Сайт томского государственного университета

Музейный комплекс ТГУ

Музейный комплекс ТГУ, сформированный в основном в конце XIX века, является важной составляющей учебного и научного процесса. Большинство университетских музеев и Гербарий создавались еще до открытия университета, имеют богатейшие коллекции

Все музеи используются в учебном процессе для иллюстрации разных лекционных курсов, просвещения студентов и населения.

  • Музей истории университета
  • Музей книжных памятников
  • Палеонтологический музей им. В.А. Хахлова
  • Зоологический музей
  • Гербарий им. П.Н. Крылова
  • Минералогический музей им. И.К. Баженова
  • Музей истории физики
  • Музей археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского

Онлайн-проекты ТГУ

  • Онлайн-курсы ТГУ, в том числе на английском языке, доступны на платформах Coursera, «Открытое образование», Stepik, OpenProfession, «Лекториум», Образование на русском.На онлайн-курсах ТГУ обучаются представители более 200 стран мира.
  • Благодаря введенному в сентябре 2015 года Положению о зачете результатов освоения открытых онлайн-курсов в ТГУ, у студентов университета есть возможность использовать МООК в рамках освоения ООП, что полностью освобождает студента от необходимости повторного изучения соответствующей дисциплины при условии включения онлайн-курса в перечень рекомендуемых факультетом или Советом ООП.
  • С 23 мая 2016 года на платформе Coursera стартовала первая в области маркетинга и предпринимательства российская онлайн-специализация ТГУ «Цифровой SMM-проект: виртуальная платформа для бизнес-коммуникаций».
  • В октябре 2017 года на платформе Coursera была запущена первая в России онлайн-специализация по навыкам презентации  Presentation Skills: Speechwriting, Slides and Delivery Specialization
  • В 2017 году курсы ТГУ прошли экспертизу качества и отобраны для федерального ресурса «одного окна» 

Подробнее

ТГУ сегодня – это:

 

Многоуровневая система образования: образовательный процесс включает довузовскую подготовку, моно- и многоуровневую подготовку специалистов, бакалавров, магистров, послевузовское образование, широкий спектр программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Университет является координатором вузов Сибирского региона по реализации Болонских соглашений.

 

38 центров довузовской подготовки и профориентации в различных областях и республиках Сибири и Казахстана, где ежегодно обучается около двух тысяч человек. Осуществляется целевая подготовка специалистов по договорам с администрациями Томской области и города Томска, администрациями регионов Сибири, правительствами Республик Алтай, Бурятии, Хакасии, Тывы.

 

 научно-образовательный центр создан совместно с предприятиями реального сектора экономики и академическими институтами.

 

Переподготовка управленческих кадров по Президентской программе, выпускники которой широко востребованы в различных управленческих структурах.

 

Дистанционное    обучение:   магистерские   программы   по   различным направлениям,  программы  дополнительного  образования для школьников, студентов,  учителей,  преподавателей, специалистов, массовые открытые онлайн-курсы  (МООК) на международных площадках онлайн-образования для широкой мировой аудитории. 

 

Гарантированное место работы и возможности для карьерного роста выпускников университета: в ТГУ работают Центр содействия трудоустройству выпускников и Центр маркетинговых исследований и коммуникаций.

 

Крупные лекционные аудитории, оснащенная материально-техническая база.

 

Лидирующие позиции в ведущих мировых и российских рейтингах университетов. 

Майер Георгий Владимирович

Президент

 1948 года рождения, окончил физический факультет ТГУ в 1971 г., доктор физико-математических наук, профессор. 

  • председатель Совета ректоров вузов Томской области;
  • президент ассоциации «Сибирский открытый университет».

Награды и звания:

  • орден «За заслуги перед Отечеством», IV степени (2009);
  • орден Почета (2004);
  • почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2000); 
  • лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (2002);
  • лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2013);
  • почетный профессор Шеньянского политехнического университета (Китай);
  • почетный профессор Ховдского государственного университета (Монголия);
  • почетный профессор Семипалатинского государственного университета (Казахстан).

В 1971–1993 гг. работал в СФТИ при ТГУ, в 1993 г. назначен на должность проректора ТГУ по научной работе, в 1995–2013 гг. ректор Томского государственного университета, с 2013 г. избран президентом ТГУ.  

Прием граждан по личным вопросам: последняя пятница каждого месяца с 15:00 до 16:30. Тел. 8 (3822) 529-499.

Дёмин Виктор Валентинович

Первый проректор 

Окончил радиофизический факультет ТГУ в 1980 г., кандидат физико-математических наук, доцент.

Прием граждан по личным вопросам: первый понедельник каждого месяца с 14:30 до 15:30. 

Луков Евгений Викторович

Проректор по образовательной деятельности 

Окончил исторический факультет в 1996 г. , кандидат исторических наук, доцент.

Прием граждан по личным вопросам: первый понедельник каждого месяца с 14:30 до 15:30. 

Ворожцов Александр Борисович

Проректор по научной и инновационной деятельности Окончил физико-технический факультет ТГУ в 1976 г., 
доктор физико-математических наук, профессор.

Прием граждан по личным вопросам: первая пятница каждого месяца с 16:00 до 17:00.

Рыкун Артем Юрьевич

Проректор по международным связямОкончил философский факультет ТГУ в 1989 г.,
доктор социологических наук, профессор.

Прием граждан по личным вопросам: последняя пятница каждого месяца с 16:00 до 18:00.

Змеев Олег Алексеевич

Проректор по цифровой трансформацииОкончил факультет прикладной математики и кибернетики ТГУ в 1993 г.,
доктор физико-математических наук, профессор. 

Прием граждан по личным вопросам: первый четверг каждого месяца с 10:30 до 12:00.

Кулижский Сергей Павлинович

Проректор по социальным вопросамОкончил биолого-почвенный факультет ТГУ в 1988 г., доктор биологических наук, профессор.
Депутат Думы города Томска.

Прием граждан по личным вопросам: первая среда каждого месяцас 10:00 до 11:30.

Андриенко Владимир Борисович

Проректор по административно-хозяйственной работе и строительству   Окончил ТГАСУ по специальности «Промышленное и гражданское строительство» в 1992 г.

Прием граждан по личным вопросам: первый вторник каждого месяца с 16:00 до 17:00.

Чугунов Евгений Вячеславович 

Начальник управления – проректор по безопасностиОкончил Томский политехнический университет в 1994 г., Томский государственный университет по специальности «Юриспруденция» в 2002 г.

Прием граждан по личным вопросам: третий четверг каждого месяца с 16:00 до 17:30.

 

Томский университет в 1888–1917 гг.

Медаль на открытие Императорского Томского университета

Празднование открытия вуза, названного Императорским Томским университетом, состоялось 22 июля 1888 г., а с 1 сентября начались занятия на медицинском факультете. На первый курс было зачислено 72 человека, в том числе 44 уроженца Сибири. В Томск для преподавания приехали молодые ученые из университетов и других вузов Европейской России.

Первые профессора Императорского Томского университета (1889)

Среди них были профессора Н.А. Гезехус (он стал и первым ректором университета), А.С. Догель, В.В. Сапожников, К.Н. Виноградов, Э.Г. Салищев, С.И. Залесский, И.Н. Грамматикати и другие. Около 100 дней профессором по кафедре фармакологии числился И.П. Павлов.

В течение первых десяти лет существования университета в составе одного медицинского факультета, было подготовлено около 300 врачей, больше половины из них остались работать в Сибири. Помимо этого, были проведены десятки экспедиций по изучению природы и поиску полезных ископаемых в Сибири, этнографических и археологических экскурсий.

Еще до открытия университета (1880) В.М. Флоринским был заложен Сибирский Ботанический сад. В 1885 г. ученым садовником был назначен П.Н. Крылов, много сделавший для развития Ботанического сада, ставшего базой для развертывания ботанических исследований. Им же был создан университетский гербарий. В 1880 г. было положено начало университетской библиотеке (с 1934 – Научная библиотека), основу которой составили библиотечные собрания графа А.Г. Строганова, князя С.М. Голицына и др., пожертвованные будущему Сибирскому университету.

В 1898 г. был открыт юридический факультет. К 1917 г. университет подготовил около 2300 специалистов, в том числе около 1000 юристов. В 1906–1919 гг. в составе университета работал Бактериологический институт имени Чуриных, первый научно-исследовательский институт в Сибири. В числе ректоров Томского университета дореволюционного периода работали, сменяя друг друга, известные ученые: профессора Н.А. Гезехус, В.Н. Великий, А.И. Судаков, Н.Ф. Кащенко, Н.М. Малиев, М.Г. Курлов, В.В. Сапожников, И.А. Базанов, М.Ф. Попов, И.Н. Грамматикати. Почетными членами университета были избраны Николай Александрович, наследник престола, в будущем российский император (1891), доктор химии Д.И. Менделеев (1904), меценат. А.М. Сибиряков (1904), вице-председатель ИРГО П.П. Семенов-Тян-Шанский (1907), академик, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов (1909), один из создателей Международного Красного Креста, лауреат Нобелевской премии А. Дюнан (1910), бельгийский король Альберт I (1915), английский физиолог А-Д. Уоллер (1917) и другие.

Актуальное образование

Томский государственный университет реализует обучение по всем ступеням высшего образования: бакалавриату, специалитету, магистратуре, аспирантуре.

Бакалавриат

Ядро бакалавриата –  это общее содержательное основание, фундамент, на который надстраиваются общепрофессиональные компетенции. Образовательное ядро бакалавриата закладывает общие принципы в подготовке студентов Томского государственного университета любого профиля. Ядро – это общая  платформа, система взаимосвязанных дисциплин и модулей, которая формирует матрицу  компетенций.

Специалитет

Традиционная форма российского высшего образования. Подготовка специалиста включает как базовое образование, так и углубленную специальную подготовку в рамках выбранной специальности. 
У студентов есть возможность заниматься исследованиями в научно-учебных и проектно-учебных лабораториях и группах.
Обучающиеся получают доступ к одной из крупнейших университетских библиотек России.

Магистратура

Междисциплинарность
Направление магистратуры может кардинально отличаться от бакалаврского. Магистратура по философии, например, может быть востребована среди бакалавров технических специальностей, также часто ее выбирают биологи и историки.

Двойные дипломы
Обучение проходит сразу в двух вузах, и сегодня в списке академических партнеров ТГУ университеты Китая, Франции, Бельгии и других стран.

Мобильность и активность
Современная магистратура дает бакалаврам возможность после бакалавриата продолжать обучение в других университетах не только России, но и стран Европы, Америки. А магистерский диплом принимают и российские, и зарубежные работодатели.

Адресная подготовкаРазработка магистерских программ осуществляется исходя из запросов конкретных предприятий, которые затем принимают магистров на работу. С каждым годом таких программ в ТГУ становится все больше.

Индивидуальный план
Для магистров ТГУ может быть составлен индивидуальный план обучения, в котором будут учтены все необходимые для написания диссертации дисциплины.

Аспирантура

Трансдисциплинарность
Современные исследования аспирантов находятся на стыке разных областей науки. Подготовка специалистов, имеющих сложные трансдисциплинарные компетенции, позволит обеспечить кадрами передовые высокотехнологичные компании.

Интернационализация
Основные образовательные программы аспирантуры в ТГУ реализуются как на русском, так и на английском языке. Аспиранты могут параллельно осваивать PhD-программы  в зарубежном университете с возможностью присвоения ученых степеней Doctor of Philosophy и кандидата наук.

Академическая мобильность
Аспиранты ведут научные исследования в лабораториях нашего университета и в  ведущих университетах и научных центрах мира. Среди партнеров ТГУ по совместным исследованиям университеты Европы, Азии, Америки. Университеты предлагают широкий выбор программ стажировок.

Модульность учебного плана
Разработка учебного плана осуществлена модульно, что позволяет достаточно быстро диверсифицировать его в соответствии с потребностями заказчиков и партнеров университета. Также модульная система позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения и исследований для каждого аспиранта.

Обучение по индивидуальному плану
Аспирантура, став ступенью высшего образования, реализует в своих основных образовательных программах компетентностный подход.
Каждый аспирант совместно со своим научным руководителем выстраивает индивидуальный план обучения в соответствии с тематикой исследования.

Диплом исследователя
По окончании аспирантуры присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
Подготовленная  диссертация на соискание ученой степени кандидата наук представляется к защите.

Гармоничное сочетание

Постоянные изменения условий ведения бизнеса и необходимость гибкой адаптации к ним требуют сегодня от компании принятия быстрых решений на всех уровнях.

У квалифицированных сотрудников, как показывает практика, степень принятия правильных решений выше. К тому же, обучение сотрудников, повышение их квалификации многие компании рассматривают как инструмент стратегического развития, который позволяет обеспечивать стабильный рост, снижать затраты и риски бизнеса.

Обучение с использованием современных технологий имеет ряд преимуществ, по сравнению с традиционными формами, особенно принимая во внимание разрозненность процессов в подразделениях, да и самих подразделений, их территориальную обособленность. Для многих предприятий это является крайне сложной задачей, требующей создания специализированных учебных центров, подбора преподавателей, организации учебного процесса, командировочных расходов и прочих затрат

Применение несложных в использовании систем электронного и дистанционного обучения, информационно-коммуникационных технологий и мобильного доступа позволяет сотрудникам повышать свою квалификацию ежедневно, и по мере накопления и усвоения полученных знаний выполнять проверочные и контрольные работы.

Прохождение и освоение корпоративных электронных курсов повышает уровень знаний и компетенций сотрудников, необходимых им для качественного выполнения должностных обязанностей, способствует личностному развитию, содействует карьерному росту.

При высокой общей степени удовлетворенности дистанционным обучением, (46% респондентов — полностью удовлетворены, 41% — скорее удовлетворены), согласно исследованию MA FDFgroup, около трети респондентов утверждают, что дистанционно учиться их ничто не может заставить. Но одновременно с ними 35% респондентов отмечает, что склонить к дистанционному обучению их может только требование работодателя, смена работы или повышение квалификации.

Следует отметить, что электронное обучение строится, как правило, на прохождении, освоении того или иного курса. Каждый курс обычно содержит необходимый и достаточный объем теоретических сведений, практические упражнения и проверочные тесты, обеспечивающие контроль усвоения теоретических материалов и приобретение нужных навыков. При этом способы выполнения контрольных заданий должны быть подробно разъяснены или интуитивно понятны обучающимся.

Но этого мало для организации полноценного электронного образования. В каждом курсе должны быть заложены методики преподавания, что требует использования специального инструментария в виде программного обеспечения, интерактивных и мультимедийных средств, информационных и дистанционных технологий.

Разные дисциплины и изучаемые предметы требуют своих методов, как и при реализации традиционной формы обучения.

Дистанционное обучение, организующее взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражает все присущие учебному процессу компоненты — цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Электронное обучение, дистанционные технологии никогда не заменят преподавателя, а лишь меняют характер взаимодействия учителя и ученика. С одной стороны, роль преподавателя при электронной форме обучения меняется, по сравнению с традиционной. Но, с другой стороны, — он должен управлять процессом обучения. Новые формы обучения выдвигают новые требования к навыкам преподавателей. Они должны в совершенстве знать свой предмет, но и владеть современными технологиями, которые стремительно развиваются и изменяются, и угнаться за которыми преподавателям сложно.

Поэтому компаниям очень важно не забывать и о традиционной форме обучения сотрудников и повышения их квалификации, гармонично сочетая все средства, методы и технологии, способствующие развитию сотрудников и, как следствие, развитию бизнеса

Первый в Сибири

Идея открытия первого университета в Сибири возникла в лучших умах нашего Отечества. За право открытия университета боролись семь крупных городов Сибири, но именно Томску выпала такая честь. Томский университет стал девятым в России и первым в Сибири высшим учебным заведением.

В основу концепции нового университета была положена модель известного немецкого просветителя XIX в. В. фон Гумбольдта. Университет создавался как элитарное учебное заведение, в котором обучение и научные исследования находятся в неразрывном единстве, главный акцент делается на воспитании творческой личности, способной к саморазвитию.

Основой классического университета должны стать научно-педагогические школы, при этом в науке преобладает доля фундаментальных научных исследований, а в учебном процессе необходимо сочетание естественно-научных и гуманитарных дисциплин и фундаментальности образования. 

Для огромного числа талантливых молодых людей поступление в ТГУ – это воплощение мечты о получении качественного образования как залога профессиональной карьеры и успеха в жизни, и мы хорошо понимаем свою меру ответственности за будущее нашей страны. Преподаватели, сотрудники, студенты – нам всем дорог университет, его традиции, его удивительная атмосфера совместного творчества учителей и учеников. Мы чтим память основателей и созидателей университета, так мудро и дальновидно определивших принципы и приоритеты в его развитии на многие годы, заложивших высокие идеалы служения Отечеству. Мы гордимся выпускниками университета – их более полутора сотен тысяч, и все они своим вдохновенным и творческим трудом приумножили славу отечественной науки, образования и культуры, славу нашей альма-матер. Мы уверены в прекрасном будущем Томского университета! 

Сибирский ботанический сад

Основан в 1880 г. Является старейшим ботаническим научно-исследовательским учреждением в азиатской части России.

Площадь 117 гектаров, в том числе оранжерейно-тепличный комплекс 6 500 кв. м, экспериментальное хозяйство 120 гектаров.

Экспозиция живых растений насчитывает 9 000 видов, форм и сортов.

Коллективу сотрудников присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники за работу по созданию уникального для северных широт планеты ботанического комплекса.

Основные научные направления, по которым работает коллектив ботанического сада:

  •  интродукция видов природной и культурной флор планеты с использованием научных разработок в области биотехнологии, генетики, биохимии растений;
  •  изучение состояния популяций редких и исчезающих видов растений, сохранение их генофонда;
  •  декоративная дендрология и ландшафтная архитектура.

Лаборатории СибБС:

  •  интродукции тропических и субтропических растений;
  •  интродукции цветочно-декоративных растений;
  •  интродукционной дендрологии и ландшафтной архитектуры;
  • семеноведения и биотехнологии;
  •  ситохимии;
  •  биоморфологии и цитогенетики редких и исчезающих растений;
  •  научных основ защиты растений от вредителей и болезней;
  •  интродукции лекарственных растений;
  •  интродукции сельскохозяйственных растений.

Институт экономики и менеджмента

Директор института — Нехода Евгения Владимировна, доктор экономических наукВеб-сайт института
Mail to:
iem@mail.tsu.ru
Телефон 8 (382-2) 785-630.

Адрес: г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки,  12.

 Должность  Ф.И.О. Телефон   Учебный корпус/кабинет
 Директор института Нехода Евгения Владимировна  785-630  31-302
 Зам. директора по учебной работе Маковеева Виктория Владимировна  785-630  31-304
 Зам.директора по научной работе Чиков Михаил Владимирович   785-630  31-303
 Зам. директора по воспитательной работе Черняк Михаил Эдуардович  783-680  12-203     
 Зам. директора по электронному обучению Соболева Екатерина Николаевна  785-630  31-206
 Секретарь Штранц Ольга Владимировна  785-630  31-302
 Кафедры      
Кафедра экономики Хлопцов Дмитрий Михайлович  783-724  12-117
Кафедра стратегического менеджмента и маркетинга Нехода Евгения Владимировна  783-766  12-217
Кафедра финансов и учета Ильина Татьяна Геннадьевна  783-679  12-218
Кафедра государственного и муниципального управления Мартынова Светлана Эдуардовна  785-636  12-203
Кафедра информационных технологий и бизнес-аналитики и.о. зав.кафедрой Богданов Александр Леонидович  783-765  12-220
Кафедра организационного поведения и управления персоналом Литвина Светлана Алексеевна  783-690  12-215
Кафедра оценки и управления собственностью  Хлопцов Дмитрий Михайлович  783-724  12-117 
 Учебные офисы
 Офис программ бакалавриата и специалитета Яткина Елена Юрьевна  783-737  12-209
 Офис программ магистратуры и аспирантуры Герман Мария Викторовна  785-636  31-207
 Офис программ ДПО Магаева Ирада Хасаевна  785-633  31-306
 Учебный офис Высшей школы бизнеса Бутакова Марина Евстратьевна  783-753
 783-696
 12-20

1 сентября 2016 года на базе экономического факультета, высшей школы бизнеса и международного факультета управления ТГУ образовался Институт экономики и менеджмента (ИЭМ).

Томский государственный университет – основоположник высшего экономического образования в Сибири. В 1898 году была открыта кафедра политической экономии и статистики. С тех пор экономическое образование в ТГУ прошло длительный, сложный и динамичный путь развития.

Экономическое отделение было создано в 1955 году, в 1963-м преобразовано в экономический факультет. В эти годы на факультете была организована первая лаборатория, занимавшаяся проблемами экономического планирования Томской области. 

История международного факультета управления берет свое начало в 1992 году, когда по соглашению с Университетом Огайо (США) в рамках программы «Образование и бизнес в Сибири» в Томском госуниверситете был создан Российско-американский колледж. В 1998 году он получил статус международного факультета управления.

Высшая школа бизнеса  открылась в 1991 году, и уже в 1992-м она вошла в Российскую ассоциацию бизнес-образования. За 25 лет ВШБ стала одним из крупнейших образовательных подразделений ТГУ.

Вновь созданное подразделение – Институт экономики и менеджмента – одно из первых подразделений в Томском государственном университете, которое стало реализовывать программный принцип управления образовательной деятельностью. Цель такого подхода – ориентация на потребности рынка труда и работодателей, а также на студентов в подготовке востребованных специалистов, ориентация на постоянные улучшения и обновление образовательных программ. Для повышения качества образовательных программ и более гибкого реагирования на изменения рынка труда были созданы советы образовательных программ, в которые вошли, помимо академического сообщества, представители бизнеса и государственного управления. Также в ИЭМ создан попечительский совет, в состав которого вошли представители власти, крупного бизнеса, зарубежного академического общества

Издательская деятельность ТГУ

Издательская деятельность Томского университета началась в 1889 году, когда вышел первый номер журнала «Известия Императорского Томского университета». Сначала издания университета печатались в сторонних типографиях, но постепенно ТГУ начал накапливать собственную издательскую базу. В 1955 году в университете появилось первое за Уралом вузовское издательство. В 1969-м ТГУ обзавелся первым ротапринтом. В 1987 году открылась учебная типография отделения журналистики, где также печаталась продукция университета. В 2013 году на базе редакционно-издательского отдела в ТГУ был создан Издательский дом и открыто «единое окно заказов», чтобы облегчить структурам университета и отдельным его сотрудникам доступ к издательским и полиграфическим услугам.

Сегодня в сферу издательской деятельности ТГУ включены: Издательский дом, учебно-производственная типография ФЖ, Издательство ТГУ, Издательство научно-технической литературы. Университет является учредителем более 30 научных изданий и средств массовой информации. Среди них – «Известия высших учебных заведений. Физика», «Вестник Томского государственного университета»  (в том числе по различным направлениям), «Труды ТГУ», «Сибирский психологический журнал», журнал «Открытое и дистанционное образование», многотиражная газета «Alma Mater» и другие.

Издательская деятельность обеспечивает издательской продукцией структурные подразделения и общеуниверситетские службы и направлена на продвижение бренда Томского государственного университета, популяризацию результатов научно-исследовательских работ сотрудников, аспирантов и студентов университета, обеспечение образовательного процесса всеми видами учебных изданий, выпуск информационной, рекламной и бланочной продукции. Организационные и координирующие функции издательской деятельности возложены на редакционно-издательский совет университета, председателем которого является ректор.

Ежегодно утверждается план изданий, в который включены учебные, научные, научные периодические и рекламно-информационные издания.

Издательский дом активно оснащается современным полиграфическим оборудованием, что значительно улучшает качество издаваемой продукции, часть которой уже по достоинству оценена на различных конкурсах. Так, например, на Сибирском межрегиональном конкурсе изданий высших учебных заведений «Университетская книга – 2014» Издательский дом ТГУ получил сразу шесть дипломов в различных номинациях, на этом же конкурсе в 2015 году – пять дипломов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector