Педагогическое образование в казахстане: вузы, статус, карьера

Языки образования

В / учебном году — из 3,5 миллиона учащихся школ республики 1,6 миллиона обучались на казахском языке (50,6 %), 1,5 миллиона — на русском (45 %), 80 тысяч — на узбекском (2,3 %), 23 тысячи — на уйгурском (0,6 %), 2,5 тысячи — на таджикском (0,07 %) и более тысячи — на других языках.

Число детских дошкольных организаций с обучением на казахском языке к 2000 году не превышало 25 % (1158) от общего числа аналогичных организаций в целом по стране (1,5 миллиона — на русском (45 %), 80 тысяч — на узбекском (2,3 %), 23 тысячи — на уйгурском (0,6 %), 2,5 тысячи — на таджикском (0,07 %) и более тысячи — на других языках).

Количество студентов на отделениях с казахским языком обучения составило к 2000 году около 32 % (85 300) (количество студентов на русских отделениях — около 68 % (181 000)). По данным, опубликованным в 2009 году, из общего числа студентов вузов (634 тыс.) на русском учились 322 тыс. (50,7 %), на казахском — 302 тыс. (47,6 %), на английском — 10 тыс. (1,6 %).

За период с / по / учебный год число школ с русским языком обучения упало на 303, смешанных русско-казахских школ — на пять, школ с казахским языком обучения — выросло на 46. Доля студентов вузов, обучающихся на казахском языке, за тот же период выросла с 31,5 до 42,6 %.

По данным, опубликованным в 2009 году, из 2,546 млн учащихся бюджетных школ на казахском учились 1,543 млн (60,6 %), на русском — 0,904 млн (35,5 %), на узбекском — 0,079 млн (3,1 %). Количество школ с казахским языком обучения постепенно растет.

На 26 октября 2009 года 61 % казахстанских школьников и 48 % студентов обучаются на казахском языке.

Министр образования и науки РК Ж. Туймебаев в своем интервью года прокомментировал указание на данные о закрытии русских школ так: «Только родители выбирают, в русскую или казахскую школу отдать ребёнка. Государство специально школы не закрывает. Русских школ, то есть таких, где все предметы на русском языке, у нас в республике около 30 процентов. Согласитесь, не так уж и мало».

26 июля 2010 года Министр культуры РК Мухтар Кул-Мухаммед сообщил, что история Казахстана в вузах страны будет преподаваться только на казахском языке.

18 января 2011 года. Агентство РК по статистике сообщило, что на начало учебного года численность студентов, обучающихся на казахском языке, в РК составила 319 940 человек, что составляет примерно 52 %.

Молодые казахстанцы осознают, что без знания государственного языка невозможно получить образовательные гранты, сделать карьеру в государственных учреждениях, сфере услуг, правоохранительной и судебной сфере.

В основном образование даётся на казахском и русском языках. В Казахстане три вида национальных школ: узбекские, уйгурские и таджикские. Их выпускник имеют право выбрать язык сдачи ЕНТ, но только казахский или русский.

В 2014 году из 2,5 миллиона школьников на казахском языке обучались 1,7 миллиона человек (68 %), а на русском — около 800 тысяч (32 %). По последним данным, в вузах Казахстана 62,7 % студентов обучаются на казахском языке, а 34,3 % — на русском.

Проблемы казахской школы и системный подход к их решению

В 1989-1990 годах в составе Временного научно-исследовательского коллектива при казахском филиале НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР Рафика  Нуртазина работала над «Концепцией казахской общеобразовательной средней школы». Концепция создавалась в сложных условиях: уже ощущалась настоятельная потребность в кардинальном изменении казахской школы.

Среди многочисленных проблем кризиса казахской средней школы того периода (игнорирование бесценных образцов народной педагогики и богатейшей литературы тюркоязычных народов на арабском алфавите, искусственное форсирование «сближения» наций, которое привело к зауживанию сфер применения казахского языка, отрыв от национальных корней, политическая, правовая, экономическая и социальная незащищённость, остаточный принцип финансирования образования и многое другое) называется её основная проблема – тупиковость.

Урок в школе

Половина выпускников школ поступает в вузы

Статистика по выпускникам школ в 2018 году выглядела так:

  • в вузы поступило чуть больше 50% выпускников 11 классов;
  • в колледжи – чуть больше 14%;
  • на работу сразу после школы устроились почти 8%;
  • уехали за пределы страны – чуть больше 5% (в основном для поступления в зарубежные вузы);
  • неустроенными оказались почти 20% выпускников.

Большая разница между выпускниками обычных школ и выпускниками НИШ. Последние всем составом поступают в престижные вузы Казахстана и зарубежья. Большинство из них обучается на гранте.

«Благодаря эффективной образовательной модели выпускники НИШ востребованы такими зарубежными институтами как Принстонский, Стэнфордский, Колумбийский, Массачусетский технологический, Гонконгский политехнический, Пусанский национальный университеты, Российский национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», – подчеркнули авторы доклада.

В колледжах не хватает оборудования и нет связи с работодателями

В организациях технического и профессионального образования противоположная проблема. Здесь систематически недобирают абитуриентов, из-за чего в Казахстане возник феномен «малокомплектных колледжей» с контингентом менее 200 студентов. Из 821 организации ТиПО 23% – малокомплектные, где обучались от 18 до 200 студентов.

Следующая проблема – оснащённость колледжей компьютерной техникой. 25% из всего числа техники требует замены, 19% – морально устарела. В 2018 году на один компьютер в среднем по Казахстану приходилось восемь студентов. Особенно дефицит наблюдался в Жамбылской, Мангистауской областях и в Шымкенте. Также в организациях ТиПО нехватка специального оборудования, предназначенного для обучения студентов с особыми потребностями.

Причина тому – слабое финансирование колледжей. В развитых странах оно превышает показатели Казахстана почти в три раза.

Колледжи не всегда работают в тесной связке с работодателями, нет мониторинга, насколько они удовлетворены выпускниками. А это нужно, чтобы оценить качество подготовки кадров и, возможно, корректировать образовательные программы. Сейчас рынок труда не получает специалистов, соответствующих реалиям рынка.

«В Казахстане опросы мнения работодателей проводятся эпизодически. Часто такие опросы являются поверхностными и не отражают действительную ситуацию востребованности выпускников. Кроме того, культура участия в профессиональных опросах не развита. Работодатели оценивают качество системы ТиПО на 3,7 – чуть выше среднего. Такой результат говорит о необходимости всестороннего анализа и мониторинга причин неудовлетворённости работодателей ТиПО на системной основе», – посчитали авторы исследования.

Мало и инвестиций работодателей в обучение будущих кадров. Пока у бизнеса нет достаточной мотивации для этого. В 2018 году доля студентов, обучающихся за счёт работодателей, составила всего 0,2% от общего контингента обучающихся.

Но несмотря на проблемы, большинство выпускников (83%) находят себе работу после обучения. Возможно, в жизнь воплощаются прогнозы экспертов, которые говорили о том, что к 2022 году наиболее востребованными специалистами будут «синие воротнички» – представители рабочих специальностей.

«Ожидается рост спроса на таких специалистов как парикмахеры, визажисты, косметологи, рабочие химчистки и крашения, мастера индивидуального пошива и ремонта одежды, специалисты по ремонту квартир, мебели, электробытовых приборов, телеаппаратуры, работники фотостудий и другие», – сказано в исследовании.

Такая тенденция наблюдается не только в Казахстане, но и во всём мире.

Учебники, которые были переизданы не раз

В центре научной и методико-педагогической деятельности Рафики Нуртазиной всегда находились казахский и русский языки и литература, а также методика их преподавания в казахской школе, в поздний период – в предшкольных учреждениях.

Среди публикаций Рафики Нуртазиной особо следует отметить учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Республики Казахстан. Конечно же, в первую очередь это выдержавшая десятки изданий «Книга для чтения по русскому языку» (для 6 класса казахской школы) и дважды переиздававшийся учебник «Русская советская литература» (для 10 класса казахской школы).

Изданные труды Рафики Бекеновны

Переиздание учебников – это очевидное признание их хорошего качества и полного соответствия обновляющимся требованиям и запросам народного образования. «Книга для чтения по русскому языку», первое издание которой вышло в 1960 году, начиная с 2002 года выходит в обновлённом виде и как учебный комплекс используется сегодня в казахстанских школах с не русским языком обучения.

1968 год, Кремль. Награждённые званием «Герой Социалистического Труда»

В 1964 году вышла первая книга из серии собраний дидактических игр в виде загадок, шарад, ребусов, кроссвордов, каламбуров по основным разделам русского языка, составленных с учётом особенностей родного для учащихся казахского языка. С тех пор в серию книг с занимательным описанием особенностей русского языка вошли: «Занимательная грамматика. Фонетика» (1964 год), «Занимательная грамматика. Морфология» (1966 год), «Занимательная грамматика. Синтаксис» (1970 год). Все годы работы в школе Рафика Нуртазина составляла и придумывала новые дидактические и интеллектуальные игры, облегчающие усвоение языковых знаний,создающие для них опору в виде ярких образов и устойчивых ассоциаций.

А с 1989 по 1991 год по плану Комитета телевидения и радиовещания Рафикой Нуртазиной проводились «Радио-уроки для Тани и Булата», адресованные тем, кто хочет научиться говорить по-казахски. Радио-уроки проводились в форме эмоциональных и занимательных диалогов Тани и Булата, которые очень быстро стали популярными героями.

По итогам радио-уроков Рафикой Нуртазиной был опубликован первый в Казахстане учебник казахского языка «Говорим по-казахски» (в комплекте с 12 аудиокассетами). Трудно переоценить её вклад в развитие образования после издания книг «Мирастың кітабы», «Мен оқимын, ойлаймын, ойнаймын!» (платиновый лауреат независимой премии «Тарлан»), «Тілашар».

Рафике Бекеновне 85 лет. В школе

Мы перечислили лишь немногие труды, которые прославили выдающегося педагога. В семейном архиве хранятся её рукописи, письма коллег и друзей, и самое удивительное – сочинения её учеников. Стопки тетрадей… Она помнила каждого ученика и по голосу узнавала: Фермахан Шоеву – выпускницу 1954 года, ставшую известной журналисткой, Сауык Жаканову, которая начинала свою карьеру диктором школьного радио, Шарбану Кумарову и Жениса Кашкынова, поэтический талант которых так рано проснулся, Лайлу Аскар – верного и талантливого соавтора её книг для детей…Ее выпускники – учёные, дипломаты, инженеры, лётчики и учителя – тоже бережно хранят память о своём Учителе и родной двенадцатой школе…

Закон «О статусе педагога», проблемы педобразования

Самое главное за десятилетия событие в устройстве педагогической работы связано с законом «О статусе педагога». Этот документ обсуждался несколько лет и вступил в силу в декабре 2019 года.

Закон фиксирует много важных утверждений, например:

  • Ответственность за оскорбление педагога родителем или учащимся.
  • Право педагога заниматься только преподавательской работой. Дополнительная работа – за дополнительную плату и без принуждения.
  • Все представители профессии получили единый статус, который дает право на большой отпуск – 56 дней.
  • Зарплата всех педагогических работников повысилась на 25% с 1 января 2020 года. Сегодня по сведениям hh, это в средних значениях: — Учитель средней школы – 50 – 120 000 (крайне редко) тенге; — Назарбаев интеллектуальные школы – 215 – 250 000 тенге; — Воспитатель – 70 – 160 000 тенге; — Преподаватель колледжа – 42 – 150 000 тенге; — Преподаватель вуза – 70 – 150 000 тенге. Это предложения на старте, затем зарплата увеличивается: премии, категории.
  • Наставничество молодых учителей оплачивается, еще доплаты предполагаются для магистров, за классное руководство, проверку тетрадей.
  • Молодые учителя мужчины освобождаются от службы в армии.

Этого не записано в законе о статусе, но важное достижение и то, что запрещено заставлять учителей выписывать издания, которые им не нужны. Нерешенные проблемы:

Нерешенные проблемы:

  1. Учителя после 30-летнего стажа не смогут выходить на пенсию с адекватной пенсией, то есть раньше работников остальных сфер. Хотя пенсионеров больше не смогут увольнять среди учебного года, прямо в день рождения.
  2. Педагоги не будут получать «отпускные» в размере удвоенного оклада, как например, госслужащие.

Острый вопрос, не прописанный детально в новом законе, касается подготовки. Несмотря на то, что 85% вузов Казахстана готовят педагогов, качество недостаточно высокое.

В неспециализированных университетах:

  • Упускается психолого-педагогическая подготовка воспитателей, учителей и преподавателей: педагогические и психологические дисциплины в вузе не составляют и 10% учебного плана.
  • Теория преподается без выработки умений и навыков, которые можно применять на практике.
  • В вузе педагогическая практика минимизирована – всего 5% от времени обучения.
  • Преподавание дисциплин оторвано от педагогической направленности. Грубо говоря, учитель химии не знает методик ее преподавания.

Учитель должен заботиться о психофизическом здоровье не меньше, чем о выработке знаний и умений

В педвузы поступают студенты с низкой успеваемостью. Потом на огромном количестве специальностей получают образование невысокого качества и после выпуска не готовы к преподаванию.

Решения МОН по повышению качества образования педагогов

Министерство образования и науки решительно настроено работать в направлении повышения качества подготовки преподавателей и учителей. В 2020-2021 годах уже 33 вуза лишились 110 приложений к лицензиям и восемь – генеральных лицензий. 36 вузов потеряли возможность выдавать гранты. Среди них были и педагогические. В министерстве отметили, что эти учебные заведения существовали для «штампования дипломов», не давая качественного образования.

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов отметил, что мера по автономизации вузов – отмене общего государственного диплома, должна стимулировать студентов получать качественные знания, а не диплом. Теперь в РК сам по себе диплом вуза не будет ничего означать, после выпуска специалист должен будет пройти профессиональную сертификацию, которая укажет на уровень подготовки. Чтобы стать учителем, нужно будет сдать национальный квалификационный тест, который даст квалификацию педагога. 

Министр сказал об обновлении учебных программ для будущих учителей:  Надо сегодня открыто сказать, что программы педагогических вузов намного отстали, по сравнению с тем, что реализуется в школах. Мы сейчас обновляем 100% учебных программ, внедряем новый формат педпрактики и в пилотном режиме вводим сдачу квалтеста всеми выпускниками педагогических специальностей.

С 2021 года увеличится проходной балл на все специальности, связанные с педагогикой. Это отсеет тех, кто идет в профессию только из-за низкого порогового входа и повысит конкуренцию среди успевающих и осознанных абитуриентов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Образование в Казахстане: этапы обучения

Образование в Казахстане: этапы обучения

Выполнила: Файзыханова Г.М. 

Слайд 2

Текст слайда:

Особенности системы образования Казахстана

Система образования в Казахстане устроена таким образом, что учебные программы в республике принято делить на два типа: профессиональные и общие. Кроме того, есть несколько уровней. Так, образование бывает дошкольным, средним, высшим и последипломным, или, как его еще называют, послевузовским.

Слайд 3

Текст слайда:

Среднее образование в республике (Казахстане)

Все граждане страны должны в обязательном порядке получить среднее образование. При этом также есть несколько уровней. В понятие среднего образования включают общее, начальное профессиональное и среднетехническое (или среднее профессиональное). В школу детей принимают с шести-семи лет. У среднего образования есть три ступени: начальная школа (с первого по четвертый класс), основная (с пятого по девятый класс) и старшая (десятый и одиннадцатый классы). Самые одаренные учащиеся могут учиться по специальным программам в учебных заведениях, рассчитанных на одаренных детей, где те могут наиболее полно раскрыть свой потенциал.

Слайд 4

Текст слайда:

Что касается начального профессионального образования, то срок его получения длится, как правило, от двух до трех лет, а получают его молодые люди в профессиональном лицее или школе (уже на основе общего среднего). Колледжи и училища рассчитаны на три-четыре курса.

Слайд 5

Текст слайда:

Высшее образование в Казахстане

Для получения высшего образования необходимо сначала окончить школу, колледж или училище. Поступают абитуриенты после сдачи выпускных и вступительных экзаменов в форме единого стандартизированного тестирования, которое получило название ЕНТ. Те, кто получил среднее образование до нововведения, могут написать другую работу. В их случае необходимо сдавать комплексное тестирование. Граждане республики могут получать после успешного прохождения конкурса международную стипендию под названием «Болашак», которая открывает возможность получить образование за границей. Когда студент оканчивает вуз, он становится бакалавром (бакалавриат подразумевает четыре года обучения), специалистом (пять лет) или же магистром (шесть лет). Второе высшее образование в Казахстане можно получить только на основе контракта. При этом обучение проходит в ускоренном темпе, за два-три года.

Слайд 6

Текст слайда:

Ведущими вузами признаны Евразийский национальный университет, КазНУ им. Аль-Фараби, Карагандинский государственный университет и многие другие.

Слайд 7

Текст слайда:

Последипломное образование

Для того чтобы получить профессиональную последипломную подготовку, казахстанцы должны быть специалистами или магистрами. Такое обучение принято разделять на аспирантуру, ассистентуру и докторантуру. Жителям страны может присуждаться после успешного прохождения конкурса международная стипендия, которую они могут потратить на получение образования за границей. Аспиранты учатся не больше 4 лет, ассистенты – не больше 3 лет, а докторантура длится, как правило, три года.

Слайд 8

Текст слайда:

Образование для иностранцев

Иностранцы, которые на постоянной основе живут в Казахстане, могут получить образование так же, как и граждане республики. Образование в Казахстане постоянно развивается. Однако право на бесплатное обучение и возможность получения государственных стипендий остается основообразующим фактором как для граждан страны, так и для иностранцев и лиц, которые не имеют гражданства.

Слайд 9

Текст слайда:

Международное сотрудничество

Образование, наука республики Казахстан развиваются под государственным и международным контролем и покровительством. Это касается как средних школ, так и вузов. В 2000 году власти Казахстана и Таджикистана направили свою деятельность на организацию международного института. Он должен был иметь название Университета Центральной Азии и стать первым в мировой практике заведением подобного рода. Подразумевали, что организация будет иметь три кампуса, а корпус в Казахстане строили недалеко от столицы. В 2003 году Азиатским банком развития был выделено государству 600 тысяч долларов для технического обеспечения. С Казахстаном в сфере образования также сотрудничали члены Корпуса мира как представители организации неправительственного характера.

Слайд 10

Текст слайда:

Подытожим

В Казахстане работают:163 высших учебных заведения, из них: 57 – государственных 106 — частных.

Слайд 11

Текст слайда:

Спасибо за внимание

Как поступить в университет Казахстана

Допуск к высшему образованию предоставляется лицам, получившим высшее профессиональное, полное среднее и начальное высшее образования.

Абитуриент имеет право поступить за счет личных средств (платно) либо посредством государственного образовательного заказа (гранта).

Претендовать на грант могут граждане РК, люди казахской национальности без гражданства Казахстана и люди, постоянно проживающие на территории Республики.

Студенты поступают в ВУЗы на основе ЕНТ (Единого Национального Тестирования) или при помощи КТА (Комплексного Тестирования Абитуриента). Отличие этих двух экзаменов в том, что ЕНТ проводится для всех учеников школ в 11 классе, а КТА — для определенных категорий поступающих: для выпускников прошлых лет, которые не сдали ЕНТ должным образом, для выпускников технических и профессиональных организаций, а также выпускников школ с не казахским и не русским языками обучения.

Сдавать КТА обязаны и абитуриенты, окончившие учебные заведения за границей.

Иностранцы поступают на базе собеседования, которое проводит комиссия учебного заведения.

Дистанционное педобразование

Педагогическое образование можно получать дистанционно почти без ограничений в вузах России. Полноценное российское образование признается в Казахстане без подтверждения по соглашению ЕАЭС 2015 года. А для получения квалификации педагога нужно проходить тест в 2021 году любом случае, независимо от принадлежности вуза к стране.

В России можно учиться удаленно в коммерческих или государственных педагогических вузах сразу после школы. В Казахстане полностью дистанционное обучение по педагогическому профилю не разрешено, как и удаленное обучение после 11 класса.

Формат существует и практикуется учебными заведениями больше 30 лет. Технологии отработаны и совершенствуются каждый год

Преподаватели учатся тому, как правильно подавать материал и удерживать внимание на вебинарах и конференциях. Сам материал создается командой профессиональных редакторов, режиссеров, дикторов, методистов и предметников

Это делается так, чтобы электронный курс было легко воспринимать без присутствия, удобно запоминать в условиях загруженности, так как большинство студентов совмещают учебу и работу.

Для педспециальностей удаленное обучение хорошо работает без потери содержимого и компонентов обучения

Обязательное условие Роспотребнадзора при использовании дистанционных программ, чтобы студенты педагогических специальностей осваивали 100% материала. Поэтому учеба организована так же, как на очном и заочном: состоит из изучения теории и закрепления навыков в семестрах, проверки знаний на сессиях, написания научно-исследовательских работ, ежегодных практик. Практики проходят в учреждениях образования по месту жительства студентов с сопровождением вуза.

Мы в Postupi.kz работаем с аккредитованными вузами России, которые выдают дипломы государственного образца.

Список дистанционных педагогических вузов

Название учебного заведения Профили  Стоимость обучения, тенге в год
Московская международная академия Бакалавриат:Иностранный язык; Дошкольное образование.Магистратура:Современные теории и технологии обучения иностранному языку;Педагогика в спорте, поиск и развитие талантов;  Современная лингвистика и межкультурная коммуникация. 201 000 — 257 000
Московский институт психоанализа Бакалавриат:Специальное дефектологическое образование; Психолого-педагогическое образование; Психология. 403 000
Московский международный университет Бакалавриат:Теория и методика преподавания английского языка и культур англоязычных стран 222 000
Тольяттинский  государственный университет Бакалавриат:Психология и педагогика начального образованияМагистратура:Математическое образование (педагогическое) 221 000 — 277 000
Московский информационно-технологический – архитектурно-строительный институт Бакалавриат:Педагогическое образование: русский язык и литература 201 300

Качественное педагогическое образование в вузе Москвы, или опорных, как Тольятти – классическое обучение подходам, методикам, техникам и технологиям обучения или воспитания в определенной области, и одновременно экспертные знания в предметной области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector