Закон об образовании рф. фундамент обучающей системы государства

Положение СПО в структуре системы образования (СО)

Что предшествует

: Среднее профессиональное — самый нижний уровень профессионального
образования, на который можно ступить, имея на руках аттестат об окончании 9
или 11 классов. В этих двух случаях обучение будет проходить по разным
программам.

Сколько учиться

: Вчерашним девятиклассникам еще предстоит получить те знания, которые дают
их сверстникам в 10-11 классах, только вдвое быстрее. Поэтому ФГОС
предполагает, что четырехлетняя программа для них разрабатывается с учетом
школьных стандартов. Соответственно, выпускники 11 классов учатся на год меньше
– три года вместо четырех.

Куда поступать

: Получить СПО можно в техникумах и колледжах. Редко программы
профессионального (а не начального) образования реализуют в училищах.

Куда дальше

: Имея на руках диплом, выпускник имеет право поступить в вуз и продолжить
учебу по программам бакалавриата или специалитета, в том числе и в ускоренном
формате. Но стоит заранее выяснить, практикует ли интересующий вуз перезачет
дисциплин. Допускается выпускник и к прохождению курсов повышения квалификации
и профессиональной переподготовки.

Где есть место для учебы

Обеспеченность местами в широком смысле — это возможность получить высшее образование для всех, кто хочет и у кого есть необходимый уровень подготовки. Такая перспектива есть лишь у трети молодежи 17-25 лет. Но это средний показатель по стране, в регионах же есть свои особенности.

На карте 1 обозначено соотношение мест в вузах к числу населения в возрасте от 17 до 25 лет. Лучше всего ситуация обстоит в Курской области (49,6%), Москве и Московской области (49,2%), Томской области (46,4%). В половине регионов охват меньше 28%. Самый низкий показатель в Ненецком автономном округе (0%) — там нет вузов. Отстают также Дагестан, Республика Алтай, Чечня, Ингушетия, Тыва и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Карта 1. Обеспеченность местами в вузах регионов

Исследователи также проанализировали вероятность попасть в сильный вуз. К таким университетам ученые отнесли те, где средний балл ЕГЭ выше 70.

На карте 2 можно найти долю студентов-первокурсников, которые учатся в сильных вузах. Больше всего их в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (64,7% от всех первокурсников), Томской (56,9%) и Свердловской (47,2%) областях, Москве и Московской области (38,1%). В 29 регионах нет вузов, где средний балл ЕГЭ абитуриентов превышает 70.

Карта 2. Качество образования в вузах регионов

Законодательство и основные формы обучения

Право на образование стало базовым совсем недавно – еще в 19 столетии к системе образования ни государство, ни интеллектуалы не относились так основательно, как сейчас. Но модерный период истории и геополитические изменения начала 20 века поменяли социокультурную картину мира, в которой образованию была отведена отдельная и важная роль в формировании общества, социализации личности и экономическом развитии государства.

Согласно Федеральному закону  , каждому человеку гарантируется право на образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, который формирует систему знаний о реальном мире, помогает усваивать необходимые навыки и умения для профессионального и карьерного роста, а также развивает творческие способности, предает ценностные и культурные нормы поведения, воспитывает правовое самосознание и ответственность.

На основании формирования образовательного процесса государством предусмотрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и среднего общего образования. Также государством предусмотрено на основе конкурсной системы предоставить бесплатное первое высшее образование. При этом в Конституции РФ указано, что получение основного общего образования является обязательным для всех.

Кроме регулирования порядка получения общего образования, законом предусмотрено право на профессиональное и дополнительное образование.

Этот Закон об образовании реализует конституционное право каждого гражданина (статья 43) на получение образования и регулирует процесс реализации обучения всеми образовательными организациями, которые осуществляют процесс просвещения, как государственными, так и частными.

Несмотря на неизменность конституционных норм, система образования в РФ модернизируется соответственно с потребностями времени, что предусматривает развитие других форм обучения помимо школьной и университетской систем образования. Сюда относятся разнообразные курсы, семинары, вебинары и программы, которые своевременно получили государственную лицензию.

Таким образом, в зависимости от потребностей и возможностей каждой личности, согласно закону, образовательные программы можно освоить несколькими способами в зависимости от формы:

  • очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная формы обучения;
  • семейное обучение;
  • экстернат (форма обучения, которая позволяет учиться самостоятельно, сдавать государственные экзамены);
  • дистанционное и электронное обучение;
  • сетевое обучение;
  • сочетание разных форм обучения.

Все эти формы обучения должны соответствовать единому федеральному государственному стандарту и требованиям. Каждая из этих форм обучения дает право прохождения итоговой аттестации и сдачи экзаменов

Однако, помимо такого многообразия форм, образование имеет еще и разные форматы, о которых тоже важно знать

Процедура перевода из одной образовательной организации в другую

Вопрос — ответ

Согласно п. 2 ст. 61 Закона об образовании образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. При этом в законе не содержится закрытого перечня случаев, в которых это может быть сделано по инициативе обучающегося или его родителей (законных представителей). В качестве примера в этом же пункте указано, что образовательные отношения прекращаются досрочно «в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность».

Следовательно, обучающийся, его родители (законные представители) вправе самостоятельно решить, на каком основании происходит прекращение образовательных отношений.

Обращаем внимание, что в случае перевода из одной образовательной организации в другую действует особая процедура, закрепленная в приказе Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» (далее — Порядок)

В соответствии с п. 6 Порядка в заявлении совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода в принимающую организацию указываются:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;
б) дата рождения;
в) класс и профиль обучения (при наличии);
г) наименование принимающей организации. В случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации.

Нужно ли в России высшее образование?

Требуется ли высшее образование в нашей стране в настоящее время? На этот счёт есть разные мнения. Всем хорошо известно, что существует немало рабочих мест, для получения которых не нужно иметь высшее образование. Однако есть и такие области, где оно либо необходимо, либо даёт серьёзное преимущество. Некоторые даже стремятся получить второе образование, чтобы иметь больше шансов получить подходящую работу. Впрочем, вопрос о том, нужно ли второе образование в современном мире, тоже является достаточно спорным.

Чаще всего при устройстве на работу наличие высшего образования вовсе не окажется главным критерием. Однако оно всё же будет говорить в пользу человека. И ему не придётся объяснять, почему он не получил его.

Мнение против

Всё, что студенты изучают в ВУЗах, обычно оказывается попросту не нужно им. И это верно. Несомненно, основная масса полученных знаний никогда не пригодится человеку в его трудовой деятельности. Это касается и школьного обучения в выпускных классах. Мало кому потребуются знания логарифмической таблицы, сложных химических формул и др. Не нужны основной массе людей также знания множества разных языков, ведь сейчас существуют онлайн переводчики, которыми все, кому потребуется, смогут воспользоваться в любое время.

Мнение за

Очень часто на высокооплачиваемые и престижные рабочие места принимаются только соискатели с высшим образованием. Кроме того, для этого требуется определённый опыт, профессиональные навыки, а также работодатели непременно оценивают личное обаяние человека и его способность располагать к себе. Также очень важен будет культурный уровень человека, его умение держаться, вести беседу и др. В этом случае речь идёт о таких местах, которые пользуются большим спросом и на них идёт немалый конкурс. Но при этом высшее образование будет обязательным.

Мнение против

Конечно, есть подобные вакансии. Однако их очень немного. Вполне можно найти себе рабочее место и без высшего образования. Для этого потребуется трудолюбие, активность, желание работать и получать профессиональные навыки к конкретной области. А для этого высшее образование не потребуется. Хорошим примером в этом случае будет то, что больше половины богатейших людей мира высшего образования не имеют. И они никогда не считали, что высшее образование помогло им нажить их огромные состояния. Для этого им требовались совсем другие навыки, знания, умения и действия, а вовсе не те, которые изучались ими в ВУЗах. А полученные в процессе обучения знания для этого им совсем никак не пригодились.

Получение высшего образования также предполагает немалые затраты. Это, конечно, касается в первую очередь платного (коммерческого) обучения. Но даже обучение на бюджетной основе требует расходов. Ведь во время учёбы студенты не могут работать полноценно (если, конечно, речь идёт не о заочной форме обучения), а только подрабатывать, если найдут такую возможность. А за время учёбы в ВУЗе, которое продолжается не менее 4 – 5 лет, можно было работать и нарабатывать опыт. А опытный специалист с хорошими навыками ценится многими работодателями гораздо выше, чем неопытный соискатель с высшим образованием.

Мнение за

Вполне может случиться так, что полученные знания и навыки окажутся очень полезными и даже необходимыми. К примеру, очень часто хорошее знание русского языка и высокая грамотность, знание литературы, а также знание английского языка будут незаменимы при изучении языков программирования. Ведь документация при этом вся именно на английском. И онлайн переводчик для этого не особо поможет. Потребуется именно знающий специалист, чтобы перевести тексты и придать им удобоваримый вид. А для этого непременно нужен большой словарный запас, грамотная и развитая речь. Именно это и можно получить при обучении в ВУЗах, особенно гуманитарных. Разумеется, специалист с высшим образованием, с определённым багажом знаний гораздо лучше справится с подобными задачами. И Таких примеров можно привести огромное множество.

Заключение

В этом материале были изложены разные точки зрения на вопрос о том, нужно в России в наши дни высшее образование для получения престижной и высокооплачиваемой работы, или нет. Рассказано о том, какие оно может дать преимущества, и стоит ли тратить на него время и усилия. При этом ставилась лишь задача для размышления. Каждый человек сам решает, требуется ли ему лично высшее образование, или не требуется.

Три уровня образования, характеристика

Современное высшее образование в РФ подразделяется на:

  • бакалавриат;
  • специалитет / магистратуру;
  • подготовку кадров высшей специализации.

Бакалавр

Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:

  • одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
  • выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам. 

Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:

  • специалиста;
  • магистра. 

Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.

Магистр

Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.

Специалист

Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной  специализации. 

Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:

  • 5 лет для очной формы обучения;
  • 6 лет для заочной. 

По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны. 

Высшее образование в России — краткая формулировка

Высшее образование в нашей стране — это следующий уровень образования после средне-специального. Система высшего образования в РФ строится по международным признакам и состоит из 3-х уровней:

  • бакалавриата;
  • специалитета и магистратуры;
  • подготовки высших квалифицированных кадров.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить одно высшее образование бесплатно, при условии наличия бюджетных мест в учебном заведении и успешном прохождении конкурса или экзаменов при поступлении. Обучение в вузах нашей страны может осуществляться как на бюджетной, так и на коммерческой основе.

Основная цель

Целями высшего образования является:

  1. Подготовка высококвалифицированных работников во все сферы профессионально-общественной деятельности в государстве.
  2. Удовлетворение потребности человека в интеллектуальном и культурном развитии.
  3. Реализация права гражданина на приобретение профессиональной квалификации.

Признаки высшего образования

Высшему образованию в России присущи все признаки образования в развитых странах в XXI веке:

  1. Демократизация. Образовательная система общедоступна для всех граждан, позволяет получать образование непрерывно.
  2. Диверсификация. Образование имеет многовариантную форму по содержанию, методам, форме и срокам обучения.
  3. Интернационализация. Образовательная система предполагает обмен преподавателями и студентами, интернациональное признание дипломов об образовании.

Куда нужен диплом

Система высшего образования в России: «корочки» и одновременно знания необходимы для работников таких профессиональных направлений, как медицина, инженерия, геология и т.д. Вы представляете врача без образования? Врача-самоучку? Конечно, не все врачи с дипломами вызывают доверие, но у кого вызовет доверие врач без диплома? И тем более: чего он достигнет?

В «пишущей» журналистике, например, процентов 30%, иногда меньше для достижения цели играют роль специфические знания русского языка. Остальные 70% — это талант, удача, интуиция… И надо понимать, что однажды выбор может встать между принципами в плохом смысле слова и высокими целями (если они есть).

Из тех, кто закончил филологический факультет довольно престижного вуза, с кем мне доводилось общаться — с курса всего несколько человек работали по специальности, остальные — в банке (главное условие во и личные качества), в торговле, в библиотеке, сидели в вечном декрете и прочее.

Да, и к слову о том, что нормальной работы днем с огнем не сыщешь… Отчасти это так, но есть и другой момент: плохо искали. Как-то я обратилась к редактору крупного издания с предложением написать кое-что на своих условиях… Я была почти уверена, что там полно своих работников, все места заняты, и мои инициативы не будут особо востребованы, однако рискнула. На удивление — меня одобрили, с комментариями, что все думают, что все занято, и даже боятся постучаться, и иногда выигрыш достается тем, кто все-таки пытается.

Но есть много фирм, где действительно все занято.

Только не стоит оправдывать свою «харизму» тем, что человек умелец, знает какое образование является обязательным, школу закончил, но просто без диплома, если он подметает улицы… Лень один из грехов, кстати. Трудолюбие, упорство, целеустремленность, ответственность и другие положительные качества — важны как в случае самообразования, так и в случае получения профессии в вузе.

Люди отвечают на вопрос «Нужно ли высшее образование?»:

Уровень подготовки кадров высшей специализации, характеристика

Подготовка кадров высшей специализации предполагает обучение:

  • в аспирантуре;
  • адьюнктуре;
  • ординатуре;
  • ассистентуре-стажировке.

Аспирантура

Аспирантура — это третий уровень высшего образования в России. Целью обучения в аспирантуре является подготовка к получению ученой степени кандидата наук. Кандидаты наук в последующем могут получить степень доктора наук, защитив докторскую диссертацию.

Обучение в аспирантуре включает в себя:

  • образовательную часть;
  • педагогическую деятельность;
  • научно-исследовательскую работу;
  • практику.

Ученая степень присваивается аспиранту после сдачи специальных экзаменов и защиты диссертации. Также выпускник аспирантуры получает диплом о квалификации «Преподаватель-исследователь». 

Поступить в аспирантуру на бюджетной основе могут только выпускники с дипломом «специалиста». Аспиранты получают отсрочку от военной службы. Длительность обучения в аспирантуре составляет 3 года по очной форме и 4 года по заочной. 

Адьюнктура

Адъюнктура — это аналог аспирантуры в военных вузах, который подразумевает подготовку научно-педагогических кадров в военных учреждениях и МВД. Окончившие адъюнктуру и успешно защитившие диссертацию получают степень кандидата наук.

Ординатура

Это завершающий этап подготовки по направлениям в области медицины и фармацевтики. Поступить в ординатуру могут обладатели высшего медицинского образования. Обучение рассчитано на 2 года и включает в себя углубленное изучение теории медицинских наук и практики в медицинских учреждениях. Ординатура направлена на приобретение студентами необходимых профессиональных навыков. По окончании ординатуры сдается специальный экзамен. Выпускники получают диплом об окончании ординатуры и квалификацию специалиста, который имеет право работать в медицинских учреждениях.

Ассистентура-стажировка

Это завершающая стадия подготовки работников в области искусств. По программе ассистентуры-стажировки могут обучаться как выпускники специалитета, так и магистры в данной области. Срок обучения обычно не превышает 2-х лет и состоит из работы студента над своим индивидуальным учебным планом под контролем научного сотрудника учебного заведения. В качестве выпускной работы в зависимости от специализации может быть представлены:

  • выступление;
  • концерт; 
  • показ мод; 
  • выставка; 
  • фильм. 

По завершении обучения по программе ассистентуры-стажировки выдается диплом с присвоением квалификации «Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы», который дает право как исполнительской, так и преподавательской деятельности.

Сколько стоят знания

В понятие финансовой доступности входит не только стоимость обучения, но и траты на жилье и расходы на проживание. Ещё исследователи учитывали шансы получить место в общежитии. Ведь если затраты слишком велики, то потенциальный студент может выбрать работу вместо учебы или переехать в другой регион.

Лучше всего ситуация оказалась в Санкт-Петербурге: там большое количество бюджетных мест, высокий уровень доходов, приемлемая стоимость обучения, есть места в общежитиях. Следом идут Амурская и Вологодская области. Сложнее всего ситуация с финансовой доступностью высшего образования в Дагестане, Ингушетии и Чечне.

Карта 3. Финансовая доступность высшего образования в регионах

Хотя если рассматривать только расходы на образование, то Ингушетия и Чечня попадают в ряд самых доступных, наряду с Алтаем, Адыгеей и Тывой. В свою очередь самое дорогое образование в Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, на Камчатке, в Тюменской и Нижегородской областях.

Что дает высшее образование

Окончив вуз, вы получите:

  • Профессию. Прежде всего вы получите знания по специальности, что позволит работать в определенной сфере. Если вы выберете востребованную профессию на рынке труда, то никогда не останетесь без работы.
  • Преимущество при трудоустройстве. Большинство работодателей отдает предпочтение специалистам с высшим образованием. Ведь наличие диплома подтверждает, что вы обладаете как минимум базовыми знаниями и начальными навыками в профессии, имеете высокий интеллект и достаточный уровень культуры.
  • Перспективу карьерного роста. Особенно это касается государственных организаций. На более высокие должности можно рассчитывать только при наличии высшего образования.
  • Глубокие знания в определенной сфере. Даже если вы не будете работать по специальности, полученные знания могут пригодиться и в другой сфере. Например, окончив юридический факультет, вы сможете легко ориентироваться в законах. С экономическими специальностями, вы приобретаете финансовую грамотность, что пригодится в любой сфере жизни.
  • Возможность открыть свое дело. Да, чтобы стать предпринимателем, не обязательно иметь высшее образование. Но все же специальные знания могут открыть перед вами новые возможности. Например, если вы получили профессию стоматолога – сможете открыть свой частный кабинет. Став юристом, сможете оказывать индивидуальные консультации и т. д.

Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:

  • Быстро находить и обрабатывать большое количество информации. Во время обучения вам придется изучить много профильных дисциплин, вы будете писать курсовые, рефераты, контрольные. Одних учебников здесь будет недостаточно. Вы научитесь быстро находить нужную информацию, что пригодится в любой сфере жизни.
  • Самостоятельно обучаться. Здесь не будут все «разжевывать», как в школе, а укажут лишь нужное направление. Способность к самообразованию нужна в любой профессии.
  • Общаться и договариваться с разными людьми. В вузе вы получите первые серьезные коммуникативные навыки. Вас ждет новое и непривычное для вас окружение. Вам придется научиться находить общий язык с преподавателями и однокурсниками, работать в команде.
  • Работать с компьютерными программами. C какими именно, все зависит от специальности, как минимум это – Word и Excel. В век компьютерных технологий этот навык особенно полезен.
  • Самостоятельности и ответственности. Вуз – это первый шаг во взрослую жизнь. Здесь никто больше не будет водить вас за ручку и решать ваши проблемы. Вы научитесь сами принимать решения, нести за них ответственность. Особенно хорошую школу выживания пройдете, если поступите в другой город. Здесь помимо учебы вас будут ждать бытовые проблемы.
  • Планировать и организовывать свое время. В вузе вас ждет жизнь по графику, близкому к рабочему. Чтобы все успевать, придется научиться правильно планировать свое время и распределять задачи по их приоритетности. Такой навык точно пригодится в повседневной жизни.

Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».

Профессии, для которых достаточно СПО

В колледжах представлен широкий выбор направлений, которые востребованы на рынке труда. В основном это рабочие специальности и из сферы услуг. В отличие от вузов, обучение в колледже больше направлено на получение практических навыков. Как правило, после окончания можно сразу приступить к работе. Работодатели охотно принимают таких специалистов. Вот наиболее востребованные профессии:

  • автомеханик;
  • повар;
  • кондитер;
  • парикмахер;
  • педагог начальных классов;
  • системный администратор;
  • строитель;
  • медсестра;
  • косметолог;
  • дизайнер;
  • специалист по гостеприимству.

В этих сферах есть куда расти. Все зависит от того, как вы себя проявите. Подробнее о поступлении в колледж читайте в статье: «Все о поступлении в колледж после 11-го класса».

После колледжа вы сможете сразу приступить к работе

Какие степени бывают

Если взглянуть на дипломы
бакалавров и магистров, можно заметить, что их формулировки отличаются от тех,
что обнаруживаются у специалистов. Последним присуждалась

квалификация

XXX по

специальности

YYY.

Студентам, попавшим в
двухуровневую систему, присуждают

квалификацию
(степень)

бакалавра или магистра по

направлению подготовки

ZZZ.

С квалификацией все
относительно понятно. Выпускник получает право заниматься профессиональной
деятельностью. Слово «степень» же нередко вводит в заблуждение.

Происходит это из-за
того, что Россия еще не полностью следует Болонским рекомендациям. В Европе и
США «бакалавр» и «магистр» — это ученые степени, в РФ же — всего лишь
академические. Проще говоря, в российской практике она означает лишь окончание
соответствующего цикла обучения, а не приобщение к миру науки. Даже несмотря на
то, что магистры тоже пишут диссертации.

Для наглядности представим
иерархии степеней и сопоставим их.

Европа
и США

Россия

Доктор наук
Ph.D. (дословно — доктор
философии, по сути — доктор наук)
Кандидат наук
M.S. (дословно — магистр
наук)
B.S. (дословно — бакалавр
наук)

Таким образом, где в
России наука только начинается, в странах Болонской декларации она уже
достигает потолка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector