Вузы, в которых умеют учить: что нужно знать о мониторинге эффективности

Зачем нужен мониторинг?

Развитие и улучшение, поднятие образования на новый, более высокий уровень – основная цель регулярного мониторинга эффективности ВУЗов.

Мониторинговые исследования показывают:

  • качество работы преподавательского состава, а также степень усвоения программного материала студентами;
  • системность, цели и задачи обучения, методы изложения материала. Использование технических средств обучения и контроля знаний существенно упрощают учебный процесс и помогают рационально расходовать время студента и преподавателя, отведенное для учебы;
  • структуру и формы, дающие возможность получать знания в оптимальных условиях. Статистические данные мониторинга отражают количество профильных ВУЗов в каждом регионе, стационарные и заочные формы обучения, а также материальные условия, созданные для самостоятельной учебной и научной деятельности;
  • результативность учебного процесса, которая отображается в данных о трудоустройстве выпускников по специальности.

Мониторинг включает ряд других пунктов оценивания, касающихся контроля и управления учебным процессом. Регулирование бюджетных средств, направляемых на повышение качества высшего образования, также опирается на результаты исследований.

Отметим, что по сравнению с прошлогодними результатами исследований количество ВУЗов, улучшивших результаты по четырем и более показателям, увеличилось в 2,5 раза. То есть, мониторинги доказывают свою эффективность и положительное влияние на повышение качества обучения.

Основные показатели мониторинга по округам

В последнем мониторинге принимали участие ВУЗы всех отраслевых направлений, расположенные в восьми федеральных округах и почти во всех региональных центрах РФ.

Центральный округ

В мониторинге приняло участие 438 организаций высшего образования (в том числе 156 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 49 ВУЗов, в том числе:

  • Ярославский государственный медицинский университет;
  • Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина;
  • Тверской государственный университет;
  • Российский государственный университет туризма и сервиса;
  • Государственный университет по землеустройству.

Северо-Западный округ

В мониторинге приняло участие 152 организаций высшего образования (в том числе 60 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 20 ВУЗов, в том числе:

  • Череповецкий государственный университет;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина;
  • Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта.

Приволжский округ

В мониторинге приняло участие 273 организаций высшего образования (в том числе 155 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 40 ВУЗов, в том числе:

  • Вятский социально-экономический университет;
  • Тольяттинский государственный университет;
  • Самарский государственный экономический университет;
  • Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки;
  • Башкирский государственный университет.

Южный округ

В мониторинге приняло участие 151 организаций высшего образования (в том числе 92 филиала). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 16 ВУЗов, в том числе:

  • Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина;
  • Ростовский государственный экономический университет;
  • Донской государственный технический университет;
  • Армавирский государственный педагогический университет;
  • Волгоградский государственный университет.

Северо-Кавказский округ

В мониторинге приняло участие 95 организаций высшего образования (в том числе 50 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли только 2 ВУЗа, а именно:

  • Северо-Кавказский институт (филиал РАНХиГС);
  • Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.

Уральский округ

В мониторинге приняло участие 112 организаций высшего образования (в том числе 59 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 12 ВУЗов, в том числе:

  • Уральский федеральный университет им. Б.Н.Ельцина;
  • Курганский государственный университет;
  • Тюменский индустриальный университет;
  • Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет;
  • Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

Сибирский округ

В мониторинге приняло участие 165 организаций высшего образования (в том числе 80 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 22 ВУЗа, в том числе:

  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • Сибирский государственный университет геосистем и технологий;
  • Омский государственный технический университет;
  • Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф.Войно-Ясенецкого;
  • Иркутский государственный университет.

Дальневосточный округ

В мониторинге приняло участие 75 организаций высшего образования (в том числе 40 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли только 3 ВУЗа, а именно:

  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Владивостокский филиал Российской таможенной академии;
  • Дальневосточный институт управления (филиал РАНХиГС).

Практически все направления подготовки повысили свою привлекательность для абитуриентов

Это отражает развитие экономики России, ее диверсификацию. Сегодня практически каждый хороший профессионал, в какой бы области он ни работал, может рассчитывать на успешную карьеру и достойное вознаграждение. Постепенно представление об этом распространяется среди населения, формируя спрос сильных абитуриентов на самые разные направления и специальности. С другой стороны, выросло качество образовательных программ, они становятся более привлекательными.

На 32 из 67 укрупненных направлений подготовки зачислено больше половины отличников. Это те направления, которые пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов и их родителей. В прошлом году таких направлений было 28 – на 4 меньше.

11 направлений имеют средний балл 80+: традиционно среди них юриспруденция, востоковедение, реклама и связи с общественностью, лингвистика и экономика. В этом году к ним впервые добавились политология и дизайн.

Еще 21 направление имеет от 70 до 80 баллов. В их числе здравоохранение, информатика и вычислительная техника, математика, физика, нефтегазовое дело. В этом году порог 70+ перешагнули такие направления, как химия, химическая и биотехнология, информатика и вычислительная техника.

Буквально «на пороге», имея 69 баллов, остановились педагогическое образование, авиационная и ракетно-космическая техника, приборостроение и оптотехника, автоматика и управление. В этом году не осталось ни одного направления подготовки, где в целом по стране было бы принято больше половины «троечников». Несколько улучшили свои результаты металлургия и сельское и рыбное хозяйство.

При этом надо отметить, что такие крупные группы направлений подготовки, как сельское и рыбное хозяйство, транспортные средства, технологические машины и оборудование, экология – до сих пор имеют неприемлемо низкий уровень знаний очень большой части студентов, зачисленных на бюджетные места.

Далеко не во всех случаях это объясняется недостаточным спросом на таких специалистов в соответствующем регионе. Ответственность лежит и на вузах, прикладывающих недостаточные усилия к модернизации своих учебных программ, и на учредителях этих вузов.

 Качество бюджетного приема в вузы 2018-2017рейтинг по данным ФИС «Прием» (по состоянию на 14.09.18)

 Качество бюджетного приема в вузы 2018-2017 (включены вузы с приемом на бюджет больше 300 чел.)рейтинг по данным ФИС «Прием» (по состоянию на 14.09.18)

Анализ, адресные рекомендации

Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных  показателей обеспечивает:

  • анализ результатов уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций

  • анализ качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций

  • анализ базовой подготовки обучающихся в образовательной организации

  • анализ подготовки обучающихся высокого уровня в образовательной организации

  • анализ организации получения образования обучающимися с ОВЗ в образовательной организации

  • анализ объективности результатов внешней оценки в образовательной организации

  • анализ условий осуществления образовательной деятельности

  • анализ организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся в образовательной организации

  • анализ формирования резерва управленческих кадров на территории городского округа город Воронеж ласти

  • анализ результатов оценки компетенций руководителей образовательных организаций

Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:

  • педагогам образовательных организаций

  • руководителям образовательных организаций

  • Письмо ВИРО им. Бунакова № 01-12:109 от 03.02.2020 «О направлении аналитических материалов»

Основные показатели эффективности ВУЗов

В исследовании 2017 года приняли участие 769 ВУЗов и 692 филиала образовательных организаций разной формы собственности (государственные, муниципальные и частные).

Эффективность деятельности ВУЗов оценивалась на основании показателей, характеризующих:

  • Образовательную деятельность – средний балл ЕГЭ;
  • Научно-исследовательскую деятельность – объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного сотрудника;
  • Международную деятельность – процентное соотношение иностранных студентов к общей численности обучающихся;
  • Финансово-экономическую деятельность – доходы образовательной организации в расчете на одного сотрудника;
  • Зарплата профессорско-преподавательского состава – процентное соотношение зарплаты сотрудников к средней зарплате по региону;
  • Трудоустройство – процентное соотношение выпускников, трудоустроившихся в следующем после выпуска году, к общей численности выпускников;
  • Дополнительные показатели – доля студентов-спортсменов, доля сотрудников, имеющих государственные награды, доля обучающихся по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т.д.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector