Профильное образование в школе

Содержание:

Перспективы среднего профильного

А в будущем ситуация обещает стабилизироваться – правда, это не касается всех возможных профилей учебы. С 2015 года планируется каждый год комплексно тестировать 8–9-классников, чтобы в итоге делить их на «технарей» и гуманитариев. Школьники подробно поведают о себе и получат совет, в какой из профильных классов им отправиться, хотя следовать этой рекомендации их обязать не смогут. Оказавшись в классе «для физиков» или «для лириков», ученик увидит в расписании больше часов на изучение дисциплин своего профиля. Впрочем, есть и другой вариант: дети учатся в общем потоке, а на уроки углубленного изучения тех или иных предметов расходятся по разным классам. Мнение экспертов очевидно: двух профилей будет мало.

Стол «Пирогов» и манекены для забора крови

В медицинском классе дети отрабатывают реальные ситуации, которые могут произойти с человеком. «Ты пошел на рыбалку. Решил приготовить уху, подавился, рядом никого нет. Что будешь делать?» — тестирует педагог школьников.

На стене кабинета — перечень вопросов, обязательных для сдачи предпрофессионального экзамена. Здесь изучают названия костей, функции мышц, строение кожи и даже методы профилактики некоторых заболеваний.

В помощь школьникам в классе установлен интерактивный стол «Пирогов». Он позволяет познакомиться со строением человека, увидеть, как выглядят результаты УЗИ почек или МРТ головного мозга.

Медицинская лаборатория практически никогда не бывает пустой — школьники занимаются здесь с утра до вечера. На манекенах они учатся оказывать первую помощь, а на аппарате для забора крови и внутривенного вливания — находить вены, которые подчас невозможно прощупать.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Принципы профильного разделения

Деление на профили происходит соответственно особенностям дисциплин и направлению будущей профессиональной деятельности. Основная разница заключается в увеличении количества часов для профильных предметов, однако некоторые программы также предлагают изучение дополнительных дисциплин. Изначально выделяли четыре основных профиля:

  • Естевеннонаучный профиль;
  • Гуманитарный профиль;
  • Математический профиль;
  • Социально-экономический профиль.

К примеру, если вашему ребенку интересна информатика и математика, тогда он мог смело идти в класс с математическим уклоном, где будет много соответствующих уроков. А если иностранный язык и история, то с гуманитарным.

Сейчас же направлений стало в разы больше. Школьник хочет быть стоматологом? Добро пожаловать в класс с медицинским направлением. Или же переводчиком? Тогда лингвистический класс – это то, что нужно. А что, если дети пока не могут выбрать узкую специальность? И как помочь ребенку сделать правильный выбор?

Конечно, не каждый подросток уже точно знает, чем он будет заниматься спустя несколько лет. Немало школьников, которым сегодня интересен туризм, завтра – дизайн, а послезавтра – психология. За время учебы интересы могут измениться один, а то и несколько раз, что значительно усложняет выбор профильного класса.

Стоит учитывать,что для поступления в профильныйкласс требуется сдатьдостаточно сложные экзамены 

Другая проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это сложность выбрать одно из двух интересующих направлений. Как поступить, если ребенок хочет углубленно изучать и биологию, и литературу? Или же ему интересна география и информатика? Такие разные, казалось бы, дисциплины не вписываются в рамки одного определенного профиля, а потому предпочтение приходится отдавать только одной из них.

Даю установку!

Ну конечно, вы, уважаемые поклонники естественно-научных, технических и технологических дисциплин, на такое заявление тут же ответите, как скептики: а чем, мол, докажете эту свою установку?

Разрешите всё-таки сначала дать установку. И объяснить ее, разумеется.

А разговор с вами будет совсем не такой, как с гуманитариями. Сдавать вы сдаете важные экзамены, кто бы спорил. Профессии у вас не в пример серьезнее. А так… еще сложнее понять, что же упускаешь. Наверстывать будете всю жизнь с помощью разнообразных хобби – зато сможете-таки наверстать, а гуманитарии физику, увы, уже не одолеют.

С необходимостью знать орфографию и пунктуацию, а также писать сочинения (если не сдаете ЕГЭ) вы смирились. Но это еще не всё, поскольку такая необходимость часто осознается вами как печальная.

Орфографии и пунктуации в высшем образовании, скажем, филологов отводится вовсе не то место, которое эти разделы науки о языке занимают в общем школьном обучении. В вузе они практически уходят на задворки. Получается, что вас не радует не сам русский язык, а только то, что вы принимаете за русский язык, тогда как это лишь малая часть его системы, базирующаяся на принципах морфемики, морфологии, синтаксиса; как надводная часть айсберга на подводной, только с той разницей, что на этот раз айсберг – живой.

А с жанром сочинения – немного другая картина. У студента-филолога не так часто доходят руки до вузовских аналогов вступительных сочинений. Слишком много литературы надо читать, слишком мало времени на анализ книг; на месте филологов вы бы тоже поняли, что школьная программа по литературе отнюдь не растянута (тогда как они всё равно не сдали бы ваш сопромат, гордитесь). И на какой бы негуманитарный факультет МГУ вы ни поступали, писать сочинение, скорее всего, будете на периферийную для произведения тему – а это уже достаточно серьезное литературоведение.

Русский язык

Итак, при поступлении в технический вуз мы имеем тот или иной вид проверки наших знаний по русскому языку, и иногда это сочинение. Переведу на язык аналогий: нам дают на рассмотрение какие-то ошметки курса русского языка (орфографию и пунктуацию) и вручают… ценнейший подарок (возможность написать сочинение). Так видят ситуацию гуманитарии – и в этом они, пожалуй, не ошибаются.

Порой вузы выделяют особо и другие задания. Для выполнения теста по русскому языку в МГТУ имени Н. Э. Баумана нужно повторять особенности ударения, в Казанском государственном технологическом университете – разбираться в речевых ошибках. То есть – нужно знать то же, что и все грамотные люди, но обычно все грамотные люди об этом наводят справки (и хорошо, если наводят справки, а не действуют наобум сами) только у самых-самых грамотных людей.

Например, рассматривается связь предложений в тексте (МГТУ). Обычный почти грамотный школьник, даже обладая чувством стиля, может и почувствовать, что необходима какая-то связка между абзацами, но – не найти ее. А в МГТУ – требуют. Зато порой связный текст как пойдет, как пойдет! Вы увлеклись, пишете, получается плотно, много – и тут Вологодская государственная молочнохозяйственная академия подоспела со своим заданием разбить этот текст на абзацы. А ведь не каждый справится!

Литература

Зачем литература, если технический вуз избавит вас от сочинения, заменив его тестом, где требуется поставить галочки? Вы же прекрасно знаете, что в жизни надо читать Мураками, Зюскинда, Павича и прочих популярных писателей, а их всё равно с вами проходить не будут… Притом часто вы читаете много, больше друзей-гуманитариев… Дело в том, что поглощаете вы в таком случае только современную литературу. А гуманитарии привыкли проходить в хронологическом порядке – написанное с древнейших времен до наших дней. И знают, кто из писателей какой литературный прием, когда и у кого заимствовал. И угадывают стиль автора по одной незначительной строчке. И радоваться будут только собственным авторским находкам наших современников, невозмутимо пропуская повторы. Вам это интересно? Присоединяйтесь.

Иностранный язык

Зачем иностранный язык? Карьерист быстро ответит: чтобы работать в иностранной компании. Можно и так. А есть и другой вариант ответа: чтобы читать зарубежные научные журналы, устанавливать международные связи – и не изобретать какого-нибудь велосипеда, если его изобрели за границей. (Гуманитарий учил бы иняз вообще просто так – или чтобы пообщаться.)

Зачем философия? Чтобы думать. А еще есть рисование… Зачем вообще гуманитарии? Да нужны они, действительно нужны, только не всегда могут вас в этом убедить, понимая и сами, что компьютер для них – всё-таки загадка, и от этого теряя уверенность в себе. Поверьте в их нужность просто так, а?

Ну ладно. Они нужны для гармонии.

Правила для творческих натур

На каждого вольного гуманитария найдутся свои строгости.

Актеры далеко не всегда импровизируют, поскольку зависят от школы, мастера-учителя, а также режиссера и сценария текущего проекта. В декоративно-прикладном искусстве и в иконописи царят каноны, которые нельзя преступить. Книжный график – это не столько тот, кому положено фантазировать над сказками Андерсена, сколько тот, кто обязан помнить, как рассчитывать размер полей книжной страницы. Полет фантазии журналиста скован жанрами публикаций и требованиями формата СМИ. Редактор присягает на верность правилам русского языка – пусть и меняющегося год от года. Над переводчиком довлеют грамматика чужого языка и необходимость точно придерживаться смысла оригинала – даже когда очень хочется переписать исходный текст абсолютно по-своему. Искусствовед, выуживая из глубин памяти знания по истории искусства, обязан обрамить их порой совершенно непохожим на всё это фоном современности – а организуя выставки, утрясать множество рутинных вопросов. Историк вправе взяться за тему, связанную с подсчетами тех или иных исчислимых исторических реалий или математизировать изучение того или иного вопроса. В рекламе используются стандартные модули и технические требования; а продукт, который нужно результативно воспеть – чтобы продажи его повысились, – чаще всего прозаичен. Реставратор окружает себя высоким искусством – и тем не менее работает по определенной технологии. Говорливый юрист действует в рамках закона. А о теоретической и прикладной лингвистике вообще давно всем известно, насколько тесно она связана с математическими методами…

И, конечно же, каждый такой специалист должен как минимум уложиться в выделенный на проект бюджет, а желательно – и прибыль компании обеспечить. Не зря сегодняшние студенты-гуманитарии настроены на получение точного и конкретного университетского знания.

Для чего нужно сдавать ЕГЭ по профильной математике, чем он отличается от базового уровня?

Базовая математика – экзамен, который необходимо сдавать выпускникам, желающим поступать преимущественно на гуманитарные направления подготовки. Речь идет о специальностях, связанных с журналистикой, филологией, переводом и переводоведением, медициной, психологией, социальной работой и т. д. Базовый уровень также сдают выпускники, которые не планируют начинать получать высшее образование в текущем году. Достаточно набрать 12 первичных баллов (равноценны тройке по пятибалльной шкале), чтобы получить не только аттестат, но и возможность подавать документы в вуз. Максимальный первичный балл – 20. Базовый уровень можно сдать после окончания 10-го класса, но только в том случае, если программа по предмету была освоена в полном объеме.

Математика профильного уровня – ЕГЭ для ребят, сделавших выбор в пользу направлений подготовки, на которые невозможно поступить без этого предмета. Математика (профиль) включена в список обязательных предметов для специальностей, связанных с IT-технологиями, мехатроникой и робототехникой, иными прикладными науками, экономикой. Экзамен считается успешно пройденным, если выпускник набрал 6 первичных баллов, которые после перевода по шкале ЕГЭ трансформируются в 27 тестовых. Если результат будет более низким, то экзамен будет считаться не пройденным.

Важно! Обратите внимание на то, что в 2020 году ЕГЭ по математике и другим предметам нужно сдавать только в том случае, если планируется дальнейшее обучение в вузе. Ребята, которые решили не поступать в вуз, могут не проходить ГИА-11 – они гарантированно получат аттестат зрелости. Ситуация временная, связана с пандемией

Ситуация временная, связана с пандемией.

Преимущества профильного обучения для школьников

Так, учитываются интересы и склонности учеников, их способности и степень заинтересованности в выбранном направлении. Профильное образование – это то, что позволяет создавать все необходимые условия старшеклассникам при максимальной отдаче их профессиональным намерениям и интересам. Изменения затронут и дальнейшую траекторию образовательного процесса, поскольку курсы профильной направленности позволят дифференцировать и индивидуализировать базисную модель обучения.

На любом уровне профильного образования обучение позволит решить следующие задачи:

  • обеспечить учеников основательными знаниями по дисциплинам выбранного профессионального направления;
  • активизировать потребность учащихся к самостоятельному осуществлению познавательной деятельности;
  • помочь школьникам сориентироваться в круге проблем и найти решение, связанное с нужной сферой деятельности;
  • выработать мотивацию у учащихся к исследовательской и научной работе;
  • сформировать у учеников критическое и креативное мышление, помогающее активно принимать информацию;
  • наделить выпускников пониманием и навыками конкурентоспособности для успешного поступления в выбранные ими высшие заведения.

Профильное образование в сфере гражданской службы

Кстати, вопрос профильного обучения затрагивает не только школьников. С начала текущего года введены новые квалификационные стандарты для государственных и муниципальных служащих. Профильное образование стало для работников данной сферы обязательным, в противном случае занять определенную должность невозможно. К претенденту на вакансию также предъявляется ряд требований, затрагивающих опыт работы, личные качества и профессиональные навыки.

С принятием соответствующего федерального закона в государственных и муниципальных структурах была успешно запущена аттестационная система. Так, по результатам прохождения внеочередного экзамена служащий, не соответствующий критерию в части профильного образования, но при этом отвечающий другим необходимым для исполнения служебных обязанностей требованиям, обладающий умениями и навыками, стажем и личностными качествами, получает разрешение на продолжение замещения должности гражданской службы.

Найдено научных статей по теме — 15

Больше внимания профильным классам!

Голиков Ю. А.

В статье рассмотрены трудности, с которыми сегодня сталкиваются учреждения высшего и среднего профессионального образования при наборе и обучении студентов, и предложены меры по активизации профильного обучения в школах с участием

Профильное обучение учащихся старших классов сельской школы

Эргардт Ольга Робертовна

В статье рассматриваются особенности содержания программно-методического обеспечения учащихся сельской школы. Определяются приемы и методы активизации учебнопознавательной деятельности учащихся профильных классов.

Профильные школьные классы как шаг к университетскому комплексу

Мезенин Василий Александрович, Тихомирова Анна Михайловна

Рассмотрены основные аспекты системы непрерывного образования «школа колледж вуз», созданной при Уральском государственном экономическом университете.

Формирование коммуникативных умений учащихся в профильных классах

Мазитова Альфия Шамилевна

В статье рассматриваются современные тенденции в развитии системы образования. Раскрывается роль инновационных технологий в формировании и развитии коммуникативных умений учащихся.

Специфика преподавания латинского языка в профильных классах школы

Ковзалина Алла Геннадьевна

Анализируются особенности преподавания латинского языка в системе непрерывного медицинского образования школа – вуз и возможности использования материала древних языков для формирования терминологической компетентности.

О модульной технологии обучения в профильных математических классах

Бурзалова Татьяна Васильевна

В данной статье рассматривается модульная технология обучения в профильных математических классах. Показано, что такая технология в целом интенсифицирует учебно-воспитательный процесс.

Готовность к исследовательской деятельности учащихся профильных классов

Казарина Л. А.

Рассмотрена готовность к исследовательской деятельности учащихся профильных классов гимназии, ее виды, критерии и показатели, характеризующие компоненты готовности, диагностика сформированности видов готовности.

Решение нестандартных математических задач в старших профильных классах

Силич Анна Сергеевна

Данная статья посвящена проблеме использования нестандартных задач на уроках математики в старших классах математического профиля

Психологическая устойчивость личности старшеклассника профильного класса

Дмитриева Людмила Геннадьевна, Минияров Валерий Максимович, Шиняев Клим Александрович

Приводится теоретический анализ проблемы психологической устойчивости личности старшеклассника, которая связывается нами с необходимостью адаптации к новым условиям образовательной среды профильного класса.

Мониторинг состояния здоровья школьников, обучающихся в профильных классах

Черненков Юрий Валентинович, Сердюков Алексей Юрьевич

В статье отражены проблемы мониторинга состояния здоровья подростков в условиях реформы образования: перехода к профильному обучению.

Гигиенические проблемы организации обучения в профильных классах колледжей

Кучма В.Р., Шубочкина Евгения Ивановна, Ибрагимова Е.М.

Исследования, проведенные в профильных 9-х классах колледжей, показали: организация такого обучения требует гигиенической оптимизации объема учебной нагрузки, режима обучения и психолого-педагогической поддержки учащихся для адапт

Какие дисциплины считаются профильными?

В перечень профильных дисциплин включены предметы, определяющие направления обучения. Они являются не просто обязательными для учеников, сделавших выбор в пользу данного профиля. На изучении этих предметов делается упор на протяжении годового учебного процесса. Например, самыми распространенными направлениями, которые дополняют школьную программу, можно назвать следующие:

  • гуманитарное (литература, русский и иностранные языки);
  • физико-математическое (физика, алгебра, геометрия);
  • естественно-научное (химия, биология, география);
  • социально-экономическое (экономика, обществознание, правоведение, история).

Что сдаем?

Да-да, мы тоже знаем шутку: в «халявном» институте вопрос на тройку: «Что сдаем?», вопрос на четверку «Какого цвета учебник?», вопрос на пятерку: «Как зовут преподавателя?» Во всякой шутке есть доля шутки, и вопрос, что сдаем, на самом деле к доле шутки не относится – даже когда речь идет не о сессии, а о вступительных экзаменах. Покажем это на примере гуманитариев.

Математика

Гуманитариям нужна математика. Ее сдают на филфак (на специальность «Прикладная лингвистика»), на факультет глобальных процессов и на психфак МГУ: как и в РУДН, эта точная наука считается профильным предметом для будущих психологов (а обычно профильной бывает биология).

Пытаетесь сбежать от математики в театральный вуз? Никуда вы от нее не денетесь. В число вступительных экзаменов продюсерского факультета РАТИ входят так называемые коллоквиумы. И на втором коллоквиуме ваши математические познания проверят – одновременно побеседовав с вами о социальных и правовых проблемах, о логике, экономике и организации театрального и концертного дела. Известно, что у кино и театра несколько разные принципы, но и во ВГИК сдают математику – на специальность «Менеджмент организации».

Идете ли вы в Московский институт иностранных языков – математика сдается на факультет международного туризма. В Суриковский институт, готовящий художников (МГАХИ), сдают математику на факультет архитектуры.

Вы уже чувствуете, что самые перспективные и надежные из интересного вам круга гуманитарных профессий изначально связаны с математикой. Так стоит ли ее бросать?

Физика

Физика пока не столь отчетливо заявила о своей необходимости для гуманитария. Она, скорее, для тех, кто работает с такими людьми бок о бок. Взять тот же ВГИК. Физику сдают абитуриенты мастерской звукорежиссуры режиссерского факультета. А будущие кинооператоры на экзамене по специальности должны продемонстрировать знание тем «Оптика», «Свет», «Электричество» в объеме средней школы. Однако даже если предельно сузить профессиональную задачу звукорежиссеров и кинооператоров, то мы всё равно не сможем отрицать: этим людям нужно быть художественно развитыми. В основе своей их профессии гуманитарные – другое дело, что на первый план в работе выступает техническая сторона, но результат трудов имеет всё-таки эстетическое измерение.

Да, такой вуз, куда бы гуманитарию можно было сдать вступительный экзамен по физике, нужно еще поискать. Тем не менее сколько филологов, историков, социологов страдают от того, что их исследования не вполне логичны и что выдвигаемые ими гипотезы уязвимы для критики! Речь идет не о том, чтобы заставить их подкреплять доводы физическими законами. А о другом: у гуманитариев весьма размытое представление, что такое наука вообще и как должно выглядеть научное исследование. Их идеи интересны, когда они оригинальны; но чем оригинальнее идеи, тем труднее их доказать. А когда такая работа кормит выполняющего ее профессионала, он разрывается между необходимостью всю свою творческую жизнь генерировать интересные мысли (дабы заметили, признали, ждали его слов, использовали их, платили деньги) и скромно доказывать пришедшее в голову, не обольщаясь человеческой красотой своих теорий. Знание физики тут как раз бы пригодилось: гуманитарий опустился бы с небес на землю – и крепко стоял бы на ней.

Если вы хотите освоить специальность «Лингвистика и новые информационные технологии» на переводческом факультете Московского государственного областного университета, то сдавайте зачет по информатике. Вступительные испытания по этой дисциплине представлены в гуманитарных вузах совсем уж скромно – и только там, где в названии специальности есть сама формулировка IT. Что не повод считать, будто вам не нужна информатика и вас она не коснется. У всякого дела уже есть или должен быть сайт. Учите HTML…

Может быть, вы порадуетесь, а может – и пожалеете, что не поступаете в школу-студию МХАТ на специальность «Сценография». Там сдают экзамен с интересным названием «Прирезка» – плоское изображение переводят в трехмерное. Вероятно, осознание факта существования такого вступительного испытания-упражнения отвлечет вас немного от вопроса, гуманитарий вы или «технарь»… Гуманитарно-практические экзамены – отдельная большая тема. Не всё понимается через слова. Не всегда спасет умение бойко говорить. Сидя за столом, выучить русский и, сидя за тем же столом, выучить математику еще не значит стать гармонично развитой личностью, чтобы хорошо сдавать экзамены по специальности и впоследствии правильно строить работу с людьми…

Острая проблема отсутствующего профильного обучения

Сформированная в России система среднего образования охватывает широкий круг дисциплин, поскольку направлена то, чтобы ученики получали всесторонние знания. Равномерное распределение нагрузки между предметами абсолютно оправдано до момента перехода в 10 класс, когда приходит время выбирать специализацию, с которой старшеклассник хотел бы связать жизнь.

В западных образовательных учреждениях на этом этапе к работе с подростками подключается педагог по профильной ориентации

Основываясь на многочисленных тестах и личном общении, наставник помогает молодым людям определиться с вектором дальнейшего развития и подсказывает, на какие предметы стоит обратить повышенное внимание.. Такая система позволяет подросткам увидеть будущую профессию еще в школе, чтобы сконцентрироваться на дисциплинах, которые придется сдавать при поступлении в вуз

Вместе с тем нагрузка, связанная с другими занятиями, снижается.

Такая система позволяет подросткам увидеть будущую профессию еще в школе, чтобы сконцентрироваться на дисциплинах, которые придется сдавать при поступлении в вуз. Вместе с тем нагрузка, связанная с другими занятиями, снижается.

В российских же школах до недавнего времени подростки в 10-11 классах тратили одинаковое количество времени на подготовку ко всем предметам вне зависимости от того, какие именно ЕГЭ они собирались сдавать.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011 г. N 12-532 «О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования»

3 июня 2011

Департамент профессионального образования разъясняет, что решением Коллегии Минобрнауки России от 25 января 2011 года (протокол N ПК-2вн) вузам дано право самостоятельно устанавливать профили основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и специализации ООП подготовки специалистов, если в структуре соответствующих ФГОС ВПО профили (специализации) не определены.

В настоящее время Департамент профессионального образования осуществляет процедуру внесения соответствующих изменений в пункт 7.1 всех ФГОС по направлениям подготовки (специальностям) для программ бакалавриата и программ подготовки специалиста, а также в пункт 1 и пункт 2 Письма Департамента государственной политики в сфере образования от 13 мая 2010 года N 03-956.

Порядок реализации вузами профилей (специализаций) ООП бакалавриата (подготовки специалиста) приведен в .

Порядок формирования реестра профилей и специализаций ООП ВПО, правила учета профилей (специализаций) в государственной образовательной статистике, порядок мониторинга качества реализации вузами профилей (специализаций) и взаимодействия вузов в рамках государственно-общественных объединений будет доведен до вузов до 1 июня 2011 года.

Директор Департаментапрофессионального образования Т.М. Давыденко

Приложениек Министерстваобразования и науки РФот 31 марта 2011 г. N 12-532

1. Общие положения

1.1. Профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) являются частью направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования, в рамках которого (которой) они реализуются, и предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности.

1.2. Профиль (специализация) отражает направленность основной образовательной программы (далее — ООП) высшего учебного заведения на конкретный вид, объект и(или) задачи профессиональной деятельности, определенные федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) или самостоятельно установленным высшим учебным заведением образовательным стандартом.

Профили (специализации) по наименованию и содержательному наполнению должны развивать наименование и содержание соответствующего направления (специальности). Наименование профиля (специализации) не должно совпадать с наименованием других направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.

1.3. Вузы самостоятельно устанавливают правила распределения (в отдельных случаях — зачисления) студентов по профилям (специализациям) подготовки.

1.4. Профили (специализации) ООП указываются в приложении к диплому о высшем профессиональном образовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector