональной мечте?
  • Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
  • Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к будущей профессии?
  • Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (люди, обстоятельства)?
  • Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии на случай неудачи по основном варианту?
  • Что вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение?
  • Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?

Шаги к успеху

Участникам предстоит сделать условный выбор интересной для них профессии и затем определить пять наиболее важных шагов для того, чтобы овладеть ею. Для выполнения задания используются специальные бланки (Приложение 4).

Это упражнение можно усложнить, разделив достижения на этапы. Тогда для получения профессии сначала нужно поставить пять целей, а затем каждую из них достигать в пять шагов.

После выполнения задания в классе сообща обсуждаются и анализируются возможные препятствия для достижения целей, уточняются сами цели и конкретизируются шаги, необходимые для решения поставленных задач.

Самоанализ

В заключение старшеклассникам предлагается исследовать свои личные предпочтения по следующей схеме:

  • Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, которые вам подходят.
  • Составьте список своих требований к выбираемой профессии, используя критерии: – выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; – выбираемая профессия и мои склонности и способности; – желательные содержание, характер и условия работы; – профессия и реальное трудоустройство по специальности; – профессия и жизненные ценности; – профессия и жизненные цели.
  • Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  • Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям данной профессии.
  • Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  • Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Тематическая экскурсия

Возможным продолжением классного часа может стать тематическая экскурсия, чтобы пробудить интерес школьников к той или иной деятельности. Организовать экскурсию можно в самые неожиданные места.

Примерные темы экскурсий:

  • «Город профессий» (экскурсии по предприятиям города, в различные городские организации и учреждения, по улицам города).
  • «Мы выбираем…» (экскурсия в мэрию и городское собрание, в муниципальные ведомства).
  • «Знания – сила» (экскурсия в библиотеку; желательно в такую, где можно познакомиться с книгами о разных профессиях).
  • «Профессии мира» (виртуальная экскурсия по профессиям мира для знакомства с ними).
  • «Маршрут дня» (индивидуальная экскурсия, например, вместе с шофером маршрутного такси, троллейбуса в течение дня с целью оценки его работы в целом).
  • «Стройки века» (виртуальная экскурсия по уникальным архитектурным сооружениям страны и мира).

После проведения экскурсии важно проанализировать полученные школьниками впечатления и выводы из них – в том числе в форме диспутов, «круглых столов», подготовки материалов для информационного стенда в классе

Готовность подростка к профессиональному самоопределению

Выбор профессии предполагает серьезный интеллектуальный труд и активные поиски. Эксперты в области профориентации оперируют понятием готовности к профессиональному самоопределению. Она выражается в интересе и способности человека к этому выбору, базирующихся на его личных ресурсах и имеющейся в распоряжении информации.

Чтобы понять уровни готовности учащихся к профессиональному самоопределению, важно дать грамотную оценку нескольким параметрам

Показатели Маркеры Важные составляющие
Внутренняя готовность Осознание себя Здоровая самооценка собственных склонностей, предпочтений и умений, достижений в учебе, особенностей характера и темперамента.
Ответственность Твердое понимание необходимости самостоятельного выбора вида деятельности и готовность нести полную ответственность за него. Сопротивление давлению родственников, учителей, близкого окружения.
Эмоциональное настроение Мотивация и позитивное отношение к выбранной профессии, желание обучаться, оптимистический настрой, внутреннее спокойствие и стрессоустойчивость.
Информированность Знание актуальных профессий Понятие о специфике работы представителей интересующих профессий, об условиях, в которых придется трудиться, и заработной плате. Владение информацией о рынке труда и его тенденциях, видах и сферах деятельности в целом, об актуальных профессиях и тех, которые появятся в ближайшем будущем.
Знание образовательной системы Проинформированность об учебных заведениях своего региона и государства (высших и средних специальных). Осмысление перспектив образования в других странах. Изучение временных рамок и правил поступления, а также нюансов учебного процесса.
Умение анализировать информацию о профессиях Понимание изменчивости вектора профессионального развития и того, что сегодня нельзя выбрать вид деятельности раз и на всю жизнь. Осознание, что специальности, которые автоматически обеспечивают богатство или карьерный успех, – это миф.
Принятие решения Образование Ориентация на личные способности и склонности при выборе высшего или среднего специального учебного заведения. Определение оптимального варианта по ценовой политике и времени обучения.
Согласование с близкими Совпадение желания школьника с точкой зрения ближайшего окружения (родственники, приятели, учителя). Акцент на насущных потребностях и трендах рынка труда.
Определенность в выборе Обнаруженные наклонности к одному или нескольким видам деятельности. Результативность поисков ответа на вопрос «кем быть?».

Программы менторства

Никогда не рано встретиться с человеком, который уже прошёл длинный путь и может поделиться своим опытом выбора университета, построения карьеры, образа жизни.

Особенно популярны такие программы для детей и подростков из малообеспеченных семей. Например, в проект SMART можно попасть с 5-го класса. Здесь у ребёнка появляются тьютор и ментор. Фактически «тьютор» (в данном случае — просто калька с английского tutor) еженедельно помогает подопечному разобраться с домашней работой, грамотно распределить время и обсуждает приоритеты в учёбе. Менторы встречаются с подопечными реже – 1 раз в 2 месяца, обсуждая не учёбу, а, скорее, жизненные радости и сложности.

Интересно, что появляются и новые форматы менторства: онлайн, speed-менторство (когда на встречу с условным «ментором» отводится всего час с некоторой периодичностью) или, например, взаимное (peer-to-peer) менторство, когда ровесники или близкие по образованию, уровню люди помогают друг другу, как например, в проекте The Peer Project: здесь ментором можно стать с 15 лет.

Цели и задачи профориентации в школе

Цели школьной профориентационной работы

  • Формирование у детей готовности к труду.
  • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
  • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Разновидности тестов

На сегодняшний день разработано много профориентационных тестов, позволяющих не ошибиться с выбором специальности и найти своё призвание. По результатам этих опросников абитуриенты смогут подобрать стратегию подготовки к экзаменам и поступить в вуз.

Существуют следующие профориентационные методики:

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. Определяет психологический тип личности и предлагает подходящие сферы занятий. Недостатки этого метода проявляются в том, что он бессистемный и не даёт чёткого направления деятельности (все специальности перемешаны).
Тест Дж. Холланда (Голланда). Опросник, созданный американским психологом, философом, физиком и математиком. Он состоит из 43 вопросов, в каждом из которых предложены две профессии на выбор. На выходе получается очень информативный результат. За рубежом эту методику широко применяют в вузах и организациях при приёме на работу, но в РФ его нечасто используют.
Активизирующая профориентационная методика, составленная психологом и педагогом Н. Пряжниковым. Она включает в себя 34 вопроса, предлагает широкий выбор специальностей, но не учитывает талантов и индивидуальных особенностей школьника.
Матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной. Состоит из 20 вопросов и представлена в виде увлекательной игры

Но этот метод основан только на желаниях человека и не принимает во внимание другие факторы и обстоятельства. Итоги получаются расплывчатыми.
Готовность к выбору профессии

Тест из 136 пунктов. Он помогает ребёнку понять себя и детализирует его склонности и таланты.
Фоксфорд. Методика известной онлайн-школы, включающая в себя три этапа опроса и предлагающая подробный результат.

Обратите внимание! Важную роль играет психологический тест «Темперамент и профессия». Он указывает на доминирующий темперамент человека и сферы деятельности, которые могут ему подойти

Совокупность особенностей характера определяет поведение и поступки человека, скорость его реакции, степень выносливости, способность переключаться на другой вид деятельности, уровень стрессоустойчивости и др. Профессии, требующие идеальной концентрации внимания и мгновенной реакции, подходят не всем. На эти должности проводится строгий отбор по типу темперамента. Например, лётчиками-испытателями, пилотами гражданской авиации, спасателями, пожарными, хирургами могут стать только сангвиники. Эти люди могут достичь успеха на любом поприще.

Тест «Темперамент и профессия»

Меланхолики трудолюбивы, талантливы, внимательны к деталям и наблюдательны, но в то же время ранимы и замкнуты. Для них крайне важен позитивный эмоциональный настрой. Им лучше всего выбирать творческие профессии, не требующие общения с людьми, потому что им легче всего работается в одиночестве. Они могут стать прекрасными редакторами, аналитиками, астрономами, композиторами, художниками, фотографами, модельерами, токарями, слесарями, инженерами, механиками.

Холерики чрезвычайно энергичны, импульсивны, стремительны. Им нравится работа, на которой они часто взаимодействуют с людьми. Они могут стать артистами, репортёрами, журналистами, радио- и телеведущими, предпринимателями, дипломатами, менеджерами.

Флегматики превосходно выполняют монотонную работу, требующую сосредоточенности и усидчивости. Они обладают высоким интеллектом и отличной памятью, тщательно планируют работу и последовательно её выполняют. Такие люди станут хорошими врачами, лаборантами, инженерами, электриками, астрономами, биологами, водителями.

Большой тест на профориентацию – ПрофГид

Большой тест на профориентацию содержит 285 вопросов, на которые дается 45 минут.

В результате тестируемый получит следующие данные:

  • перечень профессий и областей деятельности, которые больше всего соответствуют способностям и интересам;
  • описание специальностей, ответы и пояснения на возможные вопросы;
  • предметы для сдачи экзаменов для поступления в вуз по выбранному направлению;
  • личностную характеристику и определение интересов;
  • описание интеллектуальных возможностей и профессиональных способностей.

Краткую версию можно пройти бесплатно, но в результате не будет полного отчета. Стоимость полной версии – 349 руб. В качестве бонуса бесплатно предлагается пройти еще 6 онлайн-опросников.

Другие предложения от ПрофГид:

  • Тест на профориентацию по методике Е. А. Климова
  • Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа
  • Карта интересов
  • Выбор профессии по интересу к школьным предметам или ЕГЭ

Как помочь выбрать профессию ребенку

Родители вчерашних школьников, особенно 9-классников, очень обеспокоены этим выбором и это нормально. Но! каждому родителю, стоит все же учесть, что эту профессию выбирает именно ребенок, и она должна быть близка именно ему. А потому:

  1. Направляйте ребенка, но не настаивайте. Здоровая развитая самостоятельность и осознанный выбор ребенка — откликнутся вам хорошими дивидендами. Главное правило: Ребенок выбирает профессию САМ!
  2. Вместе с сыном или дочкой изучите рынок труда. Узнайте какие профессии востребованы и сделайте выборку тех из них, которые близки ребенку.
  3. Если есть знакомые и друзья искомых профессий, попросите их рассказать о тонкостях работы. Также можно посетить «Дни открытых дверей» на разных предприятиях и взглянуть на потенциальные профессии ближе.
  4. Работа должна быть в радость и приносить удовольствие. Ориентируйтесь на пристрастия ребенка и позвольте ему прикоснуться к той или иной профессии, так сказать, предварительно. Для этого заранее позвольте ему посещать различные кружки и секции — чем больше он посетить, тем легче ему будет отсеять то, что не нравится, и присмотреться ближе к тому, что интересно.

Озадачьтесь выбором профессии как можно раньше. Ведь для маленьких детей сегодня есть масса возможностей прикоснуться к той или иной профессии. Для этого созданы особые игровые площадки — Профилэнды или города профессий. Через ролевые игры, рассказы и стихи о профессиях также можно наметить путь собственного развития.

Как правильно выбрать профессию: что еще нужно знать?

По мнению психологов лучше менять свою специальность через каждые 7 лет. Высшее образование ценится выше, перспективы после получения высшего образования лучше. При этом работать по специальности вовсе не обязательно. Найти работу после получения высшего образования не всегда просто. К тому же то, что нравится вам сейчас, может надоесть и разонравиться – это вполне нормально.  Ну и стоит хотя бы прислушаться к мнению родных и учителей – иногда они знают вас гораздо лучше.

А если совсем нет идей, то алгоритм действий следующий:

  1. Изучаем востребованные профессии.
  2. Исключаем стереотип о том, что чем сложнее профессия, тем больше денег вы получите – сейчас мастера по наращиванию получают больше врачей – уж такое время.
  3. Рассматриваем свои мечты объективно – вы же понимаете, что для того чтобы стать знаменитым актером или певцом одного таланта маловато, оценивайте перспективу реально.
  4. Думаем о том, чем вам нравится заниматься и что из этого может приносить деньги.
  5. Опрашиваем родственников и друзей.
  6. Пробуем все возможные доступные профессии на себе (официант, кассир, курьер, менеджер по продажам, администратор), так можно узнать свои сильные и слабые стороны, получить опыт и более ясно понять, кем вы хотите стать.
  7. Как вариант, можно пройти один из рекомендуемых тестов: тест по соционике, опросник Голланда, тест по методике Климова или матрицу профессий.

Тесты по выбору профессии

Чтобы определиться, как выбрать профессию тест может помочь, но все же не стоит надеятся на него, как на истину последней инстанции.

Тест по соционике

Основан на определении типа личности. В тест заложены характеристики, сочетание которых определяет один из 19 психотипов, для каждого рекомендуется целый ряд профессий, наиболее ему подходящих. Это не официальная наука, но чаще всего результаты точные и весьма интересные.

Опросник Голланда

Немного похоже на тест по соционике. Основан также на разделении на группы (реалистическая, интеллектуальная, социальная, артистическая, предприимчивая, конвенциональная).  Также можно получить рекомендации по выбору профессии.

Тест по методике Климова

Дается 20 вопросов. В результате можно получить подходящий тип профессии. Итог теста дает примерную сферу, в которой человек сможет стать наиболее успешным. Назван в честь Академика Е. А. Климова. Данный тест используется во многих центрах занятости.

Матрица профессий

Здесь наименьшее количество вопросов. Требуется выбрать всего 2 подходящих варианта и сразу получить рекомендации. Недостаток матрицы – ограниченный ряд рекомендаций.

Все эти тесты можно пройти самостоятельно, ответив на ряд вопросов. Тесты имеются в свободном доступе в сети.

Советы о том, как помочь ребенку выбрать профессию, есть в этом видео:

Нужно понимать для себя, что никаких гарантий правильного выбора нет. Но под лежачий камень вода не течет, а значит, выбрать вам все-таки надо. И ничего страшного, если придется несколько раз сменить направление, прежде чем вы найдете свой путь.

https://youtube.com/watch?v=2_nwg7EquiA

Делая важный выбор нужно уметь слышать себя. Если в голове полная «каша», то помогает справиться небольшой отдых, или яркие впечатления. Думайте и чувствуйте себя!

Профконсультирование

Правильно проведенная профориентация увеличит шансы человека на занятие тем видом трудовой деятельности, который будет приносить не только материальные блага, но и доставлять удовольствие и радость. Чтобы этого достичь, вся работа должна вестись опытными специалистами в области психологии и педагогики, работающими в сфере социальных и образовательных структур.

При прохождении тех или иных тестов, важно не забывать, что все результаты носят чисто рекомендательный характер. Не следует пренебрегать профориентацией, так как знатоки своего дела могут помочь не только верно определиться с будущим трудоустройством, но, возможно, откроют абсолютно новые направления и горизонты профессиональной деятельности

Протестируй себя правильно: попробуй сам

Сейчас у выпускников и школьников больше возможностей, чем, например, у выпускников 2000-х годов, потому что многие организации предлагают экскурсии на производство и даже интересные курсы введения в профессию.

Рассмотрите вариант прохождения профессионального курса по выбору профессии. Например, один из курсов от Smart Course. Компания специализируется на погружении в профессиональную среду, помощи в выборе будущей карьеры, развитии уже существующей. Выпускникам подойдут:

Система Выбор.

Это пятинедельная программа для школьников 12–17 лет, которая включает в себя консультации со специалистами, диалоги с психологами, общение с представителями выбранной профессии и погружение в будущую специальность.

Кому подойдет

Если вы еще не определились со своим будущим, то «Система Выбор» поможет найти свой путь, увидеть профессиональную сферу изнутри и попробовать себя в ней. Вы научитесь смотреть на любую проблему под нужным углом и получите правильную мотивацию.

Тренинги по Навыкам XXI века.

Интересные занятия, позволяющие овладеть soft skills – навыками, которые обязательно понадобятся подростку в будущем. В школе такие знания не дают, поскольку школьная программа не такая гибкая и обширная.

Кому подойдет:

Любому подростку, который хочет получить новый толчок в саморазвитии и узнать больше, без «воды» и устаревших методик.

Итак, тесты по профориентации нужны для того, чтобы определиться со своими желаниями. Однако выбирать профессию нужно «в поле», поговорив со специалистами или погрузившись в выбранную сферу. Возможностей для этого множество.

Важность профориентации

Профессиональная ориентация – это своего рода помощник, призванный решить столь нелегкую задачу, как нахождение себя в той или иной профессии. С помощью специальных методик можно довольно точно и быстро выявить личные врожденные склонности, узнать все о своих слабостях и сильных сторонах характера. Профориентация – это определение интеллектуального уровня и оценка умственных способностей человека.

Обратите внимание! Профориентация в психологии – это комплекс мероприятий, которые помогают становлению человека как личности. В идеале этот процесс надо проводить на протяжении большей части жизни людей: сначала когда они являются дошкольниками в ДОУ и учащимися, затем находятся в качестве абитуриентов и студентов, и потом уже как с трудоустроенными лицами

Это действенный способ решения не только профессиональных проблем, но и закрывающий адаптационные вопросы на трудовом поприще. Поэтому нельзя прекращать работу по профориентированию даже работающих людей

В идеале этот процесс надо проводить на протяжении большей части жизни людей: сначала когда они являются дошкольниками в ДОУ и учащимися, затем находятся в качестве абитуриентов и студентов, и потом уже как с трудоустроенными лицами. Это действенный способ решения не только профессиональных проблем, но и закрывающий адаптационные вопросы на трудовом поприще. Поэтому нельзя прекращать работу по профориентированию даже работающих людей.

Итого

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что спектр методов профориентации достаточно обширен, однако продуктивность их применения зависит, главным образом, от самих людей, для которых они используются. На результативность методов профориентации будет воздействовать и возраст и потребности людей, ведь трудности с выбором профессии могут быть разрешены только с учётом этих и других им подобных личностных характеристик.

Также важно понимать, что в одной ситуации лучший результат будет получен после получения конкретно справочной информации, в другой – психологическая поддержка, в третьей – участие в играх и тренингах и т.д. По этой причине, пожалуй, самым эффективным способом профессиональной ориентации будет использование этих методов в комплексе

Если и вы будете подходить к вопросу выбора профессии именно так, процент того, что образование и будущая работа будет приносить и хороший доход и удовольствие, существенно возрастает.

Желаем вам успешного выбора профессии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector