10 интересных профессий, связанных с музыкой

Аранжировщик


Аранжировщик

Аранжировщик — это вторая рука композитора. Часто композитор сам аранжирует свои произведения, но если компания большая, то эти роли распределены между разными людьми. В задачи аранжировщика входит:

  • адаптация, изменение и оформление музыкального произведения;
  • выполнение инструментовки.

В его силах изменить до неузнаваемости классическую мелодию: он создает переложения произведений для любого инструмента. Аранжировщик в первую очередь должен уметь работать со специализированными компьютерными программами. Но так как в этой профессии желательно быть и теоретиком, и практиком, аранжировщикам нужны и базовые композиторские навыки, такие как:

  • музыкальный слух;
  • отличная память;
  • знание теории музыки и композиции;
  • эстетическое восприятие;
  • владение техникой игры на каком-либо музыкальном инструменте.

В связи с техническим прогрессом профессия аранжировщика становится все более востребованной, так как его услуги нужны многим компаниям, которые занимаются производством фильмов и мультфильмов, компьютерных игр и приложений, рекламы и других медиапродуктов. Работа возможна в студиях звукозаписи или в частном порядке с заказчиками. Кроме того, им под силу выполнять работу звукорежиссера, саунд-продюсера, диджея, композитора и преподавателя музыки.

Начинающий аранжировщик может рассчитывать на ежемесячную зарплату от 15 тысяч рублей, а опытный — от 30 тысяч рублей.

Возможность обучиться по специальности «Аранжировка» дают консерватории и академии. Для тех, кто не хочет учиться в вузе, существуют узконаправленные независимые курсы.

Требования к профессионализму

А теперь поговорим о профессионализме и его уровне. Давайте подробнее рассмотрим, что должен уметь высококлассный звукорежиссёр:

  • Делать музыкальные подборки, которые будут максимально хорошо подходить к сценарию;
  • Быть хорошим руководителем и обладать навыками расстановки всего оборудования;
  • Тестировать и настраивать звуковое оборудование перед стартом мероприятия;
  • Проведение самой звукозаписи;
  • Записывать голоса актёров для озвучки фильмов и других видео;
  • Регулирование и настройка звуковых эффектов.

Этот краткий перечень задач звукорежиссёра, на самом деле их гораздо больше.

Сплошное битье, таскание за волосы и на колени в угол

— Когда вы впервые с этим столкнулись, это было шоком?

— Абсолютным шоком, да. Но к такому обращению в школе все привыкали быстро, и дети и родители. Например, очень пожилая прекрасная преподавательница как-то в порыве ярости запустила пепельницей в своего ученика и сломала ему руку. И ни о какой ответственности речи не шло, дело было в начале 80-х годов. И таких случаев тысячи, я вас уверяю.

— Почему-то словосочетание «сильный педагог» часто означает, что у него летят ноты в окно, стоит крик, и именно такие вещи ученики потом даже с благодарностью вспоминают. Откуда такая связка?

— Исторически система обучения прямо была привязана к звену учитель-ученик. И на протяжении всей истории искусств мастера с подмастерьями обращались так, что не дай Бог никому. Итальянский художник Возрождения Боттичелли, наш Тропинин, почитайте, есть масса прекрасных свидетельств. Сплошное битье, таскание за волосы и на колени в угол. Но никакое насилие не оправдано ничем. И пусть это сложилось исторически, но это ненормально.

— Правда ли, что «сильные педагоги» стараются выжимать из учеников конкурсы и премии? Видимо, талант и сила учителя должны быть как-то доказаны. Но что тогда делать ученикам? 

— Это с какой стороны посмотреть. Ученика никто к этому педагогу не тащит. Он поступает в этот класс и знает, что там жестко, что придется ездить на конкурсы. Значит, он принимает эти условия игры.

— Ну, это родители, видимо, расписываются за него кровью, не факт, что он осознает.

— Допустим. И он вынужден этим стандартам подчиняться. Если его ситуация не устраивает — он всегда может из нее выйти. Конечно, такое существует. Есть крайности, когда педагог выбрасывает ноты и хлопает этими нотами по голове, и просто занимается рукоприкладством в самом агрессивном понимании этого слова. Таких случаев до сих пор хватает. Но есть и другая сторона, когда педагог обращается уважительно. И чья эффективность выше? Абсолютно убеждена: второго человека, который не проявляет агрессии, а разумно приводит аргументы. Уговорить человека работать — это тоже большое искусство. И создать ему мотивацию.

Ольга Мартынова. Фото: Анна Лапухина / olgamartynova.com

— Почему тогда вторых гуманных преподавателей так мало в нашей системе музыкального образования? 

— Система — это и отношение людей друг к другу. Система образования — это одно. А порочная система взаимоотношений в обществе — другое.

Вы хотели моего мнения? Вот оно.

— Если на каждом шагу такое происходит, получается, в музыкальных школах люди сплошь с проблемами?

— А у нас везде есть люди с проблемами. У нас считается в порядке вещей оскорбить ребенка, своего подчиненного, кого угодно, высказать такие суждения, от которых человек может инфаркт получить. Это проблема культуры поведения, воспитания и всего остального. И музыканты не отличаются в этом смысле от общества.

Где учиться

Желающие связать в будущем свою профессиональную деятельность с музыкой, как правило, начинают обучение с музыкальной школы. После ее окончания процесс обретения знаний продолжается в среднем и высшем учебном заведении. Правда, готовиться к консерватории можно и в индивидуальном порядке, занимаясь с преподавателем.

Поступать в вуз лучше на специальность «композиция». Студентов будут обучать гармонии и полифонии, инструментовке и инструментоведению, основам хорового письма и музыкальной информатике, электронной и компьютерной музыке, сольфеджио и чтению партитур, а также истории искусства.

В России достаточно вузов, где готовят будущих композиторов. Приведем в качестве примера 10 наиболее популярных:

  1. Музыкально-педагогический госинститут им. М. Ипполитова-Иванова. Факультет историко-теоретико-композиторской и общегуманитарной подготовки.
  2. Южно-Уральский госинститут искусств им. П. Чайковского. Факультет музыкального искусства.
  3. Казанская государственная консерватория им. Н. Жиганова. Теоретико-композиторский факультет.
  4. Московская государственная консерватория им. П. Чайковского. Композиторский факультет.
  5. Российская академия музыки им. Гнесиных. Историко-теоретико-композиторский факультет.
  6. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. Римского-Корсакова. Факультет композиции и дирижирования.
  7. Сибирский госинститут искусств им. Д. Хворостовского. Музыкальный факультет.
  8. Восточно-Сибирский госинститут культуры. Факультет музыкального и хореографического искусства.
  9. Чувашский госуниверситет им. И. Ульянова. Факультет искусств.
  10. Московский госуниверситет им. М. Ломоносова. Факультет искусств.

Для поступления в вуз абитуриенту потребуется сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. В некоторых высших учебных заведениях могут понадобиться результаты экзаменов по истории или обществознанию. Также предусмотрен обязательный творческий конкурс.

Киноиндустрия

В кино специалисты работают как в студиях, так и на съемочной площадке. В съемке принимают участие звукооператор и микрофонщик: первый следит за уровнями записи и управляет микшером, второй отвечает за оборудование, держит микрофоны, закрепляет петлички на актерах. В студиях за звук отвечают звукоинженеры, композиторы, шумовики, актеры озвучки.

Фото Vancouver Film School / CC BY

Звук в коммерческом кино состоит из сотен дорожек, которые можно поделить на три главные категории — музыка, спецэффекты и речь. Часто друг на друга накладываются, казалось бы, несовместимые звуки — например, звук скрипки и звук взрыва. Поэтому отследить все конфликтующие частоты крайне сложно. Звукоинженеру нужно скомбинировать их таким образом, чтобы всё звучало органично. Также нельзя забывать, что кинозвук существует в тесной связке с видеорядом, и должен дополнять его, раскрывая историю кинокартины.

При этом недостаточно просто использовать аудио с площадки. У меча, доставаемого из ножен, на самом деле нет звонкого лязга, а божья коровка садится на листик абсолютно бесшумно. Для того, чтобы эти вещи звучали так, как мы их представляем, необходимо записывать или находить такие звуки, и интегрировать их в картину. Этим занимаются шумовики.

Фото Vancouver Film School / CC BY

Озвучка фильмов — также непростой процесс. Условия съемки не всегда позволяют записать голоса актеров прямо на съемочной площадке. В таких случаях речевая составляющая записывается в студии. Случается, что режиссера не устраивает голос или акцент актеров. Тогда приглашают актера озвучивания, чтобы он стал новым голосом персонажа.

Основная деятельность актеров озвучивания — синхронный перевод или дубляж. В синхронных переводах новая звуковая дорожка накладывается поверх оригинального аудио с целью передачи смысла сказанного и сохранения возможности услышать оригинальную, более эмоциональную подачу. В дубляже речь актеров, изначально озвучивавших фильм, полностью заменяется на перевод, и актеру озвучки необходимо полноценно вжиться в роль.

Для озвучки фильма на другом языке недостаточно просто перевести текст: нужно его отредактировать и подогнать под длительность оригинальных реплик и мимику актеров. Этим занимаются редакторы переводов и укладчики (подробнее о них, а также о феномене «гнусавых» переводов в 80-е и 90-е мы рассказывали ранее).

Список самых интересных и востребованных музыкальных профессий

В творческой сфере благодаря разнообразию видов деятельности пристанище может найти любой человек с талантом. Можно не только играть на определённом инструменте или создавать музыку, но и освещать творчество музыкантов. Созданием музыки занимается, прежде всего, композитор. Для работы композитором требуется владение нотной грамотой и техникой композиции, а также умение обращаться с компьютерными программами для создания музыки. Далее, аранжировщик, как правило, интерпретирует уже существующую мелодию, сохраняя авторский замысел композитора. Они часто переделывают какие-либо классические произведения под современные жанры типа рока или джаза, благодаря чему композиции приобретают новое очарование, становятся актуальными для современных слушателей. Поэт-песенник – это нечастое явление, однако этот вид деятельности всё же востребован. Тексты песен либо пишутся отдельно, а затем их кладут на музыку, либо их создают специально для определённой композиции.

Далее, последние пару десятилетий всё большую популярность приобретает профессия диджея. Этот человек должен безупречно владеть диджейским пультом, а ещё компьютерными программами для создания музыки. Он работает с уже готовым материалом, смешивая и видоизменяя его таким образом, чтобы получилась новая оригинальная композиция. Теперь перейдём к исполнителям. Инструменталисты играют на одном или нескольких инструментах, выступая соло или же группой. Главный рабочий инструмент вокалистов – это их голос. Чаще всего они исполняют песни в одном определённом стиле. Количество исполнителей варьируется от одного до нескольких. Дирижёр управляет музыкальным коллективом, делая его звучание красивым, ровным и слаженным. Он обязан обладать идеальным музыкальным слухом.

Здесь же можно упомянуть музыкального организатора, PR-менеджера, музыкального обозревателя и, конечно, звукорежиссёра. Отдельного внимания заслуживает профессия музыковеда. Такие люди осмысляют искусство по-научному. Они исследуют музыку, её развитие в моменте, взаимодействие её с другими культурными сферами. Музыковед также профессионально оценивает исполнителей и их композиции. Музыкальный редактор – тоже особый вид деятельности. Он создаёт плейлисты для радиопередач или мероприятий, формирует музыкальный репертуар различных организаций, выполняет множество организационных обязанностей. Музыкальный редактор также занимается звуковым оформлением телепередач, прослушиванием участников на кастингах, составляет рейтинги и следит за появлением новинок в мире музыки.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Большая часть дисциплин курса посвящена исследованию теоретических основ музыки. Студенты изучают музыкальное искусство и культуру, основы социологии и психологии, осваивают методику преподавания музыкально-исторических и теоретических дисциплин, изучают возможности практического применения современного оборудования, новых технологий в сфере исполнительства.

В процессе обучения студенты изучают следующие дисциплины курса:

  • инструментоведение;
  • гармония;
  • инструментовка;
  • методология музыковедческих исследований;
  • история оркестровых стилей;
  • основы редактирования;
  • музыкальная информатика;
  • чтение партитур;
  • полифония и др.

Музыковед


Музыковед

Эта профессия — чисто теоретическая, ведь музыковедение — это наука, одна из ветвей искусствознания. Деятельность музыковеда предполагает:

проведение научных исследований;

  • систематизацию данных;
  • создание музыкальных словарей;
  • влияние на вкусы масс.

Специалисты в области музыковедения изучают историю музыки, теорию стилей и другие теоретические дисциплины, а потому у них широкий выбор работы в смежных сферах — от преподавания до литераторства. Музыковеды могут выступать музыкальным критиками, журналистами, обозревателями, ведущими. Для работы музыковедом не так важна физическая подготовка, как логическое мышление, дисциплинированность и литературный талант. В услугах музыковедов заинтересованы филармонии, театры, теле- и радиокомпании, а ВУЗы и ССУЗы готовы принять представителей профессии в качестве профильных преподавателей. Чтобы работать арт-менеджером, организатором event-мероприятий или продюсером, музыковеду также нужны познания в области менеджмента и маркетинга, современных музыкально-информационных технологий и психологии.

Обязанности

На музыкального продюсера возложена организация и продвижение музыкальных проектов. Первостепенно ему предстоит сделать анализ музыкального рынка и согласно результату разработать концепцию проекта (к примеру, альбома)

Важно найти исполнителей, определить, какой материал предпочтителен, и в каком стиле его преподносить, сколько будет участников проекта и многое другое

Затем для реализации задуманного продюсер ищет источники финансирования. Часто спонсорами выступают инвесторы, рассчитывающие на финансовую отдачу. Продюсер занимается выбором студии для записи материала, подбирает звукоинженеров, держит на контроле весь процесс записи. Ему же предполагается раскручивать группы или отдельных артистов, продумывая детали их имиджа, координируя работу фотографов, стилистов, мастеров визажа и других специалистов. Продюсер предлагает песни на радио для дальнейшей ротации, одобряет состав творческого коллектива для съемок видеоклипов, которые после будут транслировать на телевидении. Кроме того, это профессия, предполагающая организацию концертных выступлений и гастролей. От саунд-продюсера требуется умение разбираться в музыке и решать все финансовые вопросы.

Как уже было отмечено, в основном музыкальный наставник ведет все грани творчества своего одаренного подопечного. Он разрабатывает идеи, подбирает репертуар, коллектив, наставляет их и контролирует запись на студии, съемочный процесс при создании клипов. Иногда на него возложено проведение технических работ над музыкальным материалом, но в основном продюсер организовывает выступления и выездные турне. На нем лежит ответственность за подписание договоров с поэтами-песенниками, композиторами и прочими. То есть именно этот профессионал делает карьеру подопечного и является активным участником всех этапов его становления, продвижения и развития. Это куратор и директор в одном лице.

В частности, в музыкальном производстве часть перечисленных обязанностей берут на себя исполнительные продюсеры, специализацией которых является организационная деятельность и деловые аспекты раскрутки исполнителя, а также технические продюсеры, ответственные только за производство музыкального продукта. Выбор какого-то из этих направлений либо карьеры продюсера, курирующего работу всесторонне, зависит от конкретных задач, индивидуальных возможностей и специальности, которая получена в университете. Профессия подходит тому, кому не сидится на месте, а хочется свободного общения с людьми и знакомств. Это подходящее дело для тех, у кого есть готовность работать внепланово и нестандартно, на будущий результат. Кроме того, желательно обладать крепкими нервами и решимостью, чтобы оперативно справляться с разнообразными задачами.

Должность музыкального продюсера не предполагает оседлый образ жизни. Напротив, это постоянные разъезды, контроль на репетициях и во время выступлений, переговоры с партнерами, общение с прессой, всесторонняя разработка музыкального материал. Из этого исходит, что данный профессионал – занятой специалист с широкими связями и серьезной ответственностью за творчество артиста или группы. Стоит заметить, что, кроме творческой деятельности артиста, продюсер нередко занимается и другими сторонами жизни подопечного. Наставник контролирует медийный образ продюсируемого во имя его популярности.

Обучение

Итак, путь к головокружительным высотам исполнительского мастерства, как правило, начинается с музыкальной школы и репетиторов или самоучителя. Второй вариант заканчивается положительно, только если учащийся осваивает инструмент для игры в поп- или рок-группе. Таких людей можно смело причислять к музыкантам-любителям, но не принижать за это их достоинства – среди подобной публики также встречаются самородки. Однако речь сейчас не о самоучках – у них другие цели и потому трудности, с которыми им приходится сталкиваться, оказываются несколько иного рода.

Что же качается человека, решившего посвятить свою жизнь музыке, то его ожидают долгие годы упорного и беспрерывного труда. Даже если учащийся «горит» музыкой, интересные и полезные занятия с преподавателями будут у него уравновешиваться скучнейшими упражнениями на технику, которым по всем правилам стоит уделять не менее полутора часа в день. Общее время ежедневных занятий – от трех до восьми часов.

Если кому-то кажется, что изучить понравившееся произведение можно сразу, разобрав ноты и сыграв его на своем инструменте, то он глубоко ошибается. Разумеется, речь идет не о популярных песнях и мелодиях. Одна из импровизаций Чарли Паркера? Соната Скарлатти? Выучите за день? Предположим. Но хорошо сыграете только через полгода. Для начала необходимо будет добиться полного автоматизма в игре и только после этого приступать к поиску верных интонации.

Короче говоря, с лету сыграть с душой не получится. Не получалось даже у выдающихся музыкантов.

Если человеку вздумалось учиться музыке в провинции, перед ним возникнет еще одна проблема – выбор толкового педагога. Чем дальше населенный пункт расположен от столицы и крупных городов, тем меньше шансов найти действительно хорошего учителя. В случае с маленькими городами вступает в силу негласный закон: кто умеет, тот делает; кто не умеет, учит других. Такие преподаватели не только горазды путать Баха с Бетховеном, но и способны в буквальном смысле нанести вред своим ученикам. Например, нередки случаи, когда в процессе обучения у детей формировалась неправильная посадка, что могло привести к развитию сколиоза и остеохондроза. Не лучший из побочных эффектов обучения музыке. Подобных педагогов, к счастью, не так уж и много, но они еще встречаются в учебных заведениях, поэтому надо быть крайне осторожным при выборе наставника.

Также следует понимать, что если желание стать музыкантом застало вас врасплох уже в юношестве, то развивать технику игры может быть мучительно трудно. У детей организм только формируется и потому все возлагаемые на них нагрузки способствуют развитию слуха, гибкости суставов и подобному. Но уже подросткам приходится в процессе обучения бороться с собственным телом. Как бы то ни было, даже для достижения среднего результата придется много и упорно работать в течение длительного времени.

Музыкальные профессии: список и описание

Какие профессии связаны с музыкой? Вот лишь некоторые из них:

Музыкант

Собственно, тот, кто исполняет музыку. Музыкантов, как и музыкальных инструментов, великое множество:

  • струнники;
  • духовики;
  • ударники;
  • клавишники.

За каждым музыкальным инструментом стоит человек, который учился на нем играть. К музыкантам также можно отнести вокалистов, инструментом которых является голос. Хороший музыкант может работать сольно либо в оркестре/музыкальной группе.

Композитор

Композитор создает музыку. Кстати, чтобы зарабатывать на своих сочинениях, не обязательно писать великие и гениальные произведения. Музыка нужна везде: в фильмах, рекламе, компьютерных играх и т.д.

Процесс создания музыки сильно упрощают различные компьютерные программы. Например, имея компьютер, миди-клавиатуру и минимальные навыки работы в Ableton, вы уже можете создавать музыкальные произведения. При этом даже не обязательно уметь играть на музыкальных инструментах.

Аранжировщик

Допустим, вы хотите записать песню, но можете только насвистеть мелодию. Насвистите ее аранжировщику, а он в свою очередь придумает, какие инструменты и как нужно записать, чтобы получился хит. Профессия аранжировщика требует музыкальной грамотности, чувства стиля, знания электронных музыкальных редакторов и умения играть на разных музыкальных инструментах.

Звукорежиссер

Пожалуй, эта профессия связана со звуком теснее всего. Звукорежиссер – это человек, отвечающий за техническую сторону музыки: это запись, настройки звука, коммутация, работа оборудования. Хороший концерт не состоится без хорошего звукорежиссера, даже при наличии гениальных музыкантов. Звукорежиссеры также востребованы на радио и телевидении, знания звукорежиссуры необходимы при создании любого медиа-контента.

Саунд-дизайнер

Это относительно молодая профессия в музыкальной индустрии, имеющая много общего с профессией звукорежиссера. Мы даже писали о ней в нашем блоге раньше. Саунд-дизайнер работает не только с музыкой, но и со звуками вообще. Его задача – добиться нужного эффекта при помощи акустических средств.

Продюсер

Профессия музыкального продюсера направлена на получение прибыли. Грубо говоря, продюсер – это тот человек, который знает, как продать музыку. Продюсер должен разбираться в современных музыкальных тенденциях, «чувствовать» рынок и уметь рассмотреть перспективного музыкального исполнителя.

Дирижер

Человек, управляющий оркестром. Это сложная профессия, в которой просто необходимы академическое образование, организаторские способности и идеальных слух. Дирижер отвечает за стройность звучания и качество работы всего оркестра. Помимо этого, в его обязанности входит формирование репертуара, составление графика репетиций, распределение партий и кадровые перестановки.

Руководителя хора называют не дирижером, а хормейстером.

Педагог

Учиться музыке можно самому, но гораздо проще делать это с опытным преподавателем. Музыкальные педагоги могут работать как в государственных учебных заведениях, так и в частных музыкальных школах, которых сейчас немало. Также учителя музыки могут заниматься частной практикой, обучая желающих научиться петь, освоить музыкальный инструмент или теорию в индивидуальном порядке.

Музыкальный критик

Человек, который занимается оценкой и анализом музыкальных произведений. При этом, оценка критика должна быть максимально объективной и построенной на сильных и слабых стронах произведения.

Профессия музыкального критика тесно связана с музыкальной журналистикой и музыковедением. Необходимое условие для того, чтобы стать хорошим музыкальным критиком: хороший вкус, чувство стиля, знание теории и истории музыки, общая эрудированность, умение грамотно излагать свои мысли.

Музыковед

Музыковед – редкая и интересная специальность. Это специалист, который занимается научным исследованием музыки, изучая ее формы, влияние, особенности развития в контексте истории. Такая профессия хорошо подходит людям, интересующимся не только музыкой, но также мировой художественной культурой, историей.

Музыкальный журналист

Профессия музыкального журналиста связана с освещением музыкальных новостей. Например, фестивалей, новых альбомов. Музыкальный журналист должен разбираться в музыкальных направлениях, быть коммуникабельным, а в идеале еще и иметь навыки профессионального фотографа.

Музыкальный редактор

Профессия музыкального редактора тесно связана с музыкой, но не требует музыкального образования. Музыкальные редакторы нужны на радио, телевидении, в любых масс-медиа. Это именно те люди, которые решают, какую песню или клип мы услышим в эфире и увидим на экране.

Лучшие вузы для обучения

Среди большого количества высших учебных заведений, готовящих музыкантов, остановимся на некоторых наиболее престижных:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных – заветная мечта многих творческих людей. Здесь готовят исполнителей и вокалистов на четырех факультетах. Кроме того, в Гнесинке можно получить образование дирижера, продюсера, композитора, звукорежиссера, теоретика и историка музыки. При академии есть музыкальная школа и два училища. На базе вуза регулярно проводятся всевозможные фестивали и конкурсы, организовываются концерты.
  • Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского – один из ведущих музыкальных вузов страны. Здесь кроме исполнительского мастерства обучают и по специальностям «этномузыкология», «музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ», «музыковедение», «композиция» и др. При консерватории функционирует около 30 творческих коллективов, работающих в различных жанрах.
  • Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова – подразделение Московской консерватории. Этот вуз заканчивали такие знаменитые артисты, как Алексей Айги, Михаил Воскресенский, Алла Пугачева, Левон Оганезов и др. В институте можно повысить мастерство игры на фортепиано, струнных, духовых, народных инструментах, стать музыкальным педагогом.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры на факультете музыкального искусства эстрады обучает режиссеров и артистов мюзиклов и шоу-программ, джазовых вокалистов и исполнителей эстрадных оркестров. На факультете искусств предлагают получить диплом в области народного и хорового пения, игры на ударных и духовых инструментах, фортепиано.
  • Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского (г. Екатеринбург) имеет в своей структуре два крупных факультета: инструментального исполнительства и вокально-хорового искусства, композиции, музыковедения и звукорежиссуры, а также кафедру фортепиано. Здесь ведется обучение иностранных студентов из стран Латинской Америки, Китая, Южной Кореи, Монголии, активно развивается научная мысль.

Среди средних специальных учебных заведений можно выделить Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Ф. Шопена, колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской, государственное музыкальное училище эстрадного и джазового искусства.

Современная музыка далеко не всегда требует наличия специального музыкального образования. Так, многие блюзмены, рокеры и джазмены с детства осваивали инструменты, сочиняли и исполняли свои композиции, даже не будучи толком знакомыми с нотной грамотой. Мик Джаггер до создания Rolling Stones учился в школе экономики и брал уроки пения, впоследствии кроме вокала освоил пианино, гитару и губную гармонику. Пол Маккарти из The Beatles без особого успеха учился играть на фортепиано и немного пел в церковном хоре, пока в руки ему не попала гитара. Сейчас он благодаря музыке рыцарь Британской империи и автор многих песен, входящих в число самых популярных в истории рок-музыки.

Список творческих профессий, связанных с искусством

Творческие профессии, связанные с искусством всегда были престижными и уважаемыми в обществе. Они не всем доступны, потому что в основе деятельности талантливых людей лежит не только денежный интерес. Многие из них работают за идею (музыканты, художники, скульпторы, писатели, актеры). Перечень для специализации студентов.

Писатель

Слово «писатель» относится к творческим людям, создающим художественные тексты. Их отличает умение увлечь читателя слогом. Местом работы для писателя является дом. У него свободный график. Писатель создает произведения в лирическом, эпическом или драматическом жанре. Очерчивает сюжет, намечает конфликт, характеры персонажей. Создает свой художественный мир и можно в нем участвовать.

Куда поступать? Образование писатели получают в литературном институте имени М. Горького в Москве или на филологических факультетах региональных университетов, в том числе дистанционно. Оплата за обучение составляет 50-70 тысяч рублей. Также существуют краткосрочные курсы. Но это не гарантирует успеха,так как определяющим в творчестве писателя является талант.

Современные писатели занимаются фрилансом, поскольку их рабочий график позволяет помещать свои произведения в глобальных сетях, где они быстрее доходят до читателя, чем в печатных изданиях. Они хорошие психологи. Карьерный рост писателя зависит от одаренности и выражается в единственной и очень емкой категории – признании народа.

Я не посылаю детей на конкурс специально, это просто вредно

— Что вы думаете о многочисленных конкурсах исполнителей? Это важная часть развития музыканта? 

— Мои ученики, конкурсные победители — совершенно самостоятельные люди, концертируют, преподают и живут в других странах в основном. Но я не сторонник конкурсов. И стараюсь этого избегать. Потому что это оценка извне, которая далеко не всегда объективна. Вообще оценка извне — очень опасная вещь.

Мы прекрасно знаем и то, сколько скандалов и интриг на конкурсах. Можно поехать туда, даже зная, что ты не соответствуешь конкурсному уровню, огрести по полной программе и потом разувериться в себе.

Поэтому человек, который в конкурсных условиях выглядит хуже и слабее других, не должен от этого пострадать. Часто из нестандартных людей, которые в конкурсе проиграли, вырастают прекрасные музыканты, которых интересно слушать.

— Можно ли стать известным музыкантом, не участвуя ни в каких конкурсах?

— Да. Первый человек, который приходит в голову, это замечательный пианист Константин Лифшиц, который умудрился закончить Гнесинку, не поучаствовав ни в одном конкурсе. И теперь у него очень хорошая карьера. Не считал нужным ни он, ни педагоги.

Свеженький пример — пианист Томаш Риттер, который заканчивает наш факультет. Он великолепный музыкант, долго сопротивлялся поездкам на конкурсы, сознательно не желая мешать своему учебному процессу. И когда уже это достигло неприятия со стороны педагогов, он поехал на конкурс Шопена и выиграл его. Я уверена, что даже если бы не поехал, у него все равно сложилась бы карьера. Есть молодой клавесинист Жан Рондо. Он выиграл несколько лет назад Международный конкурс в Брюгге, это номер один среди клавесинных конкурсов. И если он не выиграл бы, ничто бы не помешало его сногсшибательной феерической карьере.

— Тогда кому нужны конкурсы и зачем?

— Они нужны по многим параметрам, которые не связаны ни с каким творчеством.

Это губительная связь, я считаю, что этого не должно быть.

— Что вы теряете, отказываясь отправлять своих учеников на конкурс? 

— По условиям высшего учебного заведения, чтобы педагог перешел на другую ступень, у него должно быть N-ое количество лауреатов. Это для меня ужасный вопрос. Потому что я не посылаю детей на конкурс специально. Когда ребенок в раннем возрасте становится лауреатом международного конкурса, это ему не прибавляет достоинств. Это просто вредно. Если он получает не ту премию, которую он бы хотел, у него кризис самооценки. Если первую — губительная история, формируется комплекс величия. И очень мало маленьких лауреатов продолжают трезво смотреть на себя.

— Получается, вы платите за свою позицию карьерой и зарплатой?

— Да. Иногда я вижу, что ребенка безопасно послать на конкурс. Но только когда он крепок морально, устойчив, и выдержит, если что-то произойдет. Но таких детей очень мало.

И все-все-все

Но музыку мало создать, обработать и исполнить. Музыке мало научить. Есть ли время у талантливого композитора на поиски исполнителя для своего шедевра? А есть ли у высокопрофессионального исполнителя, постоянно совершенствующегося в технике игры, время, чтобы привлекать спонсоров для выступлений, договариваться о месте и времени, следить за перевозкой аппаратуры и прочим? Конечно, все это риторические вопросы. Поэтому в музыкальном мире существует множество так называемых «обслуживающих» профессий.

Арт-менеджеры, импресарио и продюсеры занимаются поиском молодых талантов, их продвижением на большую сцену, организацией репетиций, поездок и выступлений. Конферансье ведут концерты, на радио и телевидении работает множество журналистов, пишущих о музыке, ведущие музыкальных программ, звукорежиссеры, благодаря которым озвучиваются фильмы, спектакли и компьютерные игры. Теоретической стороной музыки занимаются музыковеды и критики, практической — настройщики инструментов и мастера по их изготовлению. И это далеко не весь перечень профессий, связанных с огромным миром прекрасных звуков.

А кто же в этом мире главный? Композитор, дирижер, вокалист или педагог? Для любого, кто по-настоящему ценит искусство, главной всегда остается сама музыка.

Поделиться ссылкой

Место работы композитора

У современных композиторов есть несколько вариантов для дальнейшего трудоустройства:

  1. телевидение;
  2. театры и другие учреждения культуры;

  3. продюсерские центры;

  4. компании, специализирующиеся на производстве компьютерных игр.

Но в целом большая часть композиторов – это фрилансеры, которые сначала самостоятельно занимаются поиском заказчиков. Для этого они участвуют в различных конкурсах, создают портфолио, а также предлагают свои произведения для дальнейшего исполнения различным певцам и музыкантам.

При этом стоит отметить, что композиторы работают в специальных студиях, которые могут размечаться как в консерватории, например, так и дома. По большей степени у композитора нет четко оформленного рабочего графика. Да, композитор имеет оговоренные сроки работы, но он может работать как ночью, так и в выходные. Иными словами, в те минуты, когда будет чувствовать вдохновение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector