10 самых лучших университетов казахстана

К чему будут готовы выпускники при академической свободе?

Одна из задач академической свободы – подготовка востребованных на рынке труда специалистов. Вполне логично, если спрос и предложения будут изучать вузы.

«Основной работодатель на рынке в Казахстане – это государство. Более 60% трудоспособного населения косвенно или прямо работает на государство. Соответственно, для него большинство госвузов выпускают специалистов, а частные вузы – для бизнеса. Нам поступают заказы, например, подготовить IT-специалистов. Мы обучаем молодых людей, к нам из компании-заказчика приходят сотрудники, которые преподают. Во время учёбы в вузе студент уже практикуется в бизнес-сфере. В итоге, получая диплом, он имеет два года стажа и потенциального работодателя», – говорит ректор Университета имени Сулеймана Демиреля (СДУ) Канат Кожахмет.

Ректор СДУ Канат Кожахмет / Фото Виктории Ли

Специалистов, готовящихся к работе в госсекторе, в несколько раз больше. Как следствие, выше конкуренция, поэтому многие, заканчивая высшее учебное заведение, работают не по специальности. К этому нужно быть готовыми, предупреждают ректоры.

«У нас есть факультет «Международные отношения». Если посмотреть на его учебную программу, становится понятно, что это дипломатия. Но мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы работать дипломатом в МИД, нужно не профессию выбрать, а родителей. Если у молодого человека родители не работают в МИД, то мало шансов попасть туда. Именно по этой причине мы готовим дипломатов, но тех, кто может найти работу в других, соседствующих областях, чтобы человек не потерялся в жизни», – считает Эндрю Вахтель ректор университета Narxoz.

Похожего мнения придерживается и декан факультета информационных технологий Казахстанско-британского технического университета (КБТУ) Фуад Гаджиев:

«Дипломатия – это не специальность. Это два часа говорить ни о чём и обо всём. Как можно учить дипломатии 18-летнего молодого человека, который ещё не созрел психологически к жизни? Он формирует свои взгляды и накапливает опыт в стенах вуза. Поэтому вузы думают за него: какие знания дать, чтобы после получения диплома он не пополнил ряды безработных», – говорит Фуад Гаджиев.

Декан факультета в КБТУ Фуад Гаджиев / Фото Виктории Ли

Эксперты сошлись во мнении, что зависеть от рынка труда нельзя – слишком он непостоянен. Предугадать, какие профессии станут востребованными в будущем, никто точно сказать не может. 10-15 лет назад самых востребованных в настоящее время профессий не было вовсе. По мнению Эндрю Вахтеля, ненужными в будущем окажутся те специалисты, работу которых может заменить компьютер, запрограммированное оборудование или другая техника.

Напротив, самыми востребованными специальностями называют дизайн, экологию, психологию и социологию. Те сферы, в которых нужен анализ и обработка огромного количества информации, а также творческий подход, где машина не заменит живого человека.

Задача вузов – подготовить такого человека, который сможет в любое время и при любых обстоятельствах использовать те знания, которые он получил. Профессия – это грамотность и навыки, которыми вооружится молодой человек в стенах учебного заведения. От того, как он ими сможет воспользоваться в жизни, зависит его востребованность и успех, говорят ректоры. Академическая свобода, как понимают ректоры, даст возможность сделать из 18-летних юношей и девушек готовых к новым вызовам специалистов.

Система образования Казахстана

Срок обязательного образования в Казахстане составляет 11 лет. Дети идут в школу в 6-7 лет. Ранее они посещают дошкольные учреждения. Среднее образование длится в среднем до 17 лет. По окончанию ученики проходят Единое национальное тестирование (ЕНТ) — вступительный экзамен в университеты и выпускной экзамен со школы.

Среднее образование обязательно. К нему относят не только школьное обучение, а и начальное профессиональное и среднее профессиональное образования. Среднее образование делится на начальную (1-4 классы), основную (5-9 классы) и старшую (10-11 классы) ступени.

Начальное профессиональное и среднее профессиональное образования получают на базе основного образования, после завершения 9 классов. Начальное профессиональное образование получают в специальных лицеях и школах за 2-3 года. Среднее профессиональное получают в колледжах и училищах за 3-4 года.

Высшее образование

Высшее образование предоставляется только после получения среднего. Для поступления абитуриенты сдают экзамены (ЕНТ или КТА). В конце институтского образования выпускнику присуждается степень бакалавра (4 года), специалиста (5 лет), магистра (6 лет).

Второе и дальнейшие высшие образования в Республике Казахстан получают на коммерческой основе и в ускоренном режиме за 2-3 года.

Языки образования

Как правило, обучение проходит на казахском или русском языках. Учащиеся национальных школ могут выбрать язык сдачи экзаменов между русским и казахским.

Без знания государственного языка нельзя претендовать на гранты, карьеру в муниципальных учреждениях и правоохранительной сфере.

Порядок проведения комплексного тестирования (КТА)

Комплексное тестирование абитуриента проводится в высших учебных заведениях, список которых утверждается министерством образования РК.

Для участия в КТА поступающему необходимо представить в приемную комиссию ВУЗа следующие документы:

  • заявление по специальной форме;
  • копию документа, удостоверяющего личность (удостоверение личности);
  • документы об образовании (аттестат или диплом);
  • медицинскую справку по форме 086-У;
  • квитанцию об оплате за проведение тестирования;
  • фото 3×4 – 2 шт.

Прием заявлений для участия в комплексном тестировании проводится приемными комиссиями высших учебных заведений с 20 июня по 9 июля. Тестирование проводится с 17 по 23 июля. КТА проводится на русском или казахском языках по выбору в рамках общеобразовательной программы 11 классов по четырем предметам:

  • язык обучения (русский или казахский язык);
  • математика;
  • история Казахстана;
  • предмет по выбору.

На комплексное тестирование отводится 2 часа 30 минут. Количество вопросов в тесте – 25.

Среднее образование

Среднее образование в Казахстане является обязательным и включает среднее общее, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование. В первый класс дети принимаются с 6-7 лет. Среднее общее образование Казахстана содержит 3 ступени: начальную (1-4 классы), основную (5-9 классы) и старшую (10-12 классы). Для наиболее полного развития потенциальных возможностей особо одаренных обучающихся разрабатываются образовательные программы, которые реализуются в специализированных школах для одаренных детей.

Начальное профессиональное образование в Казахстане приобретается за 2-3 года в профессиональных школах и профессиональных лицеях на базе основного общего образования. Среднее профессиональное образование получают за 3-4 года в колледжах и училищах на базе основного общего образования на конкурсной основе.

Качество казахстанского среднего образования сравнительно невысоко. Например, по данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся за 2014 год выпускники казахстанских школ сильно уступают своим сверстникам, прошедшим обучение в странах с аналогичным уровнем ВВП на душу населения. Было установлено, что уровень подготовки учащихся из Турции или России значительно превосходит казахстанский по таким предметам, как математика, естественные науки и чтение. Но, большим отличием Казахстанского образования является наличие предмета «Самопознание» , на котором учащиеся получают нравственно-духовные знания..

Общие вопросы поступления

В высшие учебные заведения принимаются лица, имеющие:

  1. высшее (высшее профессиональное) образование;
  2. техническое и профессиональное (начальное и среднее профессиональное, послесреднее) образование;
  3. общее среднее образование.

Абитуриенту предоставляется возможность поступления в ВУЗ за счет собственных средств (платно), либо посредством государственного образовательного заказа (гранты). Право на получения гранта, кроме граждан РК, предоставляется также лицам казахской национальности, не являющимся гражданами Республики Казахстан (оралманам) и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан.

Прием в высшие учебные заведения осуществляется в соответствии с баллами, набранными на едином национальном тестировании (ЕНТ) или комплексном тестировании абитуриента (КТА). ЕНТ проводится для выпускников после окончания 11 классов средней общеобразовательной школы. КТА проводится для:

  • для выпускников школ прошлых лет, которые не сдавали ЕНТ или не набрали необходимое количество баллов;
  • выпускников технических и профессиональных (начальных и средних профессиональных, послесредних) организаций образования (колледжи, ПТУ и пр.);
  • выпускников общеобразовательных школ, обучавшихся по линии международного обмена школьников за рубежом;
  • выпускников общеобразовательных школ с не казахским и не русским языками обучения;
  • выпускников республиканских музыкальных школ-интернатов;
  • лиц, окончивших учебные заведения за рубежом.

Иностранцы поступают в ВУЗы по результатам собеседования, проводимого приемными комиссиями ВУЗов.

Для абитуриентов законодательством предусмотрены льготы в виде квот для определенных категорий граждан.

Категория граждан Размер квоты
Инвалиды I, II групп, инвалиды с детства, дети инвалидов 1 %
Лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1 %
Дети сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей 1 %
Оралманы 2 %
Граждане из числа аульной (сельской) молодежи на специальности, определяющие социально-экономическое развитие аула (села) 30 %

С перечнем специальностей, по которым устанавливается сельская квота приема в ВУЗы, Вы можете ознакомиться, перейдя по этой ссылке. Там же можно подобрать себе специальность и узнать профильный предмет и предмет по выбору для этой специальности.

Узбекистан

Международный Вестминстерский университет в Ташкенте WIUT

Первый международный англоязычный университет в Узбекистане. Основан в 2002 году. Предлагает образование в западном стиле с британской квалификацией.

Вуз создан для подготовки в Узбекистане квалифицированных кадров в соответствии с требованиями мировых образовательных стандартов и создания условий для поддержки потенциала одаренной молодежи.

Обучение проводится по грантам университета и на платной основе. Образовательные стандарты, учебные планы и программы бакалавриата и магистратуры WIUT соответствуют принятым в Вестминстерском университете Лондона.

Университет Инха в городе Ташкент IUT

Один из ведущих университетов Узбекистана по подготовке специалистов в сфере информационных технологий и логистики.

Университет Инха в Ташкенте создан в 2014 году как результат сотрудничества между Университетом Инха Южной Кореи и Правительством Республики Узбекистан. Основная цель IUT — подготовить лидеров будущего в области технологий, промышленности, бизнеса и других профессий, которые будут способствовать развитию нации и общества.

Выпускники вуза получают два диплома: образца Университета Инха в Республике Корея и диплом Университета Инха в городе Ташкент. Дипломы, выданные выпускникам ташкентского вуза, полностью идентичны дипломам в Корее и дают право на трудоустройство и дальнейшее обучение во всех странах мира.

Технический институт Ёджу в городе Ташкент

Источник фотографии: pv.uz

Вуз создан в 2017 году в рамках корейско-узбекского бизнес-форума, посвященного визиту президента Узбекистана в Республику Корея.

Основная задача института Ёджув Ташкенте — подготовка высококвалифицированных кадров и специалистов с современными профессиональными навыками, востребованными на рынке труда.

Профессорско-преподавательский состав института в основном представлен международными профессорами из Великобритании, США, Бельгии, Южной Кореи и Саудовской Аравии.

Выбор профессии в Казахстане: какие специальности сейчас востребованы?

Рынок труда сейчас динамичный в связи с активной диджитализацией всех сфер жизни. Кроме того, что меняются старые профессии, появляются еще и новые. 

Поэтому важно следить за тенденциями, думать о перспективах трудоустройства. Полезным ресурсом для тех, кто серьезно подходит к выбору профессии, станет электронная биржа труда РК

На сайте можно ознакомиться с регулярными отчетами по рынку труда, а так же

Важно также помнить, что будущая карьера не зависит только от выбора специальности.  . Приводим вам пример самых востребованных профессий на момент 2019-го года со средней заработной платой и местами, где можно работать: 

Приводим вам пример самых востребованных профессий на момент 2019-го года со средней заработной платой и местами, где можно работать: 

  • менеджер по продажам: заработная плата 50 000 — 1 000 000 тенге. Места работы: предприятия, которые производят продукцию для продажи в Казахстане и на экспорт, торговые марки, магазины, торговые сети;
  • бухгалтер: заработная плата в среднем 80 000 тенге. Места работы: предприятия, магазины, рестораны и т.п.; 
  • торговый представитель: заработная плата 50 000 — 250 000 тенге. Места работы: торговые марки;
  • маркетолог: заработная плата от 50 000 до 400 000 тенге. Места работы: бренды (одежда, продукты), промышленные предприятия, торговые марки;
  • администратор: заработная плата от 50 000 до 150 000 тенге. Места работы: гостиницы, рестораны, кинотеатры, бутики;
  • переводчик: заработная плата в среднем 200 000 тенге. Места работы: предприятия, фирмы, курсы по преподаванию иностранных языков;
  • инженер: заработная плата от 70 000 до 350 000 тенге. Места работы: предприятия и фирмы;
  • банковский работник: заработная плата от 30 000 до 200 000 тенге. Места работы: банки;
  • дизайнеры;
  • рекламщики;
  • журналисты;
  • риелторы;
  • специалисты информационных технологий. 

Две формы обучения

Знания в вузах Казахстана получают по традиционным формам: очная и заочная.

Предпочтение, конечно же, отдается очной форме обучения. Глубокие, расширенные знания можно получить при постоянных и систематических занятиях на факультетах при контроле со стороны педагогов и преподавателей. Тем более весь учебный процесс структурирован, дозирован для студентов, что, конечно, облегчает процесс обучения и настраивает студента на получение большего объема знаний.

Заочная форма имеет ряд преимуществ: свободное время для обучения, использование дополнительного опыта. Но есть и отрицательные моменты: заставить себя заниматься системно и ежедневно не каждому под силу. Тем более не практикуют такую форму обучения медицинские вузы Казахстана. Это и понятно, самое дорогое у человека – его здоровье, и как поручить такую драгоценность специалисту, который освоил программу не полностью, а лишь поверхностно?

Государственные расходы

По сравнению с рядом государств Организации экономического сотрудничества и развития уровень государственных вложений в казахстанскую систему образования относительно объёма валового внутреннего продукта страны оставляет желать лучшего. Например, в 2013 году он не превышал 0,3 % от ВВП, в то время как в Российской Федерации он составляет 1,4 % ВВП, а в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития он достигает 1,6 % ВВП. При этом выделенные из общественных фондов средства распределяются крайне неэффективно и по самым разным критериям не могут обеспечить ожидаемого результата.

По «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005—2010 годы» объём расходов государственного бюджета, необходимых для реализации Программы, планировался в размере 330 812,0 млн тенге.

Бюджет Министерства образования и науки составлял в 2004 году 31 миллиард тенге, в 2007—131,5 миллиард тенге.

В 2012—2014 годах расходы на образование и науку составят 1 132 миллиарда тенге,
а именно:

  • 2012 год — 365 миллиардов тенге
  • 2011 год — 260 миллиардов тенге

В соответствии с Законом РК «О Республиканском бюджете на 2013—2015 гг.» в 2013 году расходы на образование составят 469,6 млрд тенге.

В дальнейшем была принята «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011—2020 годы», которая должна была реализовываться в два основных этапа: первый 2011—2015 годы и второй 2016—2020 годы. Объём государственного финансирования этой программы на период с 2011 до 2013 годы составлял 151,15 млрд казахстанских тенге.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Образование в Казахстане: этапы обучения

Образование в Казахстане: этапы обучения

Выполнила: Файзыханова Г.М. 

Слайд 2

Текст слайда:

Особенности системы образования Казахстана

Система образования в Казахстане устроена таким образом, что учебные программы в республике принято делить на два типа: профессиональные и общие. Кроме того, есть несколько уровней. Так, образование бывает дошкольным, средним, высшим и последипломным, или, как его еще называют, послевузовским.

Слайд 3

Текст слайда:

Среднее образование в республике (Казахстане)

Все граждане страны должны в обязательном порядке получить среднее образование. При этом также есть несколько уровней. В понятие среднего образования включают общее, начальное профессиональное и среднетехническое (или среднее профессиональное). В школу детей принимают с шести-семи лет. У среднего образования есть три ступени: начальная школа (с первого по четвертый класс), основная (с пятого по девятый класс) и старшая (десятый и одиннадцатый классы). Самые одаренные учащиеся могут учиться по специальным программам в учебных заведениях, рассчитанных на одаренных детей, где те могут наиболее полно раскрыть свой потенциал.

Слайд 4

Текст слайда:

Что касается начального профессионального образования, то срок его получения длится, как правило, от двух до трех лет, а получают его молодые люди в профессиональном лицее или школе (уже на основе общего среднего). Колледжи и училища рассчитаны на три-четыре курса.

Слайд 5

Текст слайда:

Высшее образование в Казахстане

Для получения высшего образования необходимо сначала окончить школу, колледж или училище. Поступают абитуриенты после сдачи выпускных и вступительных экзаменов в форме единого стандартизированного тестирования, которое получило название ЕНТ. Те, кто получил среднее образование до нововведения, могут написать другую работу. В их случае необходимо сдавать комплексное тестирование. Граждане республики могут получать после успешного прохождения конкурса международную стипендию под названием «Болашак», которая открывает возможность получить образование за границей. Когда студент оканчивает вуз, он становится бакалавром (бакалавриат подразумевает четыре года обучения), специалистом (пять лет) или же магистром (шесть лет). Второе высшее образование в Казахстане можно получить только на основе контракта. При этом обучение проходит в ускоренном темпе, за два-три года.

Слайд 6

Текст слайда:

Ведущими вузами признаны Евразийский национальный университет, КазНУ им. Аль-Фараби, Карагандинский государственный университет и многие другие.

Слайд 7

Текст слайда:

Последипломное образование

Для того чтобы получить профессиональную последипломную подготовку, казахстанцы должны быть специалистами или магистрами. Такое обучение принято разделять на аспирантуру, ассистентуру и докторантуру. Жителям страны может присуждаться после успешного прохождения конкурса международная стипендия, которую они могут потратить на получение образования за границей. Аспиранты учатся не больше 4 лет, ассистенты – не больше 3 лет, а докторантура длится, как правило, три года.

Слайд 8

Текст слайда:

Образование для иностранцев

Иностранцы, которые на постоянной основе живут в Казахстане, могут получить образование так же, как и граждане республики. Образование в Казахстане постоянно развивается. Однако право на бесплатное обучение и возможность получения государственных стипендий остается основообразующим фактором как для граждан страны, так и для иностранцев и лиц, которые не имеют гражданства.

Слайд 9

Текст слайда:

Международное сотрудничество

Образование, наука республики Казахстан развиваются под государственным и международным контролем и покровительством. Это касается как средних школ, так и вузов. В 2000 году власти Казахстана и Таджикистана направили свою деятельность на организацию международного института. Он должен был иметь название Университета Центральной Азии и стать первым в мировой практике заведением подобного рода. Подразумевали, что организация будет иметь три кампуса, а корпус в Казахстане строили недалеко от столицы. В 2003 году Азиатским банком развития был выделено государству 600 тысяч долларов для технического обеспечения. С Казахстаном в сфере образования также сотрудничали члены Корпуса мира как представители организации неправительственного характера.

Слайд 10

Текст слайда:

Подытожим

В Казахстане работают:163 высших учебных заведения, из них: 57 – государственных 106 — частных.

Слайд 11

Текст слайда:

Спасибо за внимание

Проекты и программы

Назарбаев Интеллектуальные школы

Назарбаев Интеллектуальные школы (НИС) были основаны в 2008 году (как Оркен ) с миссией «повысить интеллектуальный потенциал» Казахстана. Фактически, организация разрабатывает, пилотирует и распространяет программы для использования в национальной системе начального и среднего образования через свою сеть начальных и средних школ, центры профессионального развития (центры передового опыта), международные школы и связанные с ними организации. Недавние реформы учебных программ были инициированы НИС в сотрудничестве с Национальной академией образования.

Специализированный лицей Арыстан

Специализированный лицей Арыстан

Специализированный лицей «Арыстан» начал работу в январе 2011 года, в лицей приехали учиться с девятого по одиннадцатый класс учащиеся со всех регионов. Его спонсирует Фонд Назарбаева. Сильно укоренившись в армейском образе жизни, в лицее работают 21 военнослужащий и 5 военных специалистов, что также позволяет проводить базовую военную подготовку и воспитывать дисциплину. У лицея есть свой флаг как воинской части, а также герб, присяга на верность и кодекс чести. В апреле 2013 года Президент Назарбаев охарактеризовал лицей как «хороший пример участия частного капитала в расширении доступа к качественному образованию». Всего было шесть выпускных классов, многие из которых поступили в военные учебные заведения Минобороны , Назарбаев Университета и Евразийского университета , а также в учебные заведения России , Беларуси , Украины и США .

Болашак

Стипендия Президента Республики Казахстан «Болашак» была учреждена в 1993 году указом Президента: «В условиях перехода Казахстана к рыночной экономике и расширения международных контактов существует острая потребность в кадрах с продвинутым уровнем подготовки. западное образование, а значит, сейчас необходимо отправлять наиболее квалифицированную молодежь для обучения в ведущих учебных заведениях зарубежных стран ». Стипендия основана на заслугах, и процесс отбора включает в себя не только академическую успеваемость, но и знание языка обучения, психологическое тестирование и процесс собеседования. Приверженность развитию Казахстана и патриотизм также являются факторами. Окончательное решение принимает Республиканская комиссия под председательством государственного секретаря, в состав которой входят министры, члены парламента и члены канцелярии президента. Республиканская комиссия также утверждает страну обучения и программу обучения.

Стипендия требует, чтобы все получатели вернулись в Казахстан после окончания учебы и проработали пять лет в Казахстане . Стипендия покрывает все расходы, связанные с образованием, включая плату за обучение, проезд и стипендию. Ожидается, что ученые будут поддерживать академические успехи. В США это соответствует среднему баллу 3.0.

В настоящее время около 1800 стипендиатов обучаются за рубежом в 24 странах. В 2005 году стипендии получили около 1700 человек. Самыми популярными странами являются США (около 700 студентов, отобранных в 2005 году), Великобритания (около 400 студентов, отобранных в прошлом году) и Россия (около 300 студентов, отобранных в 2005 году). Австралия и Малайзия — две страны, представленные впервые в 2005 году, каждая из которых принимает по 2 стипендиата программы «Болашак». Назарбаев Университет начал свою работу с 2010 года и охватывает систему «Болашак», поэтому программа «Болашак» закрыта только для бакалавров.

Болонский процесс

Правительство завершает этап внедрения кредитной системы с тремя западными академическими уровнями (бакалавр-магистр-доктор философии), которая позволяет казахстанским студентам учиться на международном уровне без каких-либо проблем с пониманием. Национальная образовательная система Казахстана также допускает возможность включения в учебную программу факультативов и курсов по выбору учащихся.

Духовно-нравственный

В марте 2001 года Сара Назарбаева инициировала разработку Проекта нравственно-духовного воспитания (МДП) «Самопознание».

1 сентября 2010 года началось массовое внедрение предмета «Самопознание» в систему непрерывного образования Республики Казахстан: детский сад — школа — колледж — университет. В педагогических вузах введена специальность «Социальная педагогика и самопознание», в рамках которой началась подготовка будущих учителей самопознания.

В июне 2012 года прошел первый выпуск сертифицированных учителей самопознания, подготовленных Гуманитарным колледжем «Самопознание» гармоничного развития человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector