Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2019/20 учебный год по профилям

Юрий Андреев: Московские школьники располагают огромными возможностями для подготовки к Всеросу

Победитель Всероссийской олимпиады школьников по химии 2014 года

Мне 22 года, я студент пятого курса факультета фундаментальной медицины МГУ, работаю медбратом на Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова. Подавая документы в МГУ, я использовал льготу победителя Всероссийской олимпиады школьников, которая позволяет поступить в профильные вузы без экзаменов.

Всероссийской олимпиадой школьников по химии я заинтересовался в девятом классе. А изучал этот предмет с седьмого класса, а не с восьмого, как обычно бывает в школах. И с того же времени участвовал в городской олимпиаде по химии. В девятом классе я в первый раз поехал на Всерос по химии — тогда олимпиада проходила в Магнитогорске. В тот раз стал призером, а в 10-м и 11-м классах — уже победителем всероссийской олимпиады.

В последний год обучения в школе я уже точно знал, что пойду в медицинский вуз, но очень увлекся олимпиадами — съездил еще и на Международную олимпиаду по химии, представил там сборную России. И тоже выиграл золотую медаль. Так получилось, что я один из немногих медалистов Международной олимпиады по химии, который не пошел в химический вуз.

Медицинское обучение в России — это шесть лет учебы в вузе и несколько лет ординатуры (для того, чтобы иметь какую-то определенную специализацию). В этом плане я рассматриваю несколько вариантов: буду или врачом-эндокринологом, или бариатрическим хирургом. Бариатрия — довольно перспективная отрасль: это раздел хирургии, занимающийся лечением ожирения. Я считаю, что именно ожирение — главная проблема XXI века. И проще сделать пациенту операцию, которая снизит его вес на 50 процентов, чем лечить его от множества заболеваний, появившихся из-за ожирения, через несколько лет.

После четвертого курса я сдал экзамен на сертификат медсестры и уже семь месяцев работаю на скорой помощи. Еще я чуть-чуть занимался репетиторством и являюсь одним из тренеров сборной команды Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников. Активно заниматься подготовкой будущих участников химических олимпиад я начал после третьего курса. В процессе подготовки стараюсь максимально расширять кругозор детей — я хорошо помню, что у меня в свое время были с этим проблемы. Мне была интересна только химия с биологией. Например, на первых курсах университета из-за этого даже были некоторые проблемы.

Очень заметно, насколько сильной стала подготовка к всероссийской олимпиаде сборной Москвы. В этом году я посмотрел список победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по химии, и среди первых десяти финалистов, ребят с самым высоким рейтингом в 11-м классе, было только два школьника не из Москвы. Это, конечно, говорит об очень многом.

Когда я учился, было достаточно серьезное противостояние между Москвой, Татарстаном и Санкт-Петербургом. А сейчас московская команда проявила себя значительно лучше. Мне кажется, это связано с тем, что на подготовку выделяют гораздо больше средств. В мои школьные годы таких занятий было намного меньше. И качество подготовки тоже однозначно улучшилось.

Сейчас школьники, которые едут на Всерос, могут посещать очень много разных курсов: у нас есть и подготовка после олимпиады с расчетом на будущий год, и выездные сборы в санатории, и сборы для тех, кто в прошлом году немного не добрал баллов для участия в олимпиаде, чтобы на следующий год они все-таки прошли. Это очень здорово. Есть даже особый подход: дети с самыми сильными знаниями ходят на одни занятия, а те, кто только начинает готовиться ко Всеросу, — на другие.

Для успешной подготовки к олимпиаде ребята должны очень четко осознавать, что конкретно нужно учить. Поэтому участникам олимпиады очень полезно взаимодействовать: призеры делятся с остальными своими знаниями и более или менее всех подтягивают. И конечно, тренеры, которые раньше были призерами и победителями Всероса, тоже стараются рассказывать, что именно учить, как учить, по каким книжкам. Если бы дети из регионов могли регулярно получать такого рода информацию, то, наверное, и их результаты были бы лучше.

Что собой представляют студенческие олимпиады

Олимпиады для студентов СПО и ВПО – это соревнования, участники которого выполняют определенные задания, обычно не только теоретические, но и практические.

Обычно предложенные задачи требуют от студентов проявить уже имеющиеся профессиональные навыки, творческую жилку, умение пользоваться современными технологиями и владение профессиональной лексикой

Важно, что для успешного выступления на олимпиаде студенту недостаточно изучить учебную литературу: требуется развить культурный кругозор, предметные навыки, ознакомиться с работами экспертами в сфере, по которой проводится олимпиада

Согласно закону «Об образовании», олимпиады направлены на «выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной деятельности, пропаганду научных знаний».

РСОШ

Российский совет олимпиад школьников (РСОШ), образованный в 2006 году, является механизмом олимпиадного движения наряду с Всероссийской олимпиадой школьников (миролимпиад. рф).

Председателем РСОШ является Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, академик Виктор Антонович Садовничий. РСОШ формирует Перечень олимпиад школьников на текущий учебный год, а также осуществляет контроль и надзор качества олимпиад школьников, включенных в Перечень.

Принципы деятельности организации:

  1. государственно – общественное партнерство
  2. межвузовское взаимодействие 
  3. доступность (участие , участие вне зависимости территории проживания) 

Что необходимо знать участникам олимпиады?

  1. Олимпиады проводятся в два этапа: 
    • предварительный (заочный), 
    • заключительный (очный). 

Дипломы олимпиады присуждаются победителям и призерам ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО этапа. (скачать диплом)

Действие ЛЬГОТ при поступлении в ВУЗ ПО ДИПЛОМУ заключительного этапа олимпиады из перечня РСОШ увеличен до четырех лет (Закон об образовании, статья 71, часть 12, поправки от 24.07.2015)

Победители и призеры учащиеся 8-х, 9-х, 10-х классов в следующем году могут не участвовать в предварительном (заочном) этапе. Но в заключительном этапе участвовать нужно!

Каждая олимпиада из перечня РСОШ имеет свой уровень от 1 до 3. Первый уровень самый высокий. Победителям и призерам олимпиад 1 уровня присуждаются наибольшие льготы при поступлении. Уровни олимпиад утверждаются ежегодно.
Льготы определяются ВУЗами к 1 июня. КАКИЕ ЛЬГОТЫ ДАЕТ ОЛИМПИАДА РЕШАЕТ НЕ ОРГКОМИТЕТ ОЛИМПИАДЫ, а ВУЗ/факультет/приемная комиссия! 

Льготы могут быть различные:

  • поступление без экзаменов, 
  • 100 баллов по дополнительному вступительному испытанию, 
  • 100 баллов по профильному для ВУЗа ЕГЭ. А иногда льгот может не быть вообще, если так решит ВУЗ! 

При поступлении в ВУЗ учитываются дипломы заключительного этапа олимпиады не только за выпускной класс, но и за предыдущие классы (10-11) в качестве портфолио индивидуальных достижений (10 баллов дополнительно к результатам ЕГЭ).
Льгота присуждается не за какую-то конкретную олимпиаду, а за олимпиаду по ПРЕДМЕТУ и УРОВНЮ. Важно смотреть не на название олимпиады, а на то, какому предмету (профилю) она соответствует! 

Например, для какого-то ВУЗа (или факультета) профилирующий предмет — математика. Он решил давать льготу «поступление без экзаменов» олимпиадам по предмету математика 1 уровня, а олимпиадам 2 и 3 уровня только «100 баллов за ЕГЭ по математике»

Это означает, что такие льготы он будет давать ВСЕМ олимпиадам по предмету математика, которые есть в перечне олимпиад и не важно, кто проводит эту олимпиаду и где она проходит. 

С 2015-16 учебного года необходимо подтверждение призового олимпиадного места не менее чем 75 баллами ЕГЭ по данному предмету. 

Примерная циклограмма олимпиад РСОШ:

Утверждение Перечня олимпиад на текущий год октябрь текущего года
Предварительный этап олимпиад I полугодие (декабрь)
Заключительный этап олимпиад II полугодие (март)
Утверждение уровней олимпиад май текущего года
Определение льгот вузами июнь текущего года
  • Статистика участий лицеистов в олимпиадах РСОШ
  • Результаты отборочного этапа
  • Результаты заключительного этапа

Действующие документы (сайт РСОШ)

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Порядок проведения олимпиад школьников (Приказ Минобрнауки РФ №267 от 04.04.2014)
  • О внесении изменений в Порядок проведения олимпиад школьников (Приказ Минобрнауки РФ №1563 от 10.12.2014)
  • Приказ МОН РФ №901 от 28.08.2015 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2015/16 учебный год» Состав Российского совета олимпиад школьников (Приказ Минобрнауки РФ №405 от 23.04.2014)
  • Порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 2015/16 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №839от 28.07.2014)

Существует ли идеальное решение?

Некоторые СМИ неуклюже пытаются оправдать решение Минпросвещения, напоминая, что контрольные цифры приема на бюджетные места в вузы на 2019/20 учебный год более чем на 33 тысячи мест превышают прошлогодние показатели, поэтому, дескать, решения, связанные с утверждением призеров олимпиады, не должны сказаться на доступности бюджетных мест в системе высшего образования. Увы, это не так. Эти десятки тысяч бюджетных мест не имеют никакого отношения к востребованным у олимпиадников специальностям и направлениям в ведущих вузах страны.

Возможно, идеального решения по заключительным этапам ВсОШ этого года не существует в принципе. 17 марта Минпросвещения направило в регионы письмо, в котором содержалась просьба «обеспечить условия для проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников на территории каждого субъекта РФ для участников заключительного этапа олимпиады, проживающих на соответствующей территории», а ровно через месяц после этого было принято решение об отмене финала.

Заметим, что в эти дни в онлайн-формате проходит IX Европейская девичья математическая олимпиада, в которой принимают участие школьницы из 52 стран мира, в том числе из России. Готово ли Минпросвещения организационно и технически к такому варианту? По всей видимости, нет.

В сообществах олимпиадников, которые в первую очередь заинтересованы в разумных решениях, обсуждалось одно из предложений: осуществить ранжирование выпускников по результатам регионального этапа и присудить дипломы только 45% лучших. Предложение спорное, поскольку по опыту прошлых лет хорошо известно, что далеко не все олимпиадники, получающие на региональном этапе высокие баллы, столь же успешно выступают на заключительном. Многие едут на финал в качестве туристов.

Заслуживает внимания такое предложение: если победители и призеры олимпиад на той или иной программе (направлении, специальности) займут свыше 75% бюджетных мест, разрешить вузам зачислять на дополнительные бюджетные места (но в сумме не более чем на 25%) абитуриентов, поступающих по конкурсу баллов ЕГЭ.

Как бы то ни было, решение об отмене заключительного этапа ВсОШ и присуждении дипломов Министерство просвещения должно было принимать не в одиночку, а коллегиально, с обязательным привлечением Минобрнауки и Российского союза ректоров. 

Перечневые олимпиады

Это может быть интересно


LogicLike: развитие логики для тех, кому 5+

Впрочем, Всероссийская олимпиада школьников — это практически удел избранных, поэтому имеет смысл сделать акцент на втором типе олимпиад. Перечневые олимпиады — это олимпиады от различных вузов, которые имеют сразу несколько преимуществ перед уже упомянутой Всероссийской олимпиадой.

Во-первых, их куда больше. При поступлении по ЕГЭ или по Всероссийской олимпиаде в вуз у вас есть всего лишь одна попытка, в то время как с перечневыми олимпиадами в 2016/2017 учебном году у вас есть сразу 88 попыток.

Во-вторых, перечневые олимпиады значительно проще. Например, по математике есть олимпиады ОММО или Физтех, к которым, имея уровень неплохой физматшколы, можно подготовиться за пару недель на диплом призёра, просто досконально изучив задания прошлых лет. Впрочем, имеются и сложные олимпиады вроде Московской олимпиады школьников, к которым нужно готовиться не менее основательно, чем к Всероссийской олимпиаде.

Важные моменты — уровень олимпиады и степень диплома.

Все олимпиады делятся на три уровня. Так же дело обстоит со степенями дипломов: I уровень (победитель) и II/III (призёр). Впрочем, на некоторых олимпиадах (например, в СПБГУ) оставляют только две степени дипломов.

Если вы стали призёром или победителем перечневой олимпиады, и у вас есть льготы при поступлении, вы имеете право воспользоваться льготой «максимальный балл по ЕГЭ» в пяти вузах по трём направлениям — то есть 15 раз.

Однако использовать БВИ (льготу «без вступительных испытаний») можно лишь в одном вузе и по одному направлению, причём сразу отдавая оригинал аттестата. Интересно, что если у вас есть дипломы сразу по нескольким предметам, то вам могут зачесть максимальный балл по ЕГЭ сразу по всем направлениям, по которым вы заняли призовые места на олимпиадах.

Ключевым отличием перечневых олимпиад от Всероссийской олимпиады школьников является то, что льгота по перечневой олимпиаде действует всего год против четырёх лет у Всеросса. Помимо этого, диплом перечневой олимпиады необходимо подтвердить результатом ЕГЭ. Как правило, это означает, что нужно набрать не менее 65–75 баллов, хотя некоторые вузы поднимают планку и до 80 баллов.

Льготы, которые даются за определённые уровни олимпиад и степени дипломов, назначает сам вуз.

Такие списки должны публиковаться до 1 июня, хотя можно свободно ориентироваться на списки прошлых лет, так как меняются они довольно редко. В качестве примера можно привести список льгот ВШЭ для олимпиадников 2015 года.

Последним критическим уточнением является то, что если вы получили диплом по русскому языку или по математике, который даёт вам БВИ, то сдавать третий предмет не требуется.

Что дают олимпиады для студентов СПО и ВПО

Нюансы зависят от специфики олимпиады и от вуза, который ее проводит. В большинстве случаев призы и бонусы, которые может получить призер или победитель, указываются на странице проводящего олимпиаду вуза или сайтах олимпиад.

Вот список возможных бонусов победителям студенческих олимпиад:

  1. Зачет «автоматом» по сдаваемой дисциплине.
  2. Льготы при зачислении в магистратуру по профилю олимпиады.
  3. Денежные премии.
  4. Возможность посещать школы, научные центры и пройти практику в крупной компании. Часто соорганизаторами олимпиад становятся компании-лидеры отрасли, по которой проводятся состязания.
  5. Благодарственные письма, дипломы, памятные подарки, медали.

Есть дополнительные, пусть и менее очевидные, бонусы:

  1. Шанс подтянуть, отфильтровать свои знания и применить их на практике, а также проверить свои навыки и умения на соответствие требованиям работодателей.
  2. Полезное общение с единомышленниками и будущими коллегами.
  3. Повышение личного статуса в глазах других студентов и педагогического коллектива.
  4. Знакомство с учеными и работниками выбранной сферы.
  5. Возможность для путешествий (многие олимпиады устраивают в вузах крупных городов).

Вуз, от которого выдвигался победитель, укрепляет свой статус на федеральном или международном уровне и увеличивает свои шансы на привлечение инвестиций, а для работодателей олимпиада – инструмент поиска одаренных студентов.

Естественные науки

Наименование олимпиады

№ в перечне

Предмет или специальность

Уровень

11

биология, экология, химия

3

34

компьютерные и информационные науки, биологические науки, архитектура, техника и технологии строительства, информатика и вычислительная техника, информационная безопасность, электроника, радиотехника и системы связи, фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии, электро- и теплоэнергетика, ядерная энергетика и технологии, машиностроение, оружие и системы вооружения, химические технологии, промышленная экология и биотехнологии, техносферная безопасность и природообустройство, прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, технологии материалов, техника и технологии наземного транспорта, авиационная и ракетно-космическая техника, аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники, техника и технологии кораблестроения и водного транспорта, управление в технических системах, нанотехнологии и наноматериалы, технологии легкой промышленности, сельское, лесное и рыбное хозяйство, экономика и управление

3

49

науки о земле, электроника, радиотехника и системы связи, фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии, электро- и теплоэнергетика, машиностроение, техносферная безопасность и природоустройство, прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, техника и технологии наземного транспорта

3

Отличия от Всероссийской олимпиады школьников

Самое массовое и престижное интеллектуальное соревнование в стране – Всероссийская олимпиада школьников, или, как часто в обиходе именуют это состязание, Всерос. Уже стартовал школьный этап Всероса, далее последуют муниципальный, региональный и заключительный этапы. Победители и призеры этой олимпиады получат право на прием в вузы без вступительных испытаний (БВИ). Это означает, что им достаточно принести в приемную комиссию школьный аттестат и олимпиадный диплом по предмету, соответствующему выбранному направлению обучения в вузе. Подтверждать диплом Всероссийской олимпиады баллом ЕГЭ по профильному предмету не требуется.

Пройти многоступенчатое сито испытаний Всероса чрезвычайно сложно, это по силам лишь самым талантливым и/или подготовленным школьникам страны, а вот стать победителем или призером одной из олимпиад из Перечня – это, безусловно, сложная задача, но она по силам гораздо большему числу школьников.

Олимпиады из Перечня дают разные льготы при поступлении в вузы, вплоть до поступления БВИ, но следует помнить, что – в отличие от Всероса – диплом перечневой олимпиады требуется подтверждать высоким баллом ЕГЭ по профильному предмету.

Естественные науки

Наименование олимпиады

№ в перечне

Предмет или специальность

Уровень

11

биология, экология, химия

3

34

компьютерные и информационные науки, биологические науки, архитектура, техника и технологии строительства, информатика и вычислительная техника, информационная безопасность, электроника, радиотехника и системы связи, фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии, электро- и теплоэнергетика, ядерная энергетика и технологии, машиностроение, оружие и системы вооружения, химические технологии, промышленная экология и биотехнологии, техносферная безопасность и природообустройство, прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, технологии материалов, техника и технологии наземного транспорта, авиационная и ракетно-космическая техника, аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники, техника и технологии кораблестроения и водного транспорта, управление в технических системах, нанотехнологии и наноматериалы, технологии легкой промышленности, сельское, лесное и рыбное хозяйство, экономика и управление

3

49

науки о земле, электроника, радиотехника и системы связи, фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии, электро- и теплоэнергетика, машиностроение, техносферная безопасность и природоустройство, прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, техника и технологии наземного транспорта

3

Плюсы и минусы поступления по олимпиаде

Сначала разберемся, стоит ли вам поступать по олимпиаде. Вот преимущества:

  • Готовиться и участвовать — интересно. Олимпиады предполагают более глубокий и креативный подход к выполнению заданий. Никаких сборников из тысячи типовых заданий.
  • Победа во многих олимпиадах гарантирует поступление. Ваш успех не зависит от успеха других абитуриентов. Если вы победили в олимпиаде, можете ни о чём больше не беспокоиться.
  • Нужно победить всего в одном предмете. Для ЕГЭ необходимо подготовить как минимум 3 предмета для поступления, для поступления по олимпиаде достаточно победы всего в одном предмете.
  • Конкуренция ниже. Всё же сдающих ЕГЭ намного больше, чем участников олимпиад.
  • Если вы готовились к олимпиаде, но не победили в ней, вполне реально сдать ЕГЭ на высокие баллы. У вас есть знания, останется лишь «нарешать» формат.

А вот минусы:

  • Это может быть сложно. Олимпиадные задания рассчитаны на более высокий уровень подготовки.
  • Это может быть не совсем честно. Иногда на олимпиадах ребята списывают. Впрочем, это бывает и на ЕГЭ.
  • Для участия в олимпиадах, возможно, придётся ехать в другой город.

Несмотря на то, что олимпиады – это хороший вариант для поступления, о ЕГЭ тоже важно не забывать. Так вы сможете подстраховаться, а еще без проблем сдадите ЕГЭ на хороший балл, если результат олимпиады нужно будет подтвердить

Начните готовиться к ЕГЭ-2021 уже сейчас на курсах с MAXIMUM. Мы поможем закрыть пробелы и сдать все на отлично. Правильная и интересная подготовка — залог успеха на экзаменах. Консультация бесплатно!

Как готовиться к олимпиаде?

Самостоятельно

На сайтах олимпиад и в специализированных группах ВКонтакте можно найти множество заданий прошлых лет. Их можно решать так же, как и задания для подготовки к ЕГЭ. Обычно на сайтах можно найти список рекомендованной литературы и другие полезные материалы.

На курсах

К перечневым олимпиадам чаще всего готовятся на курсах при вузе. Обычно эти курсы достаточно полезные. Преподаватели из вуза, обладая более широкими знаниями по предмету, чем школьные учителя, помогут выйти за рамки школьной программы и решить олимпиадные задания. Возможно, эти же преподаватели и будут проверять работы участников или составлять задания.

С репетитором

Здесь всё индивидуально: вам могут нравиться как более опытные преподаватели, так и молодые специалисты. Многие ребята, которые сами побеждали в олимпиадах в прошлом, успешно готовят будущих участников.

Теперь вы знаете все о том, как поступить в вуз по олимпиаде! Заведите себе таблицу со списком вузов и направлений, на которые вы хотите поступить, посмотрите, какие олимпиады нужны для поступления на эти направления. Выберите один предмет. Так как подготовка к олимпиаде — сложный процесс, лучше сфокусироваться только на чем-то одном. Некоторые ребята выбирают родственные направления, например, физику, химию и математику, или историю, МХК и литературу. Эта стратегия тоже может привести к успеху.

Перечневые олимпиады

Перечневые олимпиады еще также называются предметными или вузовскими. Список перечневых школьных олимпиад ежегодно утверждается на следующий учебный год до 1 сентября, а публикуется в октябре. На 2020/2021 учебный год школьные олимпиады утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 27.08.2020 № 1125.

Вузовские олимпиады делятся по предмету и уровню, которые также указаны в Приказе Минобрнауки РФ № 1125. Стоит отметить, что в список предметов перечневых олимпиад включены не только основные предметы, но и дополнительные:

  • финансовая грамотность:
  • инструменты народного оркестра;
  • хоровое дирижирование;
  • журналистика;
  • дизайн;
  • нанотехнологии;
  • другие.

Как уже говорилось, есть еще одно разделение перечневых олимпиад – по уровням. Существуют 3 уровня олимпиад, критерии которых прописаны в Приложении №1 Приказа Минобнауки РФ от 04.04.2014 № 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников»:

  1. I уровень;
  2. II уровень;
  3. III уровень.

Олимпиаде присваивается I уровень, если в ней на протяжении 2 и более лет учувствуют не менее 200 школьников из 25 и более регионов России. Чаще всего многие ВУЗы приравнивают такую олимпиаду к Всероссийской.

Призеры олимпиады I уровня получают специальные дипломы утвержденного образца, а иногда еще и ценные призы. Кроме того, большинство ВУЗов принимают победителей таких олимпиад без вступительных экзаменов при условии, что перечневая олимпиада относится к профильному предмету.

Призер олимпиады I уровня не может настаивать на автоматическом поступлении – такое условие законодательно не установлено. Принимать победителя олимпиады без вступительных экзаменов или с их сдачей – решает администрация ВУЗа.

Однако если призер олимпиады I уровня получил невысокие результаты по профильным ЕГЭ, то даже при условии, что он занял первое место, его не зачислят на курс, тем более с льготами.

Олимпиаде присваивается II уровень при условии, что на протяжении 2 и более лет в ней принимают участие не менее 200 школьников из 12 и более регионов России.

Победители олимпиады такого уровня получаю намного меньше привилегий. Так же, как и призеры олимпиады I уровня, победители олимпиады II уровня получают специальные дипломы. Однако даже победа на такой олимпиаде не означает, что абитуриент сможет поступить в ВУЗ без вступительных экзаменов – хотя некоторые высшие профильные учреждения предоставляют такую возможность при условии, что предмет перечневой олимпиады является основным (профильным).

Если призер сдал ЕГЭ на 75 баллов и более, то победа в такой олимпиаде позволит по решению администрации ВУЗа зачесть в профильное ЕГЭ 100 баллов вместо 75.

Олимпиаде присуждается III уровень в том случае, если в течение 2 и более лет в ней принимали участие не менее 200 школьников из 6 и более регионов. Победители такой олимпиады не получают никаких дипломов, но все же победитель может попросить представить определенный документ, подтверждающий его победу.

Призеры олимпиад III уровня почти не получают привилегий, но некоторые ВУЗы могут засчитать по профильному ЕГЭ 100 баллов при условии, что школьник получил по нему 75 баллов и более.

Обратите внимание, все льготы при поступлении действуют 1 год. То есть если призер учится не в 11 классе, то он не сможет воспользоваться полученной льготой

Перечневые олимпиады проводятся в 2 этапа. Первоначально участников просят написать эссе о себе, решить задания или пройти тест в формате онлайн, то есть личное посещение не требуется. Первый этап проводится в последние пару месяцев года, то есть в ноябре и декабре.

Если участник прошел первый этап, то он переходит ко второму, который обычно проводится в феврале и марте. Участников второго этапа приглашают ВУЗ или другое учреждение, на базе которого проводится олимпиада. В течение определенного времени (для каждого предмета устанавливается свое время) участники отвечают на вопросы и решают задачи.

Результаты по олимпиаде озвучиваются в течение 1 месяца после ее завершения. Награждение призеров происходит в торжественной обстановке с вручением дипломов, грамот и ценных призов.

Всероссийские конкурсы

Отдельно хотелось бы отметить конкурсы для школьников. Они не предоставляют никаких льгот, то помогают воспитывать у учащихся тягу к соревнованиям без цели к победе. Наиболее известные конкурсы для школьников:

  • «Кенгуру»;
  • «Русский медвежонок»;
  • «КИТ»;
  • «British Bulldog».

«Кенгуру» – это математический конкурс для школьников 2-10 классов. Каждый год в нем участвуют более 6 миллионов российских школьников. Все задания разделены по возрастным группам:

  • 2 класс;
  • 3-4 классы;
  • 5-6 классы;
  • 7-8 классы;
  • 9-10 классы.

Для каждой возрастной группы определяется свой уровень сложности.

После завершения конкурса «Кенгуру» каждому участнику выдается сертификат, в котором указывается занятое место по конкурсу в школе, регионе и в стране. Призерам и победителям выдаются ценные призы.

«Русский медвежонок» – это конкурс по русскому языку для школьников. Участниками могут быль школьники со 2 по 11 классы. Для принятия участия в данном конкурсе не требуется проходить никакого отборочного тура.

Конкурс по русскому языку проходит в виде игры, где участникам предлагается выбрать один ответ из пяти в каждом задании. Победителям и призерам выдаются ценные призы, а результаты конкурса «Русский медвежонок» публикуются в сети интернет.

«КИТ» – это конкурс по информатики среди школьников с 1 по 11 классы. Это единственный конкурс, в котором принимают участие не только российские школьники, но и учащиеся 4 стран Европы и Азии.

Для каждого класса формируется свой список задач, состоящий из 30 тестовых заданий. Участнику необходимо выбрать в каждом задании 1 ответ из 5. На выполнение 30 заданий школьнику отводится 1 час. Победителям и призерам выдаются грамоты и ценные призы.

«British Bulldog» – это российский конкурс для школьников по английскому языку. В нем могут принять участие учащиеся с 3 по 11 классы. Задания разделены по уровню сложности в зависимости от возрастной группы:

  • 3-4 классы;
  • 5-6 классы;
  • 7-8 классы;
  • 9-11 классы.

Каждому участнику следует ответить на 60 тестовых заданий. Но главное отличие «British Bulldog» от других конкурсов в том, что участникам необходимо прослушать вопросы (аудирование), а не прочитать их. Для выполнения всех заданий каждому участнику предоставляется 75 минут.

При определении результатов оценивается не только правильность ответа, но и грамматика, понимание речи и лексики.

Какими бывают студенческие олимпиады и кто имеет право в них участвовать

Как и школьные, такие олимпиады бывают разных уровней: всероссийские олимпиады для студентов, международные олимпиады. В последние годы, с активным развитием технологий, олимпиады, особенно международного уровня, нередко стали устраивать в интернет-формате (об этом чуть позже). Допускаются на олимпиады студенты только высшего профобразования или среднего тоже – обычно зависит от испытания. В целом студенческие олимпиады задуманы и для ВПО, и для СПО.

Теоретически зарегистрироваться на соревнование может любой студент, подходящий по требованиям организаторов. Но часто преподаватели сами рекомендуют выдвигаться на защиту чести вуза самым выдающимся и сильным студентам.

Как выбрать олимпиаду для студентов 2019-2020 для участия?

Узнать даты олимпиад для студентов СПО 2019-2020 и ВПО по различным предметам и места их проведения можно Центрального информационного портала всероссийских олимпиад для вузов и студентов всей страны.

Например, в декабре сразу несколько всероссийских олимпиад пройдет в Уральском федеральном университете имени первого президента России Бориса Ельцина. Это соревнования по таким дисциплинам, как «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии», «Атомная энергетика», «Энерго- и ресурсосбережение». А в январе 2020 года Российский государственный университет туризма и сервиса примет участников олимпиад по направлениям «Туризм» и «Гостиничное дело».

На большинство олимпиад на сайте зарегистрировано не так много участников – от 7 до 20. По мнению экспертов, студенческие олимпиады в России еще не стали привычными, но, возможно, все изменится в ближайшие годы. Этому может поспособствовать относительно недавнее введение удобной формы соревнований, которая не требует далеких поездок. Это интернет-олимпиады.

Рекомендуемый алгоритм действий

1. После публикации на сайте вуза правил приема определите интересующие вас направления подготовки (специальности).

2. Ознакомьтесь с «Особыми правами, предоставляемыми победителям и призерам олимпиад школьников, включенных в Перечень».

3. Отметьте в Перечне все олимпиады, дающие особые права (поступление БВИ; 100 баллов за ДВИ; 100 баллов за ЕГЭ) при поступлении на интересующие вас направления подготовки (специальности).

5. Найдите на сайте олимпиады задания отборочных и финальных этапов прошлых лет, чтобы оценить свои силы и возможности. Попробуйте выполнить несколько заданий. Покажите задания своему учителю и/или репетитору и попросите, чтобы они оценили ваши возможности. Попросите учителя и/или репетитора помочь вам составить программу подготовки к олимпиаде.

6. Если вы вышли в финал одной или нескольких олимпиад, увеличьте интенсивность занятий. Выполняйте как можно больше заданий, причем не только интересующей вас олимпиады, но и других олимпиад того же профиля. Попробуйте выполнить задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады. К финальному (очному) этапу у вас должна появиться уверенность в своих силах и прочные навыки выполнения типовых заданий, которые встречаются на олимпиадах наряду с оригинальными творческими заданиями.

7. Перед визитом в приемную комиссию вуза распечатайте диплом победителя или призера олимпиады из Перечня на сайте Российского совета олимпиад школьников.

Советы:

Начните участвовать в олимпиадах из Перечня как можно раньше. Во-первых, возможно, олимпиадный диплом, полученный в 10-м классе, даст вам право на льготу. Во-вторых, победители и призеры финального (очного) этапа прошлого года освобождаются от прохождения отборочного (заочного) тура: получив диплом в 10-м классе, школьник получает пропуск на финальный (очный) этап в 11-м классе. В-третьих, участвуя в олимпиадах, вы получаете навык выполнения нетривиальных заданий, который пригодится в будущем, – на экзаменах и при прохождении тестирования разного вида.

Участвуйте в отборочных этапах нескольких олимпиад, которые могут обеспечить льготы при поступлении в выбранные вузы на интересующие вас направления подготовки (специальности). Пройдя в финал сразу нескольких олимпиад, вы всегда сможете отказаться от тех, которые окажутся не подходящими по датам и/или местам проведения.

Получив диплом олимпиады из Перечня, не расслабляйтесь, поскольку вам еще предстоит получить на ЕГЭ по профильному предмету балл не ниже устанавливаемого вузом порога, чтобы подтвердить особое право.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector