Учебные предметы в россии

Содержание:

Простые и сложные вещества. Валентность

Вещества бывают простые и сложные. Если молекула состоит из атомов одного химического элемента, — это простое вещество:

Если в состав вещества входят атомы только одного химического элемента — это простое вещество. Причём некоторые химические элементы образуют несколько простых веществ. Так, химический элемент кислород образует простое вещество «кислород» О2 и простое вещество «озон» О3*.

А химический элемент углерод образует четыре простых вещества, причём ни одно из них не называется «углерод». Эти вещества отличаются пространственным расположением атомов:

Алмаз — атомы углерода находятся в вершинах воображаемых тетраэдров;

Графит — атомы углерода находятся в одной плоскости;

Карбин — атомы углерода образуют «нити».

В четвертой модификации «углерода» — фуллерене — атомы углерода образуют сферу, т. е. молекулы фуллерена напоминают мячик.

Существование элемента в виде нескольких простых веществ называется аллотропией. Алмаз, графит, карбин, фуллерен — аллотропные модификации элемента «углерод», а кислород и озон — аллотропные модификации элемента «кислород».

Таким образом, не следует путать эти понятия: «химический элемент» и «простое вещество», а также «молекула» и «атом».

Очень часто в письменных записях слова «молекула» или «атом» заменяют соответствующими символами, но не всегда правильно. Так, нельзя писать: «В состав воды входит Н2», так как речь здесь идёт о химическом элементе водороде — Н. Нужно писать: «В состав воды входит (Н)». Аналогично, правильной будет запись: «При действии металла на раствор кислоты выделится Н2», т. е. вещество водород, молекула которого двухатомна.

Молекулы сложных веществ состоят из атомов разных химических элементов:

Как известно, в состав сложных веществ входят атомы разных химических элементов. Эти атомы соединяются между собой химическими связями: ковалентными, ионными, металлическими.

Способность атома образовывать определённое число ковалентных химических связей называется валентностью. (Подробнее см. урок 4 «Химическая связь».) Правильнее всего определять валентность по графическим или структурным формулам:

В таких формулах одна чёрточка обозначает одну ковалентную связь, т. е. «одну валентность». На практике чаще всего валентность определяют по молекулярной формуле, хотя здесь правильнее говорить о степени окисления элемента (см. урок 7). Иногда результат определения степени окисления соответствует реальному значению валентности, но бывают и неодинаковые результаты.

Задание 1.1. Определите «валентность» (степени окисления) атомов кальция и углерода по формуле СаС2. Совпадает ли полученный результат с реальным значением валентности?

В устойчивой молекуле не может быть «свободных», «лишних» валентностей! Поэтому для двухэлементной молекулы число химических связей (валентностей) атомов одного элемента равно общему числу химических связей атомов другого элемента.

Валентность атомов некоторых химических элементов постоянна (табл. 2).

Для других атомов валентность можно определить (вычислить) из химической формулы вещества.

При этом следует учитывать изложенное выше правило о химической связи.

Сделаем практические выводы.

1. Если один из атомов в молекуле одновалентен, то валентность второго атома равна числу атомов первого элемента (см. на индекс!):

2. Если число атомов в молекуле одинаково, то валентность первого атома равна валентности второго атома:

3. Если у одного из атомов индекс отсутствует, то его валентность равна произведению валентности второго атома на его индекс:

4. В остальных случаях ставьте валентности «крест-накрест», т. е. валентность первого атома равна числу атомов второго элемента и наоборот:

Задание 1.2. Определите валентности элементов в соединениях:

Вначале укажите валентности атомов, у которых она постоянна! Аналогично определяется валентность атомных групп (ОН), (РО4), (SО4) и так далее.

Задание 1.3. Определите валентности атомных групп (в формулах выделены курсивом):

Обратите внимание! Одинаковые группы атомов (OH), (РО4), (SO4) имеют одинаковые валентности во всех соединениях. Зная валентности атома или группы атомов можно составить формулу соединения

Для этого пользуются правилами:

Зная валентности атома или группы атомов можно составить формулу соединения. Для этого пользуются правилами:

Если валентности одинаковы, то и число атомов одинаково, т. е. индексы не ставим:

Если валентности кратны (одно число делится на другое), то число атомов элемента с меньшей валентностью определяем делением:

В остальных случаях индексы определяют «крест-накрест»:

Задание 1.4. Составьте химические формулы соединений:

Как вызвать интерес?

Любая тема связана с реальной жизнью. Еще с древних времен люди стремятся познать мир, понять, как происходят те или иные явления. Возможно, что и вы иногда или часто задаетесь вопросами, например о том, как летают птицы и самолеты, почему все падает вниз, как существует электрический ток и почему магнит притягивает к себе все железное или стальное. На все эти вопросы ответит физика. С какого класса начинается изучение, например, электричества? А звука? Помните, что этот предмет начинается с 7 класса, а заканчивается с окончанием школы (в 11 классе). Поэтому все разделы будут рассмотрены в течение 5 лет постепенно. В самом начале изучается самое элементарное. Главное — стараться учить определения с пониманием смысла, будет проще запомнить. Давайте приведем пример.

Траектория – это линия, по которой движется тело.

О чем здесь речь? Давайте для начала запомним, что в любой науке есть термины, которые характеризуют что-то. Вы впервые услышали слово «траектория», может, еще в детстве от взрослых. Но не знали, что это. Представьте, что вы идете в школу по заснеженной тропинке зимой. После вас остаются следы. Представьте вид сверху. Следы описывают вашу траекторию, как вы перемещаетесь от дома к школе. Есть фраза, например: астероид изменил траекторию. Что это значит? Он двигался в одном направлении, допустим от Марса к Юпитеру, а потом свернул в сторону.

9 класс

02.Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

01.Попытки классификации химических элементов. Открытие периодического закона03.Становление в науке представлений о строении атома04.Состав атомных ядер. Изотопы05.Электронные оболочки атома. Атомные модели Бора06.Описание элемента по положению в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева

03.Химическая связь. Электролитическая диссоциация

01.Ионная связь02.Ковалентная связь03.Ковалентная полярная связь04.Закономерности изменения электроотрицательности элементов в группе и периоде05.Схемы образования веществ с различным типом связи06.Электролитическая диссоциация07.Реакции ионного обмена08.Условия протекания реакций ионного обмена до конца09.Составление уравнений реакций ионного обмена10.Физические свойства веществ с различным типом связи11.Повторение и обобщение темы Химическая связь. Электролитическая диссоциация12.Решение расчетных задач по уравнению реакции

04.Окислительно-восстановительные реакции

01.Развитие в науке представлений об окислении и восстановлении02.Окисление и восстановление03.Степень окисления
04.Окислительно-восстановительные реакции05.Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций06.Обобщение темы Окислительно-восстановительные реакции07.Расчёты массы вступившего в реакцию металла по объёму выделившегося водорода

05.Химия металлов

01.Общие свойства металлов. Металлическая связь02.Элементы подгруппы А I группы03.Элементы подгруппы А II группы04.Жесткость воды05.Свойства алюминия06.Применение алюминия и его сплавов07.Свойства железа08.Применение железа и его сплавов09.Металлургия10.Расчеты массы металлов, полученных из руд, содержащих примеси11.Обобщение темы Химия металлов12.Расчеты массы полученного вещества, если известно содержание примесей в исходном веществе

06.Химия неметаллов

01.Свойства элементов и простых веществ галогенов02.Химические свойства соединений галогенов03.Сера. Сероводород и сульфиды04.Кислородосодержащие соединения серы05.Свойства элемента и простого вещества азота06.Аммиак и соли аммония07.Оксиды азота08.Азотная кислота и ее соли09.Фосфор и его соединения10.Углерод11.Неорганические соединения углерода12.Соединения кремния и их свойства13.Силикатные материалы14.Решение расчетных задач по теме Неметаллы15.Обобщение темы Химия неметаллов

07.Органические вещества

01.Распознавание неорганических веществ с помощью характерных реакций02.Углеводороды03.Кислородсодержащие органические вещества04.Жиры и углеводы05.Азотсодержащие органические соединения06.Аминокислоты. Белки07.Обобщение темы Органические вещества

Для каких направлений нужны ЕГЭ: математика, физика, русский язык?

Такой набор предметов широко распространен у абитуриентов, поступающих на технические, отраслевые и IT-направления вузов. Эта комбинация очень востребованная — она подойдет для поступления на более чем 150 специальностей высшего образования. Стоит отметить большое количество бюджетных мест на технические специальности. Это прямо отражается на проходном балле — обычно он ниже, чем на гуманитарные направления. Поэтому, даже если вы сдали ЕГЭ не очень хорошо, есть шансы поступить и учиться на бюджете.

Авиастроение

Где учиться: МАИ, КАИ, НГТУ, УГАТУ, ДГТУ

Перспективы: инженер; авиадиспетчер; авиационный механик; инженер-проектировщик; авиаконструктор; слесарь-сборщик авиационной техники.

Авиастроение — одна из важнейших отраслей страны, которая делает самолеты для гражданской и военной авиации. Выпускники авиастроения — высококлассные эксперты, которые отлично разбираются во всех его тонкостях. Сегодня многие выпускники стремятся поступить на это направление: они получат востребованную профессию, которая, как правило, хорошо оплачивается.

Уравнения химических реакций

Вещества, состав которых отражают химические формулы, могут участвовать в химических процессах (реакциях). Графическая запись, соответствующая данной химической реакции, называется уравнением химической реакции. Например, при сгорании (взаимодействии с кислородом) угля происходит химическая реакция:

Запись показывает, что один атом углерода С, соединяясь с одной молекулой кислорода O2, образует одну молекулу углекислого газа СО2. Число атомов каждого химического элемента до и после реакции должно быть одинаково! Это правило — следствие Закона сохранения массы вещества: масса исходных веществ равна массе продуктов реакции. Закон был открыт в 18-м веке М. В. Ломоносовым и, независимо от него, А. Л. Лавуазье.

Выполняя этот закон, необходимо в уравнениях химических реакций расставлять коэффициенты так, чтобы число атомов каждого химического элемента не изменялось в результате реакции. Например, при разложении бертолетовой соли КClO3, получается соль КСl и кислород О2:

Число атомов калия и хлора одинаково, а кислорода — разное. Уравняем их:

Теперь изменилось число атомов калия и хлора до реакции. Уравняем их:

Теперь между правой и левой частями уравнения можно поставить знак равенства:

Полученная запись показывает, что при разложении двух молекул КClO3 получается две молекулы КСl и три молекулы кислорода O2. Число молекул показывают при помощи коэффициентов.

При подборе коэффициентов необязательно считать отдельные атомы. Если в ходе реакции не изменился состав некоторых атомных групп, то можно учитывать число этих групп, считая их единым целым:

Последовательность действий такова:

1. Определим валентность исходных атомов и группы PO4:

2. Перенесём эти числа в правую часть уравнения:

3. Составим химические формулы полученных веществ по валентностям составных частей:

4

Обратим внимание на состав «самого сложного» соединения: Ca3(PO4)2 и уравняем число атомов кальция (их три) и число групп РО4 (их две):

5. Число атомов натрия и хлора до реакции теперь стало равным шести; доставим соответствующий коэффициент:

Эти правила образуют Алгоритм составления уравнений химических реакций обмена, так как, пользуясь этой последовательностью, можно уравнять схемы многих химических реакций, за исключением более сложных окислительно-восстановительных реакций (см. урок 7).

Химические реакции бывают разных типов. Основными являются:

1. Реакции соединения:

Здесь из двух и более веществ образуется одно вещество:

2. Реакции разложения:

Здесь из одного вещества получаются два вещества и более веществ:

3. Реакции замещения:

Здесь реагируют простое и сложное вещества, образуются также простое и сложное вещества, причём простое вещество замещает часть атомов сложного вещества:

4. Реакции обмена:

Здесь реагируют два сложных вещества и получаются два сложных вещества. В ходе реакции сложные вещества обмениваются своими составными частями:

Существуют и другие типы химических реакций.

Задание 1.5. Расставьте коэффициенты в предложенных выше примерах.

Задание 1.6. Расставьте коэффициенты и определите тип химической реакции:

8 класс

01. Тепловые явления

  • 01. Тепловое движение. Температура
  • 02. Внутренняя энергия
  • 03. Способы изменения внутренней энергии
  • 04. Теплопроводность
  • 05. Конвекция
  • 06. Излучение
  • 07. Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
  • 08. Количество теплоты. Единицы количества теплоты
  • 09. Удельная теплоёмкость
  • 10. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении
  • 11. Лабораторная работа. Измерение удельной теплоемкости твердого тела
  • 12. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
  • 13. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
  • 14. Уравнение теплового баланса

02. Агрегатные состояния вещества

  • 01. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
  • 02. Удельная теплота плавления
  • 03. Решение задач по теме Нагревание и плавление кристаллических тел
  • 04. Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара
  • 05. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации
  • 06. Решение задач по теме Агрегатные состояния вещества. Переходы из одного агрегатного состояния в другое
  • 07. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха
  • 08. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания
  • 09. Паровая турбина. КПД теплового двигателя
  • 10. Решение задач по теме КПД
  • 11. Решение более сложных задач по теме Изменение агрегатных состояний вещества

03. Электромагнитные явления

  • 01. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов
  • 02. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества
  • 03. Электрическое поле
  • 04. Делимость электрического заряда. Строение атомов
  • 05. Объяснение электрических явлений
  • 06. Электрический ток. Источники электрического тока
  • 07. Электрическая цепь и ее составные части
  • 08. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока
  • 09. Сила тока. Единицы силы тока
  • 10. Амперметр. Измерение силы тока
  • 11. Электрическое напряжение
  • 12. Электрическое сопротивление проводника. Единица сопротивления
  • 13. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи
  • 14. Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление
  • 15. Реостаты
  • 16. Последовательное соединение проводников
  • 17. Параллельное соединение проводников
  • 18. Решение задач на тему Электрическое сопротивление. Закон Ома
  • 19. Решение задач по теме Смешанное соединение проводников
  • 20. Работа электрического тока
  • 21. Мощность электрического тока
  • 22. Решение задач по теме Работа и мощность электрического тока
  • 23. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца
  • 24. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы
  • 25. Короткое замыкание. Предохранители
  • 26. Решение задач по теме Электрические явления
  • 27. Варианты контрольной работы Электрические явления
  • 28. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии
  • 29. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты
  • 30. Применение электромагнитов
  • 31. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли
  • 32. Действие магнитного поля на проводники с током. Электрический двигатель
  • 33. Повторение темы Электромагнитные явления
  • 34. Контрольная работа по теме Электромагнитные явления

04. Световые явления

  • 01. Источники света. Распространение света
  • 02. Отражение света
  • 03. Плоское зеркало
  • 04. Преломление света
  • 05. Линзы. Оптическая сила линзы
  • 06. Изображения, даваемые линзой
  • 07. Лабораторная работа Получение изображения при помощи линзы
  • 08. Повторение темы Световые явления

Все формулы за 7 класс

Учебники физики за 7 класс знакомят школьников с формулами, при помощи которых вычисляют:

  • скорость равномерного движения;
  • среднюю скорость неравномерного движения; 
  • плотность вещества;
  • силу тяжести; 
  • равнодействующую сил, направленных в одну сторону;
  • вес тела; 
  • давление; 
  • давление жидкости; 
  • силу Архимеда. 

Скорость равномерного движения

Скорость равномерного прямолинейного движения — это постоянная скорость объекта при движении по прямой линии, которая будет одинакова в любой момент движения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Рассчитывается она так:

\(V=\frac St\)

где \(V\) — искомая нами скорость объекта, \(S\) — путь, пройденный объектом, \(t\) — время, за которое был пройден путь.

Скорость измеряется в км/ч, когда речь идет о больших расстояниях, и м/с, когда о маленьких.

Средняя скорость неравномерного движения

Средняя скорость — это скорость, которую мог бы иметь объект, если бы преодолел этот же самый путь за это же самое время, но двигаясь равномерно.

Зависит от тех же параметров, что и скорость при равномерном движении: от \(S\) и \(t\). Чтобы рассчитать среднюю скорость движения нужно полный путь, пройденный объектом, разделить на все время движения:

\(V=\frac{S_1+S_2}{t_1+t_2}\)

где \(V\) — средняя скорость, \(S_1, S_2\) — участки пути, из которых состоит полный путь объекта, \(t_1\) — время, потраченное на преодоление первого участка пути, \(t_2\) — время, потраченное на преодоление второго участка пути.

Средняя скорость также измеряется в км/ч.

Плотность вещества

Плотность вещества — это физическая величина, которая показывает зависимость массы вещества от его объема.

Формула для определения плотности вещества:

\(p=\frac mV\)

где \(p\) — плотность, \(m\) — масса вещества, \(V\) — его объем.

Измеряется плотность в \(кг/м^3\).

Сила тяжести

Сила тяжести — эта та сила, с которой все объекты притягиваются к поверхности нашей планеты.

Определяется по формуле:

\(F=g\times m\)

где \(F\) — сила тяжести, \(m\) — масса объекта, а \(g\) — коэффициент силы тяжести, равный 9,8 м/с.

Измеряется сила тяжести в ньютонах.

Равнодействующая сил, направленных в одну сторону

Равнодействующая сила — это сила, которая воздействует на тело так же, как несколько других одновременно воздействующих на объект сил.

Если силы, воздействующие на объект, направлены по одной прямой и в одну сторону, равнодействующая этих сил будет направлена в эту же сторону, а ее модуль будет равен сумме модулей этих сил.

Исходя из трактовки этого понятия, следует, что:

\(R=F_1+F_2\)

где \(R\) — равнодействующая сил \( F_1\) и \(F_2\), действующих на тело.

Измеряется в ньютонах.

Вес тела

Вес — это сила, с которой объект воздействует на опору или подвес под ним вследствие притяжения к планете Земля.

Вес тела численно равен силе тяжести и вычисляется по той же самой формуле:

\(F=g\times m\)

Так же, как и сила тяжести, измеряется в ньютонах.

Давление

Давление — это физическая величина, характеризующая степень воздействия силы, действующей перпендикулярно поверхности на площадь этой поверхности.

\(P=\frac FS\)

где \(P\) — давление, \(F\) — сила, направленная перпендикулярно площади поверхности, \(S\) — площадь поверхности, на которую действует сила.

Давление измеряется в паскалях.

Давление жидкости

Давление в жидкости или газе зависит:

  1. От уровня жидкости или газа в емкости. Это происходит из-за того, что верхние слои «давят» на нижние слои жидкости.
  2. От плотности жидкости / газа. Чем больше плотность, тем больше давление.

В виде формулы эту зависимость записывают так:

\(P=p\times g\times h\)

где \(P\) — давление в жидкости, \(p\) — плотность жидкости, \(g\) — коэффициент силы тяжести, равный 9,8 м/с, \(h\) — высота (уровень) жидкости в емкости. 

Давление в жидкости измеряется в паскалях.

Согласно закону Паскаля, давление в жидкости и газах передается одинаково по всем направлениям.

Сила Архимеда

Архимедова сила — сила выталкивания, действующая на тело, которое погружено в жидкость или газ.

Эта сила всегда направлена вверх и равна по модулю весу жидкости, вытесненной телом. В уравнении зависимость выглядит так:

\(F_a=p\times g\times V\)

где \(F_a\) — сила Архимеда, \(p\) — плотность жидкости или газа, \(g\) — коэффициент силы тяжести, \(V\) — объем погруженного в жидкость объекта.

Сила Архимеда измеряется в ньютонах.  

9 класс

01. Законы взаимодействия и движения тел

  • 01. Материальная точка. Система отсчета
  • 02. Перемещение
  • 03. Определение координаты движущегося тела
  • 04. Перемещение при прямолинейном равномерном движении
  • 05. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
  • 06. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости
  • 07. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
  • 08. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости
  • 09. Лабораторная работа 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
  • 10. Решение задач на определение ускорения, мгновенной скорости и перемещения при равноускоренном прямолинейном движении
  • 11. Решение задач по теме Прямолинейное равномерное и неравномерное движение
  • 12. Относительность движения
  • 13. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона
  • 14. Второй закон Ньютона
  • 15. Третий закон Ньютона
  • 16. Свободное падение тел
  • 17. Движение тела, брошенного вертикально вверх
  • 18. Лабораторная работа 2 Исследование свободного падения тел
  • 19. Законы всемирного тяготения
  • 20. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
  • 21. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью
  • 22. Решение задач
  • 23. Искусственные спутники Земли
  • 24. Импульс. Закон сохранения импульса
  • 25. Реактивное движение. Значение работ К.Э. Циолковского
  • 26. Решение задач
  • 27. Решение задач на тему Законы взаимодействия и движения тел

02. Механические колебания и волны. Звук

  • 01. Колебательное движение и его характеристики. Свободные и вынужденные колебания
  • 02. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы
  • 03. Динамика колебательного движения
  • 04. Лабораторная работа по теме Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника
  • 05. Длина волны. Скорость распространения волны
  • 06. Звуковые волны
  • 07. Отражение волн. Звуковой резонанс
  • 08. Величины, характеризующие колебательное движение
  • 09. Лабораторная работа 3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины
  • 10. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Примеры решения задач
  • 11. Закон сохранения механической энергии
  • 12. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания
  • 13. Распространение колебаний в упругой среде. Продольные и поперечные волны
  • 14. Длина волны. Скорость распространения волн
  • 15. Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр, громкость
  • 16. Скорость звука. Отражение звука. Эхо
  • 17. Решение задач по теме Механические колебания и волны. Звук

03. Электромагнитные явления

  • 01. Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле
  • 02. Направление тока и направление линий его магнитного поля
  • 03. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки
  • 04. Индукция магнитного поля
  • 05. Магнитный поток
  • 06. Явление электромагнитной индукции
  • 07. Лабораторная работа 4. Изучение явления электромагнитной индукции
  • 08. Получение переменного электрического тока
  • 09. Электромагнитное поле
  • 10. Электромагнитные волны
  • 11. Электромагнитная природа света
  • 12. Вариант контрольной работы по теме Электромагнитные явления

04. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

  • 01. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов
  • 02. Модели атомов. Опыт Резерфорда
  • 03. Радиоактивные превращения атомных ядер
  • 04. Экспериментальные методы исследования частиц
  • 05. Открытие протона. Открытие нейтрона.
  • 06. Состав атомного ядра. Массовое число.Зарядовое число. Ядерные силы
  • 07. Энергия связи. Дефект масс
  • 08. Деление ядер урана. Цепная реакция
  • 09. Ядерный реактор
  • 10. Атомная энергетика
  • 11. Биологическое действие радиации
  • 12. Термоядерная реакция
  • 13. Контрольная работа по теме Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер
  • 14. Обобщение темы

Атомно-молекулярное учение. Мельчайшие частицы

Как и каждая наука, химия имеет свои термины и понятия, которые изучаются на протяжении всего курса. Эти термины для вас будут не новыми, вы с ними знакомились на уроках физики и природоведения. А речь пойдёт об атомах, молекулах, химических элементах и веществах. Эти понятия являются основой атомно-молекулярного учения.

Рассмотрим подробно каждое понятие.

Атом

Наверняка вы в учебнике или кабинете химии видели периодическую систему химических элементов (ПСХЭ). Она имеет разный вид и структуру, с которой вы позже подробно познакомитесь. Классический вид периодической системы химических элементов изображён на рисунке.

 

С уроков природоведения вам известно, что атомы это кирпичики мироздания.

Атом – мельчайшая частица химического элемента, которая отвечает за его свойства и химически неделима.

На данный момент известно 126 видов атомов – химических элементов. Какая связь между химическим элементом и атомом? Химический элемент состоит из атомов определённого вида. В чём состоит отличие этих понятий. Почему алхимики не могли найти философский камень? Почему железо или медь не превращаются в золото? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть строение атома.

Абсолютно каждый атом имеет положительно заряженное ядро и, вращающиеся вокруг него, отрицательные электроны.

 

Самое тяжёлое в атоме – это ядро, которое состоит с протонов (имеют заряд +) и нейтронов (заряд 0).

Атом не имеет никакого заряда, иными словами нейтрален.

Число протонов = число электронов

Чтобы узнать количество частиц, необходимо определить порядковый номер элемента в ПСХЭ.

Например, если в состав атома входит 10 электронов и 10 протонов, посмотрев в периодическую систему, увидим, что данный набор частиц отвечает химическому элементу – Неон. Химический элемент Золото имеет 79 протонов и 79 электронов. Состав атомов, а точнее, количество протонов, не изменяется в ходе химических реакций. Именно по этой причине, алхимики не смогли найти рецепт философского камня.

Атомы (подобно буквам, которые соединяются в слоги, а потом в слова) соединяются в молекулы.

Молекула

Молекула – наименьшая частица вещества

Как образуются молекулы? Снова проведём аналогию с буквами. Чтобы получилось читаемое и со смыслом слово, необходима определённая комбинация букв и чёткие правила. Также происходит и при образовании молекулы. Атомы соединяются в молекулу с помощью химических связей. Свойства молекул зависят от того, атомы каких элементов входят в их состав, а также каким образом они соединены между собой.

Рассмотрим на примере молекул веществ, которые образованные атомами кислорода, это кислород и озон. Обе эти молекулы образованы атомами химического элемента Кислород, но в состав озона, химическая формула которого О3, входит 3 атома Кислорода, а в молекулу кислорода, формула вещества О2 – два атома химического элемента Кислород.

 

Данное явление называется аллотропией. Это явление существования простых веществ, образованных одинаковым химическим элементом, но различным по свойствам и строению.

Рекордсменом по образованию аллотропных форм является углерод, который существует в виде алмаза, графита, карбина, фуллеренов, углеродных нанотрубок.

Как видно из определения, атомы и молекулы – это частицы, но в чём их разница? Снова проведём аналогию с буквами и словами. Буквы – это атомы, слова – это молекулы. Буквы не могут состоять из слов, так же как и атомы не могут состоять из молекул.

 

Молекула сернистого газа SOсостоит из одного атома Серы и двух атомов Кислорода. Молекула аммиака состоит из одного атома Азота и трёх атомов Водорода и т. д.

Таким образом, мы видим, что все вещества состоят из атомов химических элементов. Живая и неживая природа – это также комбинация химических элементов.

Ионы

Что происходит с атомом, если он присоединяет или отдаёт электроны? Он становится заряженной частицей.

 

Ионы – частицы, которые положительно или отрицательно заряжены.

Обобщив все вышесказанное, выделим основные постулаты атомно-молекулярного учения, которое является фундаментом в химии, физике и естествознании:

  • Вещества состоят из молекул;
  • Атомы являются частью молекулы;
  • Атомам и молекулам характерно самопроизвольное движение;
  • Во время химических реакций происходит изменение состава молекулы и образуются новые вещества.

7 класс

03. Взаимодействие тел

  • 01. Механическое движение
  • 02. Равномерное и неравномерное движение. Скорость
  • 03. Решение задач на расчёт скорости
  • 04. Расчёт пути и времени движения
  • 05. Инерция
  • 06. Взаимодействие тел. Масса
  • 07. Плотность
  • 08. Расчет массы и объема тела
  • 09. Сила. Сила тяжести
  • 10. Сила упругости
  • 11. Вес тела
  • 12. Единицы силы. Динамометр
  • 13. Сложение сил
  • 14. Сила трения

04. Давление твердых тел, жидкостей и газов

  • 01. Давление
  • 02. Решение задач на расчет давления
  • 03. Давление газа
  • 04. Закон Паскаля
  • 05. Давление в жидкости и газе
  • 06. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
  • 07. Сообщающиеся сосуды
  • 08. Атмосферное давление
  • 09. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли
  • 10. Барометр-анероид. Манометр
  • 11. Гидравлический пресс
  • 12. Действие жидкости и газа на погруженное тело
  • 13. Архимедова сила
  • 14. Решение задач на расчет выталкивающей силы
  • 15. Плавание тел
  • 16. Плавание судов
  • 17. Воздухоплавание

05. Работа, мощность, энергия

  • 01. Механическая работа
  • 02. Механическая работа. Единицы работы. Мощность
  • 03. Простые механизмы. Рычаг
  • 04. Момент силы
  • 05. Блок
  • 06. Золотое правило механики
  • 07. КПД
  • 08. Энергия, закон сохранения энергии
  • 09. Решение задач на тему Закон сохранения энергии

О строении вещества

Вы познакомитесь с понятием «молекула», которое будет встречаться и в химии, и биологии. Это очень и очень маленькое вещество, которое можно увидеть только под мощнейшим микроскопом. В кабинете физики есть плакаты, показывающие молекулярные структуры тех или иных веществ (например, воды, металла).

Впервые учащимся предстоит познакомиться с лабораторными работами, которые обязывает проводить физика. С какого класса начинается изучение, исследование по той или иной теме занятия? Именно с 7-го. Обязательно слушайте учителя, записывайте, какие необходимые инструменты и принадлежности приносить на следующий урок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector