Звуковой дизайн в электронной музыке

Что дальше?

Логическим продолжением обучения являются курсы Профессиональное написание трека и Курс по аранжировке и композиции.

Получите скидку 15 тыс. руб. на все 3 курса: 75 тыс. руб. 90 тыс. руб.

ПОДАРОК будущему студенту, оплатившему пакет из трех ступеней: книга Данилова Алексея “Академия мьюзикмейкера”.

В книге доступно рассказывается о всех аспектах деятельности современного музыканта.

Даются ценные советы на основе богатого опыта автора, – продюссера, сотрудничающего с различными известными российскими и зарубежными исполнителями: Жанна Агузарова, Корней, Мара, Катя Волкова, Шура, Supafly Inc. (Великобритания), Wil Van Winkle (США), Равшан Закиров (гр. «Ялла», Узбекистан) и др.

В настоящее время Алексей Данилов является штатным участником коллектива Юрия Антонова.

Профессия звукорежиссер

Человек данной профессии требуется во всех сферах деятельности, где необходим высококачественный звук. От звукорежиссера требуется создание на вечеринке, фильме, концерте или другом мероприятии определенной атмосферы, которая должна быть по задумкам организаторов. Желательно, чтобы звукорежиссер был еще и творческой личностью, а не только имел высокую квалификацию, так как с помощью звука необходимо создать общую картину происходящего. Также донести до слушателя или зрителя эмоциональный настрой всего происходящего вокруг в целом.

В зависимости от того, в какой сфере работает звукорежиссер, он выполняет обязанности разного рода. Например, в сфере шоу-бизнеса он отвечает за качественный звук. Под руководством специалиста идет расстановка оборудования для максимально качественного воспроизведения звука. В сфере кинематографа от звукорежиссера требуют осуществлять контроль звукопередачи, следить за его качеством, чтобы погрузить зрителя в нужное режиссеру настроение. Для получения нужных звуков используются подручные и специальные средства, с помощью которых записывают звук для озвучивания кинокартины.

В сфере телевидения и радиовещания требуется монтаж звукозаписи, вставка отбивок и заставок. Звукорежиссер театра знает о влиянии типа помещения и его акустических свойств на качество звуков. В целом звукорежиссер отвечает за множество моментов: техническое состояние, спецэффекты, создание нужной тональности, синхронизацию звука и другое.

Направления саунд-дизайна

Сейчас саунд-дизайном называют все, что звучит в медиаполе. При этом sound design — это одно из направлений в звукорежиссуре. Индустрии трансформируются, изменяется медиарынок, возникают новые запросы. Как следствие — появляются новые профессии. Видео-контента становится все больше, а в аудиовизуальной индустрии 50% восприятия идет через звук. В целом, классическая  — это нечто всеобъемлющее, описывающее и запись звука на съемочной площадке фильма, и работу в музыкальной студии, и создание спецэффектов для анимационных фильмов или инфографики.

Режиссура звука — это тонкая работа по управлению эмоциями зрителя через правильные звуковые образы. Каждый раз, когда вы слышите на экране монстра, пролетающий космический корабль, или человека, пробирающегося через заросли джунглей — это работа профессионалов, искусственно создающих звуки под изображение.

Благодаря развитию моушн-дизайна, компьютерной графики и интерактивных медиа, таких как компьютерные игры, появилось большое количество новых рабочих мест.

Сейчас словосочетание «саунд-дизайн» не вызывает удивления. Когда в 2008 году, в кризисное время, я открывал студию звукового дизайна SoundDesigner.Pro, это был определенный риск. Даже поисковые системы не знали об этом направлении и выдавали «сауна-дизайн». Пришлось проводить лекции и рассказывать о том, как звук влияет на восприятие визуальной информации.

На тот момент направление звукового дизайна было незнакомо аудитории, многие думали, что это и есть звукорежиссура. Классический образ — пузатый дядька крутит какие-то ручки на пульте и попивает пиво. Именно это и расстраивало.

Возникла сумасшедшая смелая идея о создании индустрии в России, как бы громко это ни звучало. Многие коллеги в тот момент отвернулись от меня со словами: «Зачем? Работы и так мало. Это очень узкая ниша». Но я видел большие перспективы развития: набирали популярность небольшие ролики, youtube-видео и компьютерные игры. Мобильные гаджеты проникали в наш мир все больше и больше, а они ведь должны быть озвучены.

Однажды я создавал звучание первого в мире телефона с двумя экранами для Yota. Это была уникальная задача, sound design мобильного телефона — это мир противоречий. Например, что такое звук будильника? Это сигнал, который должен вводить в состояние микростресса, раздражать, иначе вы не проснетесь. Однако если же он будет неприятным, вы просто выключите этот будильник и больше не включите. Если пользователь меняет мелодию, пытается заменить назойливый эффект — работа саунд-дизайнера выполнена некачественно. Я решил, что необходимо обучать как можно больше специалистов в этой сфере, чтобы звуки радовали людей. Обучение — это огромные эмоциональные затраты. Однако сколько бы ты ни отдавал, получаешь гораздо больше.

В 2013 году я выбрал Московскую школу кино как площадку для появления первого в России факультета по направлению «Саунд-дизайн». Сначала отказали, так как это направление не показалось существенным для школы. Но через год мы начали сотрудничать. Через два года после этого наши дороги разошлись, я видел большие перспективы развития, нежели один факультет.

В 2015 году я сделал Sound Sunday — День звука в России. В киноцентре «Октябрь» летним жарким днем нас посетили более полутора тысяч человек. Оказалось, что люди интересуются всем, что связано с синтезаторами, музыкой в кино, образованием. Тогда же было объявлено об открытии Института звукового дизайна. Сначала мы запустили 2 направления: звуковой дизайн в кино и музыкальную звукорежиссуру. Через два года количество программ увеличилось вдвое.

Учитывая стремительные изменения рынка, появление интереса к новым формам медиа — компьютерным играм и графике — требуется постоянно обновлять и улучшать программы. Виртуальные миры, 360-видео и интерактивные инсталляции со звуком выглядят гораздо лучше.

Обучение на Саунд дизайнера

На данный момент, многие специалисты данной области признают, что система образования в этой сфере значительно устарела. Однако, есть ряд ВУЗов и коммерческих школ, которые готовят профильных специалистов по дизайну звука.

В Санкт-Петербурге данная дисциплина появилась впервые в 2003 году в Гуманитарном университете Профсоюзов. Она преподавалась в рамках специальности “Режиссура”. ввел такую дисциплину профессор Н.И Дворко. В том же 2003 году он выпустил несколько методических пособий по преподаванию дисциплины “Звуковой дизайн”.

В ВУЗах Москвы преподавание этой специальности началось с 2008 года. Эту дисциплину преподают в следующих столичных университетах.

  1. Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. Литовчина М.А. Предмет “Звуковой дизайн” входит в состав дисциплины “Звукорежиссура аудиовизуальных искусств”.
  2. Всероссийский государственный университет кинематографии имени Герасимова С.А. Часто именуется ВГИКом.
  3. Московская школа кино. В этом образовательном учреждении выделен отдельный факультет “Звукового дизайна и звукорежиссуры”.

Современные реалии таковы, что образования в ВУЗе по делу такого рода недостаточно. Из-за устаревшего подхода и технологий, высшие учебные заведения выпускают специалистов с существенными пробелами в важных областях. Поэтому помимо профильного образования в институте или университете профессионалы данной области рекомендуют окончить специализированные профильные курсы и заниматься самоподготовкой.

Также полезным окажется прохождение практики в постпродакшн-студии в качестве стажера. Здесь можно получить опыт, а также профессиональную оценку специалистов и советы в отношении тех областей, которые необходимо подтянуть.

Кроме того, научиться профессии, помимо перечисленных образовательных учреждений можно и в таких, как:

  • New York Film Academy;
  • Berklee College of Music;
  • YALE School of Drama;
  • МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания “Останкино)

Geekbrains

Дизайн звука

Пройдете путь от базовой музыкальной теории и физики звука до полной озвучки дипломного проекта. С первых занятий начнете писать свою музыку и отрабатывать на ней полученные навыки. Поймете, как с нуля создавать звуки под разные задачи. Научитесь работать с видео, делать сведение и мастеринг. Вместе с экспертами из индустрии освоите актуальные инструменты и соберете первое портфолио.

Программа обучения

  • Модуль 1. Функции и инструменты Ableton Live
  • Модуль 2. Сольфеджио, базовая и продвинутая музыкальная теория, современная теория музыки
  • Модуль 3. Синтез
  • Модуль 4. Аранжировка
  • Модуль 5. Основные законы и введение в саунддизайн. Основы психоакустики. Эффекты
  • Модуль 6. Сведение и мастеринг
  • Модуль 7. Работа с портфолио

В чем уникальность программы?

  • Эксперты-практики из индустрии
  • Обучение в комфортном темпе из любой точки мира
  • Образовательный процесс, построенный на практике
  • Актуальные навыки и знания без воды
  • Общение с однокурсниками и преподавателями

С чего начинался саунд-дизайн в России?

В России у истоков sound design как индустрии стоял Василий Филатов, основавший вышеупомянутый Институт звукового дизайна и студию SoundDesigner.Pro. Он решил организовать студию в 2008 году, когда призрак кризиса был уже очевиден, и многие его, мягко говоря, не поняли. Однако Василий видел, что, невзирая на кризис, YouTube становится все более популярным, электронные гаджеты получают все большее распространение, компьютерными играми увлекается все больше людей.

А значит, для все большего количества видео будет требоваться отображающее суть происходящего аудио, будут выходить новые игры и новые версии старых компьютерных игр, рынок электронных устройств будет расти и, как мы уже выяснили, для программного наполнения электроники тоже нужен будет саунд-дизайн.

Актуальными становятся курсы саунд-дизайна, где всему этому можно было бы научиться. Изначально Василий Филатов решил предложить свои услуги в создании факультета саунд-дизайна Московской школе кино. Там его тоже не сразу поняли, и в 2013 году просто отказали. Однако уже в 2014 началась совместная работа, которая продлилась 2 года.

В июле 2015 года Филатов провел первый Sound Sunday в России, где желающие могли бесплатно посетить мастер-классы по семплингу от Александра Лейфа, синтезу звука от Глеба Рогозинского, лекцию о создании музыки из подручных средств и многие другие . Площадкой для проведения был выбран Музей Москвы . Невзирая на жаркий воскресный день и множество альтернатив его проведения на свежем воздухе на берегу любого из многочисленных подмосковных водоемов, на Sound Sunday собралось полторы тысячи посетителей.

Первый День звука в России показал, что россиян интересуют самые разные аспекты работы со звуком: от создания саундтреков к фильмам до написания электронной музыки и получения профильного образования. Там же, во время Sound Sunday, Филатов объявил о том, что Институт звукового дизайна открывает для абитуриентов двери двух своих факультетов: звукового дизайна кино и музыкальной звукорежиссуры.

Сейчас в Институте можно еще выбрать специализацию в области дизайна интерактивного звука, саунд-дизайна в визуальных и аудиовизуальных медиа . В общем, это охватывает все основные сферы sound design-индустрии. Поэтому будет логичным чуть подробнее рассказать, что представляет собой каждая из них.

Звуковой дизайн и создание синтетических звуков

Считается, что саунд-дизайнеры хорошо разбираются в компьютерах, различных электронных приборах, при помощи которых они синтезируют необычные звуки. Действительно, «звуковой синтез»2 применяется для создания специальных звуковых эффектов, озвучивания футуристических, фантастических или сказочных персонажей, объектов, действий. Звуки, не имеющие аналогов в природе, синтезируются дизайнером, то есть создаются при помощи электронных приборов: программных и аппаратных синтезаторов, генераторов, электромузыкальных инструментов (терменвокс, тенори-он).

2 Звуковым синтезом называют процесс построения спектров звуковых сигналов при помощи генерации простых волновых форм и их последующей обработки. Синтез звука в основном преследует две цели: имитация есте­ственных звуков (шум ветра и дождя, звук шагов, пение птиц и т. п.), а также акустических музыкальных инструментов (имитация звуков акустических и электроинструментов) и получение принципиально новых звуков, не встре­чающихся в природе.

Синтезаторы — прекрасное средство для изобретения новых синтетических звучаний, но для звукового дизайна синтез звука не всегда приемлем. По мнению большинства западных и российских специалистов по дизайну звука, самые простые звуки и шумы, записанные на природе или в студии и смонтированные в необычные композиции, звучат более насыщенно, комплексно и «натурально», нежели осцилляторы синтезаторов. Чаще дизайнеры предпочитают получать необычные сочетания, используя множественные наложения и обработку реальных органических звуков. Даже самые нереалистичные звуки можно создать, используя природные и органические шумы. Каким бы фантастичным ни было действие на экране, дизайнеры стараются сохранить в звуке естественность и натуральность тембров, ведь зритель быстрее поверит в невероятные фантастические кадры на экране, если будет слышать знакомые, узнаваемые тембры.

Так, например, именитый дизайнер звука Бен Бёртт, работая над звуком к научно-фантастической эпопее «Звёздные войны» Джорджа Лукаса, в качестве аудиоматериала для озвучивания самых необычных и вымышленных образов предпочитал записывать естественные звуки: Реальные «органические» звуки привносят ощущение достоверности происходящего. Я пробую придумывать что-то, что звучит почти «знакомо», но остаётся неузнаваемым. Это придаёт героям, транспортным средствам и прочим объектам иллюзию реальности .

http://vk.com/video_ext.php

Sound design tools

Sound design is so open-ended that almost any process in music production can be used for it. In fact, there’s no easy way to say how to get started with sound design.

The best way is to simply dive in, find the methods and tools that work best for you and follow your intuition.

Here’s a list of the different types of tools you can use in your sound design workflow.

1. Effects

Manipulating sound with audio effects is a powerful sound design technique. Effects can take a boring sound into outer space and back.

There’s no rules when it comes to effects for sound design. Combining effects, changing their order, and routing them in creative ways are all great techniques.

If your goal is to change a sound rather than enhance it or make it sit in the mix, you don’t have to worry about preserving the original texture either. Feel free to go wild.

2. Experimental recording techniques

There are plenty of ways to get creative during the recording process itself. Sound design starts at the source.

Experiment with mic choices and positioning, signal chains or any other off-the-wall techniques you can think of.

Use the studio like an instrument!

3. Your DAW

Some of the original sound design effects came from basic operations that could be performed with analog tape.

You can still use a lot of the same techniques in your DAW. Changing the speed or playback direction of an audio clip has a massive impact.

Even simply reversing the playback direction of audio on the timeline can sound alien.

Backwards audio will never not be trippy!

4. Sampling

Sampling and samplers are also great sound design resources. There’s an almost infinite number of samples out there to choose from.

Even something as simple as choosing which samples to use could be considered sound design.

Samplers almost always contain built-in synthesis tools like filters and envelope generators.

What do your sample packs sound like when you manipulate the attack, decay, sustain and release?

Or how about creating your own samples?

Resample your sounds after tweaking them with effects to form completely new textures.

Or pick a sound and spread it across the keyboard. How does it sound at different pitches? Better, worse or just different? It’s up to you!

5. Synthesis

Synthesis is one of the most fundamental sound design methods. You’re literally creating a sound from nothing!

With a synth you get to control every single aspect of the sound you create. That means that each parameter decision is a sound design choice.

Take the time to learn and understand the influence that oscillators, filters, LFOs and envelope generators have on your signal

If you’re new to synthesis try brushing up on your synthesizer terms or the basics of subtractive synthesis.

6. MIDI

MIDI is another digital tool that can be used for sound design.

Controlling various features of musical performance is what MIDI does best.

Experimenting with note patterns, CC messages and MIDI effects like arpeggiation are all valid sound design techniques.

Don’t underestimate MIDI in your sound design workflow.

7. Field recording

Field recording is capturing sound from environments outside your studio to bring into your compositions.

It’s a fantastic method to use to get your sound design workflow out of the DAW.

Artists who create field recordings often use dedicated portable recorders, but basic field recording can be accomplished with something as simple as a mobile phone.

Experiment by recording anything and everything—you never know what could come in handy where!

Основные категории звуков в играх

Синхронные шумы (foley)

Это звуки, которые записывают для озвучки соответствующих действий. При этом необязательно выполнять то же самое действие, чтобы получить нужный сэмпл.

Например, саунд-дизайнеры Dark Sector озвучивали процесс убийства и расчленения противников при помощи фруктов, овощей и орехов — разработчики их били, ломали, давили, сжимали и так далее. В результате получились «сочные» и запоминающиеся звуки убийств.

Запись звуков для Dark Sector

Этот тип шумов назвали в честь Джека Фоли — специалиста по звуку, который первым записал звук отдельно от видео, а потом наложил его поверх изображения. Ему пришлось использовать такой подход из-за слишком шумных ранних видеокамер, которые заглушали остальные звуки.

Синхронные шумы не обязаны полностью соответствовать действительности — главное, чтобы они звучали достоверно и давали нужное ощущение. Например, саунд-дизайнер The Last of Us Part II Джесси Джеймс Гарсия при создании звука бьющегося стекла придумал целую последовательную систему, чтобы вызвать нужный эффект.

Звуки бьющегося стекла в The Last of Us Part II

Сперва слышен начальный удар, в котором совмещены звуки бьющегося ветрового стекла и короткого электрического разряда. Затем звучит треск, который повторяется в рандомной последовательности для придания реалистичности действия. Потом — низкий глухой удар, позволяющий почувствовать силу этого действия. Последний звук — упавшие на землю осколки. Это наиболее важный момент, который позволяет прочувствовать, что «у каждого действия есть последствия».

Когда Гарсия создавал звук разбивающегося автомобильного стекла, он хотел вызвать страх и усилить ощущение того, что игрока загнали в угол. Поэтому он добавил звук небольшого взрыва, так как неожиданный и резкий звук может застать пользователя врасплох.

Перспективы саунд-дизайнеров в России

По сложившейся традиции, в России все новое пробивает себе дорогу под истошные вопли типа «да кому это нужно», «да ты ничего не заработаешь и разоришься», «людям есть нечего, а ты со своими глупостями» и т.д. Масла в огонь подливают постоянные кризисы, экономическая нестабильность, падение рубля по каждому поводу и без оного, а вот теперь еще и пандемия.

Впрочем, пандемия – это аргумент, скорее, в пользу развития сферы мультимедиа, а значит, и sound design. Многие виды деятельности уходят в онлайн. Даже те, которые еще в 2019 году было вообще тяжело представить в онлайне. А, главное, незачем. Сейчас все изменилось, и, похоже, надолго.

Онлайн – шанс выжить для многих сфер. В онлайн идут концерты известных певцов и дни открытых дверей в различных вузах, театральные постановки и лекции, есть даже первые онлайн-бары, куда «можно со своим», в отличие от обычных питейных заведений. Разумеется, все это требует определенного аудиовизуального оформления. Согласитесь, как-то нелогично пить в тишине или даже ждать начала театральной онлайн-постановки – нужно какое-то звуковое оформление.

А уж индустрия онлайн-игр будет только расти, потому что, во-первых, заядлым игрокам постоянно нужно что-то новенькое, во-вторых, армию игроманов пополнят оставшиеся без работы и сидящие в самоизоляции соотечественники, которым попросту скоро будет нечем заняться. Для компьютерных игр тоже, как мы выяснили ранее, нужно звуковое оформление, и не абы какое, а чтобы создавало настроение.

Учитывая, что саунд-дизайном вполне можно заниматься, сидя дома за компьютером и пересылая готовые задания через облачные сервисы, специалистам в области дизайна звука никакой карантин не помеха. Даже если он затянется. Итак, чем же может заняться саунд-дизайнер в России в ближайшие годы?

Области приложения усилий для саунд-дизайнеров:

  1. Кинопроизводство.
  2. Телевидение.
  3. Радио.
  4. Театр.
  5. Создание и сведение музыкальных треков.
  6. Видеоблоги.
  7. Создание интерактивного продукта.
  8. Компьютерные игры.
  9. Постпродакшн.

Уточним, что постпродакшн – это этап производства аудио- и аудиовизуального контента, который следует за съемкой либо записью отдельных частей программы, фильма, видеоролика и т.д. Таким образом, вы можете попробовать войти в команду, уже работающую над каким-нибудь мультимедийным проектом.

А если вы почему-либо испытываете неуверенность в своих способностях освоить что-то новое, мы вас ждем на нашем курсе «Лучшие техники самообразования». Мир вокруг нас уже перенасыщен визуальными образами, а звуковой дизайн может облегчить их восприятие, поэтому поле деятельности для саунд-дизайнеров практически безграничное. Мы желаем вам творческой решимости, успехов и вдохновения!

Skillbox

Профессия‌ ‌Sound‌ ‌designer‌

Вы научитесь работать со звуком: от записи до сведения и мастеринга. Сможете озвучивать видео, писать саундтреки и заниматься звукорежиссурой. Соберёте портфолио и получите востребованную профессию.

Чему вы научитесь

  • Записывать и создавать эффекты для видео и моушн-роликов
  • Создавать звуковой дизайн для анимационных и видеороликов
  • Работать с sfx и акустическими источниками
  • Разбираться в слоях звука
  • Обрабатывать речь, синхронные шумы, спецэффекты
  • Использовать в работе психоакустику, колористику и ассоциативное мышление
  • Работать в программе Ableton Live
  • Создавать звуковой дизайн отдельных персонажей

Программа
Вас ждут 2 курса, онлайн-лекции и практические задания. 49 тематических модулей, 182 онлайн-урока

I. Ableton Live с нуля до PRO
Вы научитесь профессионально работать в программе Ableton Live: создавать семплы и сеты, применять звуковые эффекты и сводить музыку. Узнаете, как обрабатывать семплы и менять аранжировки треков в режиме Live. Изучите основы DJ-мастерства и сможете импровизировать прямо во время выступления.

  • Введение
  • Начало работы с программой
  • Знакомство с интерфейсом
  • Монтаж аудио в Arrangement View
  • Создание партии ударных
  • Мелодические инструменты
  • Создание вариативности
  • Секция аудиоэффектов
  • Session View
  • Работа с программными и аппаратными MIDI-контроллерами
  • Автоматизации
  • Создание синтезаторных тембров
  • Применение эффектов после синтезатора
  • Неочевидные функции
  • Сведение аудиоматериала
  • Мастеринг
  • Диджеинг в Ableton Live

II. Sound Design c нуля до PRO
Вы научитесь создавать звуковые эффекты, движение в звуке и компрессию. Поймёте, как чистить семплы, обрабатывать речь, синхронные шумы и спецэффекты. Узнаете, как работать с акустикой помещения.

  • Введение
  • Работа саунддизайнера
  • Знакомство с Ableton Live
  • Теория звука
  • Основы музыкальной теории. Часть 1
  • Оборудование студии
  • Создание звуковых эффектов (SFX)
  • Семплинг
  • Синтез звука
  • Обработка звука
  • Запись и работа с голосом
  • Работа с видеорядом
  • Основы музыкальной теории. Часть 2
  • Субтрактивный синтез
  • FM-синтез
  • Таблично-волновой синтез
  • Работа со статичными объектами
  • Работа с объектами в динамике
  • Озвучивание персонажей
  • MIDI и саунддизайн
  • Основы музыкальной теории. Часть 3
  • Аранжировка
  • Цвет в контексте звука
  • Пространственная обработка звука
  • Эквализация
  • Компрессия
  • Микширование
  • Мастеринг
  • Звуковой брендинг
  • Примеры кейсов
  • Как найти заказчика

Что такое саунд дизайн и кто им занимается?

Во многих фильмах показываются вещи из будущего. Для каждого предмета нужно создать определённый звук, но его же надо где-то взять. Удары по металлическим предметам, запуск двигателя, загрузка компьютера – всё это может стать основой для звуковой дорожки. Дизайн заключается в том, что человек должен соединить всё воедино, чтобы зритель не усомнился в подлинности звучания.

Разберём на конкретном примере для лучшего понимания. Представьте Железного Человека. Его броня собрана из тысячи деталей, в неё встроены лазерные пушки, механизмы постоянно заряжаются. Все эти действия должны озвучиваться, ведь в реальности костюма не существует, поэтому создаётся озвучка практически из ничего.

Профессию саунд дизайнера нельзя полностью называть творческой, ведь он работает по проработанному алгоритму:Человек получает задание, в качестве которого может выступать озвучка фильма, ролик для рекламы, интерфейс к мобильной игре, трейлер к мультфильму и так далее.

Задание разбирается на несколько частей. Делается это для того, чтобы понять, где и какая будет находиться звуковая картина, ведь на одной дорожке могут присутствовать сотни файлов.

Далее открывается звуковой редактор для выбора подходящих звуков для саунд дизайна. Понравившиеся аудиофайлы добавляются в проект, сводятся для создания единого целого, после чего работа отправляется заказчику.

Однако творчество всё же необходимо. Без яркого воображения и глубокого восприятия пространства невозможно создать идеальную дорожку, которая понравится слушателю.

Лееринг (англ. Layer), или слоение

Независимо от того, какие саунд дизайн приемы были использованы, для сборки получившегося материала в единую картину нужен лееринг или попросту слоение. Это процесс создания общего звука из нескольких отдельных. Один подмешивается ко второму, потом их дополняет третий, и так далее – слоев может быть бесконечное множество.

Каждый слой выполняет свою функцию, добавляя к общему звучанию какую-то деталь или оттенок

Важно, чтобы слои согласовывались между и не перекрывали друг друга. Тональность, частотный диапазон и динамика слоев должны быть такими, чтобы в целом они давали гармоничный и однородный звук, который не будет создавать ощущения фрагментальности

В этом отношение слоение звука очень похоже на сведение трека в миниатюре: итоговый семпл – трек, а его слои – партии.

Попробовать технику можно с набором любых имеющихся семплов. Хорошей практикой будет попытка превратить три и более разных звуков в один многослойный, который будет звучать цельно. Взять атаку от одного звука, добавить в него НЧ от другого и так далее, до получения интересного результата.

Для склейки слоев применяются те же самые методики, что и при финальном сведении:

 Сайдчейн для работы с эффектом маскировки •  Эквализация для подчеркивания нужных слоев •  Динамическая обработка •  Многополосная компрессия

Эти моменты рассмотрены в бесплатном видеоролике «Основы сведения электронной музыки», информации из которого хватит для работы со слоями:

Склейка слоев – самая техническая задача, которую необходимо освоить. Она не является полностью технической и во многом творческая, но в некоторых моментах придется проявить усидчивость, чтобы заставить слои звучать однородно. Всё остальное в саунд-дизайне строится на чистом креативе и фантазии музыканта.

Детально процесс лееринга рассмотрен в 4-х часовом видеокурсе Слоеный звук с Mindex: создание многоуровнего баса, эффектов, мелодики и ритмов – весь курс посвящен процессу подбора и соединения разных фактур в одну общую.

Итоги

Давайте подведем итоги и создадим небольшой чек-лист. Даже если вы скачали готовый файл для использования в своем проекте, не факт, что его можно использовать с ходу. Требуется подготовка:

  1. Проверить начало и окончание файла на предмет ненужной “пустоты”
  2. Поработать с питчем внутри аудиоредактора или движка, чтобы добавить разнообразия, избежать фазовых искажение и наслойки одного звука на другой.
  3. Избавиться от ненужных частот
  4. Нормализовать айдиофайлы и экспортировать с нужными настройками

Вы можете написать с любыми вопросами по поводу аудиоредакторов, звуку и тому как своими силами наделить проект звуками автору материала Михаилу Ершову:
|

Если вам интересно больше узнать про геймдизайн, создать и запустить свою игру, или пойти на работу в игровую компанию, то приглашаем на наши образовательные программы “Менеджмент игровых проектов” и «Основы создания игр». У нас часто проходят и однодневные открытые мероприятия, узнать о которых можно на странице анонсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector