Методы научного исследования в курсовой: зачем нужны, классификация и советы по выбору

Практические методы исследования

Практические (или эмпирические) методы основаны на какой-то опытной работе, на чувственном восприятии, а также на использовании различных измерительных приборов. Эти методы необходимы для подтверждения гипотезы дипломного исследования.

  1. Наблюдение. Хороший способ изучить предмет или явление – понаблюдать за ним. Наблюдение – это целенаправленное восприятие предмета или явления в реальных условиях. Результаты наблюдения необходимо зафиксировать.
  2. Сравнение. Ещё один популярный практический метод, позволяющий сопоставлять, сравнивать предметы или явления по определённому признаку.
  3. Эксперимент. Один из основных методов во многих научных исследованиях. Представляет собой опытную работу по изучению какого-либо свойства предмета или явления в специально организованных условиях. Результаты эксперимента фиксируются и затем изображаются в схемах и диаграммах.
  4. Измерение. Если в работе исследуются свойства какого-либо физического объекта, измерение может стать очень важным методом для подобного исследования. Результаты, полученные данным способом, фиксируются обычно в виде числовых единиц.
  5. Опрос. Для большинства гуманитарных работ актуально выявление общественного мнения по изучаемому вопросу. Опрос может проводиться в виде беседы, интервью или анкетирования. В ходе этого метода мы пытаемся изучить проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Беседа и интервью проводятся устно, анкетирование – это письменный опрос. Полученные результаты описываются в текстовом формате, а также отображаются при помощи таблицы, диаграммы или графика.
  6. Статистические. Это работа с количественными показателями предмета или явления для выявления общих закономерностей. Хорошо применимы для исследования масштабных явлений.
  7. Библиометрические. Основаны на изучении документации. Это может быть и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. Суть контент-анализа, к примеру, сводится к подсчёту смысловых единиц. Подсчитав, допустим, наиболее комментируемые статьи на новостном сайте, мы можем сделать вывод об информационном интересе посетителей данного сайта.

Мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся теоретические и практические методы исследования, которые могут использоваться в дипломной работе. Конечно, ещё существует великое множество частных методов под конкретные науки. Узнать о них вы можете, изучив пособие по написанию дипломной работы. В любом случае помните, что методы, выбираемые вами для исследования, должны быть современными и научно обоснованными.

Практические средства

Эмпирические методы применяют в экспериментальной части исследовательской деятельности. Они исследуют практику и её результаты. На основании полученной информации и теоретических средств делают умозаключения.

Известные практические способы:

  • Эксперимент. Самый действенный приём выступает главной составляющей для серьёзной научной деятельности. С его помощью исследователь вмешивается в настоящие условия действия и возникновения явлений. Главные принципы эксперимента — повторяемость и доказательность. Для опытов создают определённые условия. Этот метод наглядно демонстрирует и открывает то или иное свойство предмета. Действия во время проводимого эксперимента должны иметь возможность повторяться.
  • Наблюдение. Это средство применяется при любом научном познании и выступает ключевым исследовательским методом. Наблюдателю необходимо смотреть за нужным объектом и фиксировать все важные для работы нюансы.
  • Измерение. С помощью этого метода фиксируются любые физические параметры объекта (длина, ширина, вес, рост, объём). Полученные результаты выражаются в численных показателях и единицах измерения.
  • Моделирование. Модель представляет собой уменьшенную и структурированную копию или имитацию изучаемого объекта. Предметное моделирование предполагает исследование отдельной части аспекта. При знаковом способе используются чертежи, схемы, формулы. Третий вид заключается в мысленных процессах или операциях, проводимых на компьютере.
  • Интервью. Сущность метода — личный разговор с человеком, который может донести нужную информацию. Индивидуум может выступать объектом исследования. Интервью отличается регламентированным характером. Во время разговора человек отвечает на вопросы. Интервьюер заранее их формулирует, чтобы без задержек получать необходимые ответы.
  • Беседа. Приём напоминает интервью, но он обладает более непринуждённым характером. Во время беседы интервьюер может задавать спонтанные вопросы и озвучивать своё мнение.
  • Анкетирование, опросы. Методы охватывают большую группу людей. Оба способа включают заранее составленные вопросы, которые иногда задаются с несколькими готовыми вариантами ответов. Но есть между этими методами и отличия. Анкетирование для респондентов проводится только в письменной или компьютерной версии, а опрос может быть и в устной форме.

Антиплагиат: что за страшный «зверь»?

Большинство научных работ имеет структуру, состоящую из того, что уже написано ранее — это термины, формулы, цитаты и выдержки из документов.

Студент использует имеющиеся материалы, добавляя свои мнения и выводы. Некоторые адаптируют уже написанные ранее работы. Мы не будем трогать моральную сторону этого вопроса. Факт остается фактом — в качестве «исходника» нужна качественная информация. Впрочем, даже иногда полностью написанный текст может оказаться недостаточно уникальным.

Многие современные вузы подключены к сервису проверки уникальности, который проверяет загруженные работы по пяти базам:

  • научные работы, прошедшие защиту ранее;
  • нормативные документы;
  • государственная библиотека;
  • интернет;
  • кольцо вузов.

Антиплагиат предполагает поиск совпадений. На 100% уникальных дипломов быть не может. Причин для этого много: шаблонное мышление, терминология, устойчивые словосочетания, аксиомы и постулаты с теориями, имена известных личностей. Даже список литературы проверяется антиплагиатом и выявляется как неуникальный текст.

Этот факт не учитывается сервисами проверки. Они заточены только под поиск совпадений. Иногда студенты пытаются использовать какой-то доступный сервис для проверки, а потом заменять слова синонимами, но такой подход заранее обречен на провал.

Связано это с тем, что у каждой программы свой алгоритм. Поэтому результаты проверок могут существенно отличаться. У многих вузов собственные закрытые сервисы проверки с большим числом баз, а студенты не знают заранее, какой программой пользуются преподаватели.

Историческая справка

Раньше не было таких проверок, так почему же все работы стали проходить антиплагиат? Причиной тому стал скандал в 2012 году. Тогда в автореферате директора одного московского лицея были выявлены несуществующие научные публикации. При этом ранее диссертация была успешно защищена в Московском педагогическом университете.

Тогда стало понятно, что можно подделывать любую информацию для квалификационных работ. Срочно была сформирована группа экспертов для проверки диссертаций. Случайно отобрали 7 работ, и все они (!) были признаны неуникальными. После этого и началась «охота на ведьм» для возрождения отечественной науки.

Если раньше на антиплагиате проверяли только работы студентов, учащихся на начальных курсах, сегодня все иначе. Мысль о том, что выпускники имеют больший интерес к научным изысканиям, канула в Лету. На суд антиплагиата отправляют все работы, даже если это труды соискателей на кандидатскую степень. Следует относиться к подобным проверкам с максимальной серьезностью — в противном случае это грозит даже потерей места в учебном заведении.

Чего следует избегать при написании введения для курсовой

1. Длинные и сложные предложения. Чтобы текст лучше читался, длинные предложения нужно разбить на емкие и понятные фразы.

Нет Да
Принципиальными изменениями, которые вносятся Положениями (стандартами) бухгалтерского учёта (далее – П(С)БУ) 30 «Биологические активы» в существующую практику учёта в сельском хозяйстве, в частности в учётную практику ООО «Сады Тавриды», является выделение растений и животных, которые являются объектами хозяйственной деятельности, в отдельную учётную категорию – «биологические активы», оценка биологических активов по справедливой стоимости и особенный порядок определения финансовых результатов В Положения (стандарты) бухгалтерского учёта (далее – П(С)БУ) 30 «Биологические активы» были внесены принципиальные изменения. Внесенные коррективы касаются вопроса выделения растений и животных, являющихся объектами хозяйственной деятельности, в отдельную учётную категорию – «биологические активы». Оценка биологических активов должна производиться по справедливой стоимости, а финансовые результаты нужно определять по новым правилам. Данные изменения каснулись всех сельскохозяйственных предприятий, в частности ООО «Сады Тавриды»
Идентичность является многоаспектным понятием со сложной внутренней структурой и неоднозначным содержанием, а на формирование теории идентичности и политической идентичности оказали существенное влияние зарубежные психологи Идентичность является многоаспектным понятием со сложной внутренней структурой и неоднозначным содержанием. Существенное влияние на формирование теории идентичности и политической идентичности, в частности, оказали зарубежные психологи

2. “Вода”. Ведение курсовой работы должно состоять из тезисов “по существу”. Наличие “воды” демонстрирует незнание студентом основ своей работы.

Нет
Да
Горюче-смазочные материалы это очень важный ресурс

Без них невозможно обеспечить постоянство и непрерывность воспроизводства для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования
Горюче-смазочные материалы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования
Ученые всего мира уделяют большое внимание защите планеты от вредных воздействий. Они признают актуальность проблемы переработки изношенных шин
Во всем мире ученые признают актуальность проблемы переработки изношенных шин, что конечно же объясняется обострением экологической обстановки во всех странах где активно используется автомобильный транспорт и год от года растут объемы изношенных шин

3. Личное мнение, оценочные суждения, эмоции. Во введении не должно быть необоснованных и не подтвержденных фактов, критики, личного отношения.

Нет Да
Число машин растет в геометрической прогрессии Число машин растет с каждым годом, сегодня на тысячу жителей нашей страны приходится примерно 230 автомобилей
К счастью анализ последних публикаций по отношению внедрения нового учета сельскохозяйственной деятельности показал, что данная проблема обговаривается научными работниками и практиками почти на всех страницах специализированных изданий Анализ последних публикаций по отношению внедрения нового учета сельскохозяйственной деятельности показал, что данная проблема обговаривается научными работниками и практиками почти на всех страницах специализированных изданий

4. Во введении не должно быть таблиц и иллюстраций

Нет Да

Неправильное введение

Правильное введение

5. Неправильное склонение глаголов и местоимения

Нет Да
Я сделал курсовую работу В курсовой работе будут сделаны …
В курсовой работе я решил следующие задачи: … Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи: …

6. Не должно быть ссылок

7. Текст введения должен быть уникален на 70%

Какие методы следует использовать в курсовой работе

Какая бы задача перед вами не стояла, следует выбирать наиболее подходящие пути ее решения. Не нужно отдавать предпочтение наиболее простым методам в своей работе, лучше повысить свой уровень знаний. Настоящий научный подход не бывает простым.

Однако не стоит использовать все подряд чтобы написать курсовую, особенно если не понимаете в чем же суть данных методов. По этой же причине нельзя указывать те методы в курсовой, которые абсолютно нигде не применялись. Если вы не сможете ответить на вопрос научного руководителя о том, как или где воспользовались именно этими методами, то существенно понизите свои шансы на отличную оценку.

Пример: эксперимент совместно с изучением научной литературы.

Теоретические методы исследования

Теоретические методы чаще всего и являются общими или универсальными средствами исследования. Эти методы помогают систематизировать информацию, которую вы собрали в своей дипломной работе.

  1. Анализ. Самый популярный порядок теоретического исследования. Применим для любой научной работы. Служит для того, чтобы разложить изучаемый материал буквально «по полочкам», подробно изучить все признаки и свойства исследуемого предмета.
  2. Синтез. Тоже весьма популярен. В противоположность анализу, он помогает из разрозненной информации получить общее представление об изучаемом предмете или явлении.
  3. Классификация. Метод, аналогичный анализу, но отличающийся от него тем, что информация не просто разделяется на более мелкие элементы, но и компонуется по определённым общим признакам. Например, классифицировать можно на основе таких признаков, как: хронологические факторы, жанры, архитектурные стили и т.п. Как видим, этот метод ближе к частным.
  4. Обобщение. А этот метод схож с синтезом. Он на основе множества мелких признаков помогает сделать вывод о рассматриваемом предмете. Обычно различают аналитическое обобщение и индуктивное (эмпирическое). Аналитическое обобщение представляет собой некий мыслительный процесс, выражающийся в переходе от одного мнения к другому. Индуктивное обобщение ближе к практическим средствам, так как выражается в переходе от конкретных свойств и характеристик предмета или явления к более общим свойствам.
  5. Моделирование. Для более подробного изучения предмета его помещают в специально созданную модель. Такое моделирование ситуации необходимо для получения результатов, к которым было бы трудно прийти в реальных условиях.
  6. Дедукция. Метод помогает сделать выводы о предмете на основе множества частных признаков.
  7. Индукция. Способ, противоположный дедукции. С помощью индукции мы можем, отталкиваясь от общей картины, перейти к частным моментам исследуемого явления.
  8. Аналогия. Задача этого метода – выявление сходства между предметами или явлениями по некоторым признакам. Зачастую на основе выявления такого сходства делается вывод, что и иные свойства данных предметов могут совпадать. Часто этот метод используется при изучении тех предметов и их свойств, которые нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы).
  9. Конкретизация. Представляет собой довольно детальное изучение предмета или явления в реальных условиях.
  10. Абстрагирование. Порой, чтобы более детально изучить какие-то свойства предмета или явления, нужно абстрагироваться от остальных его свойств. В этом и заключается суть метода. Этот способ считается одним из наиболее важных в работах гуманитарного уклона, поскольку позволяет выявить важные закономерности.
  11. Формализация. Метод, позволяющий наглядно изобразить некоторые моменты исследования. Сущность метода заключается в том, что часть информации о предмете или явлении (например, структура, основные свойства и т.п.) оформляется знаково, в виде формул, таблиц, схем, символов и т.д.

Какие существуют методы

Есть 2 большие категории методов:

  1. Общие. Их можно применять в любой отрасли и науке, при любой теме исследования;
  2. Частные. Они используются в определенной сфере.

Общенаучные методы

Общенаучные используются давно и подходят для любых теоретических разработок и практических экспериментальных проектов. С их помощью вы можете обработать источники информации, документы, данные, полученные эмпирическим путем, статистические сведения.

Рассмотрим несколько универсальных вариантов. Их можно разделить на теоретические и эмпирические.

Теоретические

Метод

В чем заключается

1
Анализ
Объект раскладывают на части, а затем последовательно описывают. Вначале характеризуют частные положения, а затем, опираясь на них, изучают основные принципы

Очень важно детально рассматривать и разбирать факты и явления.
2
Синтез
Здесь важно характеризовать объект исследования путем описания связей и зависимостей каждой из его частей. Главный принцип — обобщение и соединение.
3
Сравнение
Здесь предполагается, что вы будете сопоставлять предметы или явления и искать их сходства и различия.
4
Индукция
Предполагает изучение частных фактов и положений, которые приводят к общей мысли

Чтобы сделать заключение о качестве или признаках какого-то множества, не нужно изучать все множество. Достаточно изучить какую-то показательную их часть.
5
Дедукция
Работает противоположным индукции способом. Есть какая-то общая мысль, и чтобы ее изучить, нужно вывести из нее частные положения.
6
Аналогия
В его основе лежит перенос известных сведений о предмете на пока не изученные предметы.
7
Конкретизация
Объекты рассматриваются и изучаются в реальных условиях существования.
8
Абстрагирование
У каждого объекта есть основные и второстепенные признаки, свойства, качества. Абстрагирование исключает второстепенные, чтобы сконцентрироваться на основных.
9
Моделирование
Явлению или предмету ищут аналог, но обязательно с отличительными признаками оригинала.
10
Классификация
Суть его в том, чтобы распределить предметы и явления по группам. В качестве критерия распределения нужно брать общий признак или отдельный показатель.
11
Системный анализ
Объект или предмет оцениваются как система. Учитываются все факторы, которые на них влияют.

А теперь обратимся к эмпирическим

Метод В чем заключается
1 Формализация Это когда вы передаете структуру или сущность объекта знаками: схемами, формулами и математическими символами.
2 Эксперимент Создаются искусственные условия, в которые помещается объект. В ходе его нахождения в этих условиях фиксируются результаты. Перед началом эксперимента не забудьте составить четкий план.
3 Наблюдение Данные об объекте изучения собираются с помощью различных органов чувств. Чтобы данным можно было доверять, позаботьтесь о выполнении всех необходимых для этого условий.
4 Изучение док-ов Это дополнительный способ узнать больше о предмете, получить ранее неизвестную информацию.
5 Измерение Суть измерения — получение различных цифровых данных, выражающих различные качества объекта исследования.
6 Опрос То же, что интервью и анкетирование. Характерен для гуманитарных дисциплин. Проводится устно или письменно.

Частные методы

Частные — это те методики, которые характерны для отдельной специальности. Обычно они прописываются в методических рекомендациях, учебных пособиях и находятся на кафедре или у научного руководителя. Именно с их помощью получают наиболее качественные данные.

Рассмотрим 3 дисциплины и характерные для каждой из них методы.

Экономика. Исследовать эту дисциплину лучше всего с помощью:

  • анализа (нормативного, позитивного, статического и др.);
  • экономико-математического моделирования;
  • построения экономических гипотез.

Филология. Лучше поддается исследованию при помощи:

  • анализа (мотивного, дистрибутивного, дискурсного и др.);
  • лингвистического эксперимента;
  • дихотомии;
  • контент-анализа;
  • трансформационного синтеза и анализа;
  • лексикографической статистики и др.

Педагогика и психология. Изучается легче, если:

  • изучать результаты творчества учеников;
  • брать интервью, организовывать беседы;
  • создавать включенное наблюдение;
  • организовывать тестирование и анкетирование и др.

Характеристика теоретических методов

Они не предполагают практических действий, лабораторных исследований. Подробнее остановимся на типичных научных подходах, используемых при написании курсового материала.

Абстрагирование базируется на конкретизации качества предмета либо описания явления, анализируемого в рамках научной работы.

Его суть состоит в том, что студент анализирует качество либо свойство предмета и объекта исследования, необходимое для написания работы, не учитывая иные характеристики и свойства.

Абстрагирование – это один из самых востребованных методов в гуманитарной области. С его помощью можно понять важные закономерности в педагогике, психологии, философии.

В качестве примера абстрагирования можно рассмотреть анализ литературы, которую принято делить на разнообразные стили, виды, жанры. Применение данного метода помогает убирать такие характеристики, как печать, издание, жанр, чтобы не уходить от объекта и предмета работы.

В качестве вывода, который делает студент на основе абстрагирования, можно рассматривать определение литературы в виде суммы произведений, которые отражают философские, художественные, иные мнения, возможность показать позицию автора.

Суть понятия

Методы научного исследования — определенный набор инструментов, которыми руководствуется студент для полноценного раскрытия темы работы. Правильный их выбор – залог достижения поставленных целей научного труда.

На какие группы делятся методы исследования курсовой работы?

В науке существует три группы: специальные, общенаучные и универсальные.

  1. Специальные методы не могут быть использованы при решении общенаучных вопросов – они применимы только в конкретных отраслях знаний. К примеру, если мы пишем работу по химии, то во вступлении целесообразно упомянуть методы качественного и спектрального анализа. В курсовой работе по биологии, вероятней всего, будет использован метод биоиндикации, а по физике – метод физического моделирования.
  2. Универсальные методы. Редко применяются в процессе написания курсовых работ, поскольку имеют больше философскую подоплеку, нежели научную. Чаще всего используются в диссертациях.
  3. Общенаучные методы исследования курсовой работы широко распространены в научно-исследовательской деятельности и в других сферах (дедуктивный метод расследования, анализ состояния рынка труда и прочее).

Какие методы относят к общенаучным?

  1. Анализ – выделение из целого объекта отдельных его составляющих (свойств, признаков, функций и т.п.) для получения максимальной информации о нем. По характеристикам можно делать сравнительный анализ. Например, сравнение функций органов государственной власти и местного самоуправления. Или, отличие клинической смерти от биологической по основным признакам.
  2. Синтез – метод, прямо противоположный описанному выше. Предполагает объединение совокупности выделенных ранее характеристик (сторон, отношений) в одно целое. Пример: ссылаясь на признаки правонарушения, совершенного гражданином N, мы можем отнести его деяние к преступлениям средней тяжести.
  3. Классификация – объединение исследуемых объектов или их характеристик в группы по одному или нескольким критериям. Данный метод находит применение практически в каждой курсовой работе. Особенно широко применяется в описательных науках: географии, биологии, геологии. Нередко встречается и в юриспруденции.
  4. Обобщение – отнесение нескольких объектов к одной категории на основании определения схожих свойств и (или) признаков. Яркий пример: категории «семейство», «род», «вид» в биологии.
  5. Аналогия – метод, базирующийся на умозаключениях. Если изучаемые объекты имеют схожесть по одним критериям, то, следовательно, они схожи и по другим. Идеальным примером будет принцип аналогии закона в юриспруденции. Его суть заключается в следующем: если действующим законодательством не предусмотрена статья, которая бы регулировала конкретный спор, то для решения вопроса судом могут быть применены нормы, регулирующие похожие правоотношения.
  6. Моделирование. Изучить объект будет намного проще по его уменьшенной модели, нежели по оригиналу. Метод моделирования применяется для наглядного представления исследуемого объекта. Модель должна соответствовать оригиналу по тем свойствам, которые важны для изучения, но может и отличаться от реального объекта по другим параметрам (к примеру, размерам). Находит применение в работах студентов, которые учатся на инженеров, архитекторов и строителей. В этом случае работа может состоять из теоретической и практической части. Чаще всего практика заключается в создании макетов архитектурных или инженерных сооружений (здания, мосты и т.п.)
  7. Эксперимент. Изучение объекта путем испытания не в реальной среде, а в особых условиях (чаще всего контролируемых). Путем эксперимента можно без серьезных потерь получить важнейшую для исследования информацию. Допустим, нужно проследить химическую реакцию при взаимодействии нескольких реагентов.

Этот перечень можно продолжать еще очень долго: наблюдение, дедукция, индукция, описание, прогнозирование – выбор за вами.

Как правило, в курсовой работе целесообразно использовать не более 4-5-ти методов. Но если вы считаете необходимым указать больше – пишите по факту.

Если вы испытываете трудности с определением методов исследования, которыми руководствовались при написании курсовой работы, помните: эту помощь всегда можно получить у нас!

Материалы по теме:

  • Как написать курсовую работу по психологии самостоятельно?
  • Как грамотно написать введение для курсовой работы?
  • Узнай, как написать курсовую самостоятельно, и стоит ли это делать
  • О чем писать в заключении к курсовой работе?

Практические (эмпирические) методы

Описание

Описание подразумевает документирование всего, что происходит с объектом, для дальнейшего анализа на теоретическом уровне. Оно очень часто применяется в естественных науках.

Именно описанием занимаются биологи, кропотливо наблюдая за жизнью животных и документируя все, что они заметили.

Опрос

Это самый «ходовой» инструмент общественных наук. Нельзя понять социум, не «разговаривая» с ним – поэтому обществоведы проводят опросы и анкетирования, изучая настроения, взгляды, интересы людей.

Наблюдение

Один из фундаментальных методов познания. Наблюдая, можно обнаружить важные характеристики и особенности объекта, собрать информацию для ее обработки на теоретическом уровне.

Легко спутать наблюдение с описанием. Описание — это документирование любой информации об объекте, которая попалась на глаза исследователю. Наблюдение более избирательно – с его помощью собираются только значимые для исследования данные.

То, чем занимается приматолог, записывая особенности поведения мартышек, при этом не упоминая незначимые для исследования внешние особенности приматов, — это однозначно наблюдение.

Эксперимент

В основу эксперимента ложится наглядная демонстрация определенных свойств исследуемого предмета. Его особенность — постоянство и повторяемость результатов – в этом случае итоги эксперимента имеют какой-то смысл.

Всем знакомы эксперименты со школьных уроков химии, когда при смешивании разных веществ происходила реакция. Она согласовывалась с принципами эксперимента, и у всех одноклассников, выполнивших его в одинаковых условиях, результат был схож.

Моделирование

Использование этого метода предполагает копирование «уменьшенной» (в данном смысле – удобной для изучения) копии объекта, обладающего свойствами оригинала. Благодаря этому, можно детальней рассмотреть свойства и характеристики предмета, даже если нет возможности работать с оригиналом из-за его комплексности или масштабов.

Современные физики очень часто моделируют на компьютере процессы, происходящие в далеком космосе, что позволяет им изучать очень сложные космические объекты и явления — например, черные дыры.

Интервью

Использование интервью в качестве метода исследования предполагает проведение личного опроса человека, чьё мнение по исследуемому вопросу имеет значение. Важны непредвзятость интервьюера, а также строгий регламент с заранее заготовленными вопросами и планом.

Этот метод любят историки. Интервью с Михаилом Горбачёвым, Борисом Ельциным и прочими историческими фигурами позволило им многогранно изучить эпоху перестройки.

Измерения и расчеты

Данные методы понимают под собой замеры характеристик изучаемого предмета и последующие численные преобразования с ними.

Измерения и расчеты важны в науках физико-математического цикла. За примерами далеко идти не нужно: линейка – самое распространенное «орудие» для домашних измерений, калькулятор –  для расчетов.

Видео: Средства и методы научного исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector