Методы исследования в выпускной квалификационной работе: классификация и советы по выбору

Содержание:

Как выбрать методологию исследования

В работе важно выбрать те методы, которые помогут быстрее и эффективнее достичь поставленных целей. Как это сделать?. Есть несколько проверенных советов:

Есть несколько проверенных советов:

Оцените, какие из них поспособствуют максимально эффективной работе и гарантированному достижению результата.
Убедитесь, что выбранные методы соответствуют предмету и объекту исследования.
Ориентируйтесь на актуальность и современность. Старая методика не всегда работает в реалиях настоящего.
Между методами должна быть взаимосвязь

Так они лучше будут работать на результат.
Присмотритесь к методам, которые используют другие исследователи по теме.
Обратите внимание на наличие прогностичности и научной обоснованности.

Как оформить

Постановка главного вопроса, на который необходимо ответить в научном проекте — это ключевая часть во введении к дипломной работе

Она имеет чёткую структуру, которой нужно придерживаться: 

  1. Актуальность выбранной темы дипломного проекта с четким обоснованием (почему она важна для науки или для жизни). 
  2. Определение главной проблемы исследования, основного противоречия в выбранной теме. 
  3. Перечисление теоретических и практических аспектов данного вопроса.
  4. Объективная оценка изученности проблемы. 
  5. Название основных работ и концепций по выбранной вами теме.
  6. Список фамилий ученых, которые занимались решением этого вопроса или смежными с ним. 

Во введении можно (но не обязательно) написать ваше мнение по данной теме. 

Из верно обозначенной проблематики логически вытекают все остальные термины: объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. 

Методы, используемые при написании дипломной работы, следующие:

Анализ

Используется наиболее часто при написании дипломной работы.

Методами анализа в дипломном проекте пользуются для разделения описываемого предмета или явления на свойства и признаки для более глубокого его изучения.

Примерами данного метода могут быть: сравнение характеристик различных моделей автомобилей, сравнение различных художественных стилей, сравнение стилей выражения писателей.

Синтез

Этот метод является противоположным предыдущему и применяется для соединения отдельных элементов, таких так признаки или свойства, в одно целое, для подробного изучения.

Данный метод исследования является распространенным в анализе и присутствует в качестве основного элемента, объединяющего различные результаты анализа.

Моделирование

В данном методе реальный объект исследования переносится в искусственную модель. Целью является моделирование успешных ситуаций для получения труднодостижимых в действительности итогов.

Аналогия

В этом методе по определенным признакам ищутся сходства предметов.

Дедукция

С помощью данного метода можно сделать выводы о предметах и явлениях на основании данных большого количества мелких или частных признаков.

Обобщение

Является схожим с дедукцией. Тут также вывод о предметах или явлениях делается на основе мелких деталей.

Обобщение методов бывает:

  • индуктивное или эмпирическое обобщение – переход от конкретных характеристик предмета к общим
  • Аналитическое обобщение – является переходом мыслительного процесса от одного мнения к другому без применения эмпирической действительности.

Классификация

Этот метод занимается делением явления или предмета на группы в соответствии с определенными признаками.

Данный метод призван сделать информацию более четкой, понятной для усвоения и структурировать ее.

Классификация происходит на основании различных признаков, таких как:

  • физические свойства (размер, вес, объем)
  • материал (пластик, фарфор, металл, дерево)
  • жанры (живопись, литература, скульптура)
  • архитектурные стили

Классификация может проходить и по другим факторам (хронологическим, геополитическим и проч.).

Абстрагирование

В этом методе происходит конкретизация определенного свойства явления или предмета, требующего изучения в рамках исследования.

Основным моментом в абстрагировании является изучение конкретного свойства явления или предмета, не беря во внимание его остальные характеристики

Формализация

С помощью данного метода передается сущность или структура объекта или явления через использование формул, схем или символов.

Аналогия

Данный метод состоит в проведении определенной грани к схожему объекту исследования явления или предмета, зная его определенные характеристики и свойства. На основе полученных данных делаются некоторые выводы.

Данный метод не является максимально эффективным и верным, но применяется довольно часто, особенно в случаях невозможности изучения явления или предмета напрямую. Например, в процессе исследования схожих с Землей планет, на основании их свойств и условий для возможного заселения.

Особые требования

Чтобы правильно написать введение для диплома, надо обязательно провести анализ источников исследования. Обычно он сводится к краткому (5–15 предложений) резюме уже имеющихся в науке наработок других авторов и к выводу о недостаточной изученности предмета или о необходимости подхода к решению проблемы с использованием современных методологий.

Если в требованиях кафедры (как правило, это касается дисциплин, связанных с экономикой, маркетингом, социологией) значится подробный анализ, то в него сначала включается блок с рассмотрением источников первичной информации, которые подразделяются на внешние и внутренние. Затем отдельно пишется обзор научных исследований. Оценка материалов внутри групп проводится по хронологическому принципу.

Введение в диплом не должно содержать прямых цитат из основной части и детальных справочных сведений: определений, подробной характеристики объекта исследования и т. д.

Что собой представляют методы научного исследования?

Методы исследования — это набор теоретических и практических приемов, с помощью которых получают определенные знания, умения и навыки, а также собирают данные. То есть, это все те способы решения задач проекта и достижения поставленной в исследовании цели.

Благодаря методологии, вы можете соотнести данные исследования с другими фундаментальными науками, в том числе философией, и понять если не степень и уровень, то место своих достижений среди прочих.

Существует огромное количество научных методов. Выбор конкретной методологии зависит от темы, цели и специализации исследовательского проекта.

Общенаучные методы

Эти приемы исследовательской работы применяются со времен Античности и философами, и математиками, и историками и относятся к базовым, так как подходят и для теоретических разработок, и для практических экспериментальных проектов в качестве методов обработки литературных источников, документов, эмпирических данных, статистических сведений.

Универсальные методы исследования для диплома

Название Суть
1. Анализ
  • Последовательное описание объекта на основе его умозрительного разложения на составные части.
  • Изучение основных принципов через характеристику частных положений.
  • Детальное рассмотрение, разбор фактов, явлений.
2. Синтез
  • Характеристика объекта через описание связей и зависимостей его частей.
  • Обобщение, соединение.
3. Сравнение Сопоставление для выявления различий или сходств явлений, предметов.
4. Дедукция
  • Логическое выведение частных положений из общей мысли.
  • Обнаружение отдельных следствий общих достоверных положений, фактов.
5. Индукция
  • Рассуждение в направлении от частных фактов и положений к общим выводам.
  • Заключение о признаках или качестве множества элементов на основании их изучения у определенной показательной части компонентов всего множества.
6. Формализация Передача сущности или структуры объекта в знаковой модели с помощью математических символов, формул, схем.
7. Конкретизация Рассмотрение объекта в реальных условиях существования.
8. Абстрагирование Намеренное отвлечение от каких-либо несущественных сторон явления или предмета с целью выделить его главные свойства, признаки, качества и связи.
9. Системный анализ Оценка объекта как системы с учетом факторов, оказывающих влияние на ее существование или функционирование.
10. Моделирование

Замена явления или предмета аналогом, обязательно содержащим важные признаки оригинала.

11. Классификация Распределение предметов и явлений по определенным группам на основании общих признаков или отдельного показателя.
12. Эксперимент
  • Воспроизведение явления или наблюдение за ним в определенных условиях.
  • Опыт, нацеленный на проверку – подтверждение или опровержение – теоретических положений.

Методология исследования в дипломе по любой специальности обязательно включает как минимум два самых распространенных способа научного познания – анализ и синтез.

Общенаучные методы исследования в дипломной работе

Поскольку ВКР – это самостоятельное исследование выпускника на тему, связанную с его будущей профессией, для осуществления этой задачи используются научные методы. Их существует большое разнообразие.

Так называемые общенаучные методы исследования в дипломной работе:

  • анализ литературы (или нормативно-правовых документов) по теме исследования;
  • исторический метод (изучение в хронологическом порядке);
  • изучение и обобщение сведений;
  • сравнение (например, различных школ исследования или различных результатов одной и той же деятельности);
  • абстрагирование (изучение предмета вне его связей с миром);
  • синтез (объединение фактов в одно целое);
  • индукция (рассуждение от частного к общему);
  • дедукция (рассуждение от общего к частному);
  • аналогия (перенос знания с одного предмета на другой);
  • классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу);
  • моделирование (получение информации о предмете через созданную модель).

Среди общенаучных методов отдельно выделяются эмпирические методы исследования в дипломной работе. Их отличие в том, что они основаны на непосредственном познании свойств предмета. Эти методы используются при написании второй главы дипломной работы. В их числе:

  • измерение (получение количественных данных);
  • анкетирование или интервьюирование (опрос по нужной проблеме);
  • наблюдение (фиксирование каких-либо явлений);
  • эксперимент (организация направленного наблюдения);
  • сравнение (явлений или качеств).

Как подготовиться к исследованию

Понятное дело, само исследование проводится до написания диплома, а не в процессе: на преддипломной практике, которая проводится за 2-4 недели до оформления работы и защиты. Есть 4 простых правила подготовки, придерживаясь которых вы используете отведенное время с пользой:

  1. Утвердите все ключевые моменты будущей работы заранее (тему, объект, предмет, цели и др.).
  2. Определитесь с методикой исследования. Методика задает направления исследованию и очерчивает его особенности. Например, нужна ли будет в процессе посторонняя помощь и специальные технические средства.

Для методов, предполагающих предварительную подготовку, обязательно составление плана.

  1. Позаботьтесь о способах обработки и анализа полученных данных. Здесь нужно понять, когда это делать, с помощью программ или вручную, оценить необходимость различных чертежей, схем и прочего наглядного материала.
  2. Выберите когда и где проведете исследование (если у вас есть такая возможность). В противном случае место и время определит преподаватель.

Методы обработки данных

Обработка информации применяется с целью сделать из качественных данных количественные. Для этого используются различные методы статистической обработки, математический анализ и др. Это позволяет представить результаты схематически: в виде таблиц, диаграмм и графиков, сделать их более наглядными. Методы обработки результатов обязательно должны присутствовать в экспериментальных дипломных работах.

Как выбрать методы исследования

Методы исследования в дипломе должны соответствовать нескольким требованиям:

  • актуальность – используемые способы изучения объекта должны соответствовать современным тенденциям в данной области знания;
  • эффективность – выбранный метод должен давать достоверный результат;
  • соответствие задачам исследования – выбранный тип исследования должен ориентироваться на получение необходимого результата;
  • взаимосвязь – все использованные методы должны составлять цельный комплекс мер, позволяющих всесторонне и полно изучить исследуемый объект.

Оформление методов исследования

Все использованные методы должны быть описаны во введении отдельным абзацем. Можно ограничиться их перечислением, но лучше дать развернутое описание каждого из них с уточнением, в каком именно виде он был использован.

Например, использованные методы исследования в дипломной работе по педагогике можно оформить несколькими способами:

Способ 1

В ходе исследования использовались следующие общие и частные методы:

  • анализ методической литературы;
  • анкетирование, опросы;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • обобщение и анализ результатов.

Способ 2

Написание дипломного проекта включало следующие методы исследования: теоретические (классификация, синтез, анализ) эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросы, анкетирование), анализ полученных результатов путем статистической обработки, обобщение.

От того, правильно ли выбраны способы исследования, зависит полнота и объективность результатов. При описании выбранных методов можно дополнительно указать, почему именно они являются наиболее информативными для изучения данного объекта или научной проблемы.

Если у Вы хотите заказать дипломную работу, звоните нам по телефону 8 (800) 775-07-53, наши менеджеры с радостью ответят все вопросы.

Автор

Наталья Лихоманова

Оцените материал:

(0)

Что писать в практической части диплома

Конкретное содержание практической главы зависит от типа дипломной работы, которая может быть:

  • эмпирической – основанной на обработке и толковании материалов опытно-экспериментального или прикладного исследования, специально проведенного автором для подтверждения предложенной во введении гипотезы;
  • теоретической – базирующейся на оценочном анализе сведений, содержащихся в научных источниках, который служит фундаментом для изложения собственных, оригинальных, а возможно, идущих в разрез с общепринятой точкой зрения взглядов автора на рассматриваемую проблему;
  • комбинированной – объединяющей первые два похода к исследованиям и четкой структурированной на две части: теоретическую и практическую, в которой сведения, почерпнутые из научных источников, подтверждаются личными эмпирическими исследованиями автора;
  • проектной – представляющей собой разработку, предназначенную для внедрения в практику.

Эмпирические исследования

К этому типу могут относиться и расчетно-графические работы или предметные исследования, предполагающие, к примеру, разработку физической модели или решение определенной математической задачи – трудоемкое настолько, чтобы хватило материала на целую практическую часть диплома.

Теоретические

Если ВКР не что иное, как теоретико-аналитическое изыскание, то во втором разделе развивается начатое в первой главе исследование. В этом случае практическая часть диплома – это лежащее в русле темы работы углубленное продолжение анализа проблемы с опорой на инструментарий теоретической базы (перечисленные во введении методы). Это может быть сопоставление и подробное рассмотрение взглядов разных ученых и авторов с целью обоснования собственной точки зрения, которая будет продемонстрирована в выводах по главе и всей работе.

Наличие аргументированного авторского мнения обязательно, иначе теоретический диплом превратится в большой реферат.

Сугубо теоретические исследования подразделяются на три основных вида:

  • исторические (посвященные обзору и ретроспективе вопроса любой отрасли науки, а не только изучению хронологических событий и фактов);
  • описательные;
  • методологические.

Для каждого из них характерен определенный подход к обработке материала.

Тип исследования Содержание практической части дипломной работы
Историческое
  • Анализ трудов, опыта, разработок, достижений известных ученых или одного автора (например, у филологов – творчества писателя).
  • Изучение развития научных тенденций.
  • Сравнение методов и академических положений разных периодов, эпох.
Описательное
  • Представление неизученных, но документально подтвержденных данных.
  • Раскрытие темы диплома с использованием новых или иначе интерпретированных хорошо известных фактов.

Доля аналитики присутствует в авторских обобщениях, оценках. Даже малоизвестные сведения, обнаруженные, например, в архивах, недостаточно просто воспроизвести – надо проанализировать степень их достоверности и сделать на основании изложенных фактов итоговые выводы.

Методологическое

Сравнение различных методов исследований и разработка абсолютно новых методологических баз.

Комбинированные

Начать практическую часть в дипломе такого типа стоит с перечисления обозначенных во введении и задач. Затем предложить пути их решения и описать результаты применения разработок. В качестве подтверждения эффективности методик приводятся систематизированные с помощью таблиц, графиков, диаграмм данные экспериментов, наблюдений, а также иллюстрации и справки о внедрении.

Проектные

Обычно такие работы пишут будущие инженеры, технологи, архитекторы, чтобы предложить способы совершенствования предмета исследования или с нуля разработать самостоятельный проект. В этом случае основную долю практической части диплома составляют чертежи.

Если защищается без пяти минут педагог или психолог, центральным материалом второй главы могут стать предложения по внедрению теоретических идей в сферу профессиональной деятельности или разработка полноценной коррекционной, оценочной, диагностической методики, тренинга.

Частные методы

Одни методы исследования в дипломной работе подходят к любой тематике, а другие используются только в отдельных отраслях знаний. И кроме перечисленных общенаучных теоретических и эмпирических методов, бывают также частные. Они используются в определённых отраслях знания и необходимы для изучения отдельных, специфических вопросов. Например, такими могут быть:

  • специально-юридический метод, сравнительно-правовой метод (в юриспруденции);
  • гипотетический метод, функционально-стоимостный анализ (в экономике);
  • констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (психология) и т.д.

Знание и понимание основных методов научного исследования помогает в написании любых видов подобных работ.

Как подобрать методы исследования в дипломной работе. Практические примеры

Каждый студент сталкивается с методологией при написании квалификационных работ. Это обязательная часть исследования, особенно важная для диплома. Обычно методам посвящается один из разделов введения. Чтобы правильно обозначить те их них, которые соответствуют вашей теме, необходимо ориентироваться в существующей методологии и правильно ее соотносить с вашим научным трудом.

Теоретические методы – их выявили и зафиксировали еще античные философы, и они используются учеными по сей день. Это общие способы постижения предмета изучения, применяемые во всех отраслях науки:

 Анализ – путь познания явления через пристальное изучение отдельных его частей;
 Обобщение – подведение к общему «знаменателю» изученных свойств и частных причинно-следственных черт предмета;
 Классификация – разделение собранной информации на тематические блоки;
 Абстрагирование – пренебрежение частными свойствами для осознания общих закономерностей;
 Индукция – познание общей картины изучаемого явления через внимание к конкретным деталям;
 Аналогия – умозрительное перенесение свойств родственного явления на изучаемый предмет, предположение сходства;
 Систематизация – составление исследуемого материала в единую структуру;
 Моделирование – схематичное воссоздание изучаемого явления в доступном материале для изучения его гипотетических свойств;
 Статистический метод – сбор математических данных по однородным критериям в контрольной группе;
 Гипотетический метод – умозрительное логическое заключение о предполагаемом явлении на основе существующих закономерностей;
 Синтез – создание единой концепции из разрозненных данных, собранных воедино;
 Дедукция – детализация свойств предмета путем изучения общих его закономерностей.

Практические методы – в некоторых источниках их называют эмпирическими, то есть «опытными», в переводе с греческого; в них входят те научные инструменты, которые связаны с практикой:

  •  Эксперимент – материальное воплощение гипотез и концепций, используемое для подтверждения или опровержения их. Должен быть объективным и повторяемым;
  •  Наблюдение – процесс пассивного познания изучаемых явлений и объективной фиксации результатов восприятия;
  •  Измерение – активное познание явлений путем определения их основополагающих характеристик и свойств в исчисляемых единицах меры;
  •  Опрос (интервью) – результаты данных, полученных в результате речевого взаимодействия с объектом-носителем необходимой информации;
  •  Сравнение – сопоставление предметов и явлений по значимым характеристикам;
  •  Описание – процесс подробной фиксации данных, полученных в результате перечисленных выше методов.

Кроме вышеперечисленных, подходящих ко всем научным дисциплинам, активно применяются и частнонаучные методы. Они свои в каждой отрасли знаний, причем среди них встречаются как теоретические, так и практические.

Давайте разберем примеры, как это может выглядеть в вашей дипломной работе.

По юридической дисциплине:

В работе использовались следующие методы исследования: историко-правовой, метод сравнения, анализа, обобщения, статистический и логико-юридический методы.

Диплом по криминалистике также может иметь в научном инструментарии метод баллистического анализа или, например, трасологической экспертизы.

Работа по лингвистике (филология):

Для достижения цели исследования особенностей выделяемых языковых групп были применены методы обобщения, классификации, морфологического анализа, а также историко-статистический и сравнительно-языковой метод.

Диплом по педагогике:

Методологическую основу исследования составляют: анализ и синтез тематического материала, классификация выявленных закономерностей, научная аналогия, измерение, статистический метод обработки данных, опрос контрольной группы, метод наблюдения.

Дипломная работа по экономике:

Для наиболее полного исследования материала были использованы методы нормативного анализа, абстрагирования, историко-экономического анализа, сравнения, статистического исследования, метод графического отображения, метод измерения рыночных показателей.

Пример оформления методологической основы исследования по педагогике

Рассмотреть особенности различных методов и правил их оформления можно на примере курсовой по педагогике на тему «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности».

Так, в курсовой работе были использованы следующие методы научного исследования: «анализ теоретической литературы по теме, разработка исследования повышения эффективности проектной деятельности младших школьников, эмпирическое исследования путей повышения эффективности проектной деятельности младших школьников». Вкратце они перечисляются во введении и не требуют полной расшифровки, поскольку для этого отведена вторая, практическая, глава. По объему занимают не более 1 абзаца.

Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности

Определение целей проекта

Методика написания дипломной работы во многом зависит от того, какие в ней будут поставлены цели и определены задачи для решения. Грамотный студент к концу курса обучения знает, что начинать нужно с конца, то есть с результата, который должен быть получен. Для этого конкретно формулируется цель научного проекта (найти, определить, выявить, обосновать).

Нередко студенты затрудняются корректно обозначить объект своего исследования и предмет. Первый обозначает какую-либо сферу знаний, а второй — то, что из этой сферы проистекает и изучается в дипломе. Для самостоятельного исследования выбранного направления используются конкретные методы. В написании дипломной работы их может быть несколько, так как для получения достоверного результата и подробного изучения затронутого вопроса одного недостаточно.

По стандартной классификации все методы делятся на две категории — общенаучные и частные. Первая группа используется на практике с античной эпохи, она актуальна во всех сферах: в математических, исторических, медицинских науках, в теоретических разработках и экспериментальных практических проектах. Универсальными считаются:

  • анализ — рассмотрение отдельного явления или предмета в разрезе его особенных свойств и индивидуальных признаков;
  • моделирование — проекция (перенесение) изучаемого объекта на модель;
  • синтез — объединение и группирование признаков, свойств и характеристик в единое целое;
  • аналогия — поиск и выделение черт сходства разных изучаемых предметов;
  • классификация — разделение предметов и явлений на группы в соответствии с одним конкретным показателем;
  • наблюдение — процесс длительного объективного восприятия изменений и всего происходящего для получения информации;
  • сравнение — изучаемое явление или предмет сравнивается по отдельно взятому признаку или свойству.

В исследованиях не обходится без индукции (рассуждение от общего к частному) и дедукции (выводы, сделанные от частного к общему). В практических работах используется эксперимент — ряд испытаний при определенных условиях, позволяющие выявить некоторые свойства объекта.

Доклад — важнейшее и необходимое условие защиты диплома

Составить доклад к дипломной работе – это не менее важный этап в написании научно-исследовательской работы студента, так как благодаря правильному составлению доклада возможна четкая, аргументированная и информативная защита своей работы. И если объем дипломной может составлять 50-100-150 страниц, то на защиту отводится всего 10-15 минут и благодаря тезисному докладу все данные из диплома могут быть рассказаны устно.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Какие навыки докладчика оцениваются комиссией в первую очередь?

Комиссия, которая будет выслушивать защиту дипломной работы студента, будет в первую очередь оценивать, как учащемуся удалось составить доклад, выделив самые важные данные из объемной исследовательской работы. Самые важные критерии оценки заключаются в следующем:

информативность и лаконичность доклада;
внесение в краткий доклад всех важных фактов из научно-исследовательской работы;
грамотное составление структуры доклада;
правильное оформление;
презентация работы в виде наглядных материалов;
правильный подбор литературы и вынесение из источников важной информации.

Как выступление с докладом влияет на итоговую оценку работы студента?

Дипломная работа студента в среднем составляет 70-100 страниц самостоятельной работы, которые комиссия не сможет прочитать и изучить во время защиты. Для каждого учащегося отводится 10-15 минут на выступление, поэтому раньше составляли черновик с набросками важных тезисов и пунктов, а теперь к диплому пишется краткий доклад.

При оценке работы и защиты студентом дипломная комиссия выносит вердикт на основе анализа содержания дипломной работы членами жюри, отзыва научного руководителя, а также рецензии к диплому и устной защиты. Ознакомиться с темой работы, структурой, объектом, предметом, задачами и результатами исследований поможет доклад студента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector